Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924)
Выдающийся русский и советский поэт, прозаик и переводчик. Основоположник русского символизма. Один из наиболее ярких представителей русской литературы Серебряного века.
Родился в Москве 1(13) декабря 1873 года.
Учился в гимназии Креймана и уже тогда писал стихи. Первая публикация в детском журнале «Задушевное слово» датирована 1884 годом. По его собственным воспоминаниям кумирами Брюсова гимназиста были Николай Некрасов и Семён Надсон.
Время окончания гимназии совпало с началом страстного увлечения юным Брюсовым поэзией французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме.
Поступив в 1893 году на историко-филологический факультет Московского университета, Валерий Брюсов начинает активно печать свои стихи в различных журналах, пишет статьи посвященные современной французской поэзии и даже пишет драму «Декаденты» посвященную его кумирам и их отношениям друг к другу.
Окончив в 1899 году университет Валерий Брюсов полностью посвящает себя литературному творчеству и весьма преуспевает в этом. До революции активно сотрудничал с журналами «Скорпион», «Весы» и «Русская мысль». Был одним из основоположников жара фантастики в русской литературе. Самым крупным его произведением в этом жанре стал роман «Гора Звезды», повествующий о том, что где-то в центре пустыни Сахара уже более 700 лет существует колония марсиан.
Слава Брюсова в России начала 20 века была столь велика что, когда он в августе 1910 года поселился с женой в доме №30 на 1-й Мещанской улице принадлежавшему купцу первой гильдии Ивану Кузьмичу Баеву москвичи сразу стали называть его не иначе, как «Дом Брюсова».
Пикантность ситуации заключалась главным образом в том, что Брюсов был известен, как ярый ненавистник стиля «модерн» в архитектуре и в 1909 году написал весьма едкое стихотворение:
Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный
И утки вольные жизнь тешили в воде…
…Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск…
…Но изменилось все! Ты стала в буйстве злобы
Все сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль модерн…
Вот так, ни больше и ни меньше. Написал, а через год поселился в новеньком, только что отстроенном доме возведенным в самом что ни на есть стиле «модерн», вернее даже «скандинавский модерн», с явными элементами готики.
Строил, вернее перестраивал этот дом известный архитектор Владимир Иванович Чагин, по проектам которого ранее были возведены Сандуновские бани в Москве, перестроен особняк Кельха в Санкт-Петербурге и множество других зданий.
Сам Иван Кузьмич Баев поселился с семьёй на втором и третьем этажах своего нового дома, а пятикомнатную квартиру на первом этаже сдал Брюсову, который прожил здесь до самой смерти, о чем свидетельствует мемориальная доска.
Как можно понять из надписи на доске Октябрьскую революцию Брюсов принял восторженно
С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати,с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе, с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). В 1920 году Брюсов стал членом РКП(б).
В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии первый том которой вышел уже после его смерти.
В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Валерий Яковлевич Брюсов был награжден почетной грамотой от Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского правительства»
Скончался 9 октября 1924 года от тяжелой формы воспаления легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №3.
Плятт Ростислав Янович (1908–1989)
Замечательный советский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР.
Родился 30 ноября (13 декабря) 1908 года в Ростове-на-Дону в семье известного адвоката. В 1916 году семью постигло большое горе, скончалась мама Ростика Зинаида Ивановна, после чего отец с сыном уехали в Москву.
Ростислав во время учебы в школе занимался в драмкружке, и после выпуска в 1926 году поступил в драматическую студию под руководством Юрия Завадского и одновременно играл на сцене руководимого наставником театра.
В 1936 году Завадского направили в Ростов-на-Дону для работы в Театре драмы им. М. Горького. Вместе с ним на свою малую родину направился и Плятт, но в 1938 году вернулся в Москву поступил на службу в Театр имени Ленинского комсомола.
Во время Великой Отечественной войны Плятт оставался в Москве и играл во временном Московском театре драмы, где объединились немногие артисты разных театров, не уехавшие в эвакуацию.
Они ставили и играли пьесы Константина Симонова. В этих спектаклях Плятт впервые проявил себя, как мастер психологической игры.
В 1943 году он перешёл в вернувшийся Театр имени Моссовета, где прослужил до конца своих дней. Творчество актёра отличали интеллигентность, глубокое проникновение в образ, умение расположить к себе.
Каждый спектакль, в котором играл Ростислав Плятт, становился событием в театральной жизни столицы. Он играл самые разноплановые роли, но, конечно, главным спектаклем в его актерской биографии, по справедливости, считается постановка Анатолия Эфроса по пьесе американского драматурга Виньи Дельмар «Дальше - тишина…».
Партнершей Ростислава Яновича в этом спектакле была незабываемая Фаина Георгиевна Раневская.
В кино Ростислав Плятт дебютировал в 1939 году. В кинокомедии «Подкидыш он сыграл геолога-холостяка, пытавшегося накормить девочку крабами.
Фильм имел огромный зрительский успех и как говорится, на следующее утро после премьеры артист проснулся знаменитым.
Фильмография актера насчитывает около 50 ролей, но зритель в первую очередь запомнил его по работам в картинах
ну и конечно же незабываемые «17 мгновений весны»
Пастор Шлаг, великолепно сыгранный Ростиславом Яновичем в этом незабываемом фильме, стал первым в советском кинематографе положительным образом священнослужителя. Его герой человек умный, волевой и честный, по-настоящему любящий свою Родину и ненавидящий фашизм.
Последней ролью, сыгранной замечательным актером в кино, стал легендарный скрипичный мастер Николо Амати в экранизации романа братьев Вайнеров «Визит к Минотавру».
Много работал на радио, в том числе 40 лет участвовал в записи популярнейшей детской передачи «Клуб знаменитых капитанов»
Народный артист СССР, Герой Социалистического труда Ростислав Янович Плятт скончался 30 июня 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №10.
Марков Леонид Васильевич (1927–1991)
Замечательный советский актер театра и кино. Народный артист СССР.
Родился 13 декабря 1927 года в селе Алексеевском (Северный Казахстан).
Его отец был актёром провинциальных театров, мама - гримёром. Семья постоянно переезжала с места на место и Леониду, вместе с его старшей сестрой Риммой пришлось сменить несколько школ.
В провинциальных театрах было принято задействовать в спектаклях детей артистов театра, так что на сцену мальчик вышел раньше, чем пошёл в школу.
Школу Леонид и Римма закончили в Вологде. Там же они поступили в студию при местном драматическом театре, где художественным руководителем была Лия Давыдовна Ротбаум. Она чувствовала, что Леонид Марков способен на большее. И повезла его «показывать» в Москву, прихватив заодно и Римму Маркову.
В 1947 году двадцатилетнего Леонида Маркова вместе с сестрой, приняли в театральную студию, а потом и в Театр Ленинского комсомола, которым руководили выдающиеся режиссеры и педагоги Иван Берсенев, Софья Гиацинтова и Серафима Бирман.
В Театре Ленинского комсомола Леонид Марков проработал с 1947 по 1960 год, затем была работа в Театре имени Пушкина и наконец в 1966 он переходит в театр имени Моссовета.
Именно в этом театре Марков, который к тому времени уже был, достаточно известным актером сумел в полной мере раскрыть свой актерский потенциал.
Нужно сказать, что Юрий Завадский, приглашал Леонида Маркова специально для ввода в спектакль «Маскарад». С 1963 года в этом спектакле роль Арбенина играл блистательный Николай Мордвинов. Если его Арбенин был аристократом с прямой спиной и абсолютно правильной речью
то герой Леонида Маркова был разночинцем, который выбился в люди, и за это его ненавидят в свете. В общем это было совершенно новое прочтение и фактически новый спектакль.
За «Маскарадом» последовали другие не менее замечательные спектакли:
В 70-е годы прошлого века все самые знаменитые московские театры делали Леониду Маркову предложения одно заманчивее другого, но он оставался верен «Моссовету» хотя один раз ненадолго «отлучился» в Малый.
Если в театре Леонид Васильевич был настоящей звездой, то с кинематографом отношения у него долго не складывались.
Первую значительную роль он сыграл только в 1971 году в фильме «Русское поле».
В дальнейшем снимался достаточно много. Напомню только несколько ролей этого замечательного актера:
Эти и многие другие фильмы, в которых сыграл Леонид Васильевич Марков навсегда вошли в золотой фонд советского кинематографа и сделали его одним из самых популярных актеров позднесоветского периода.
Замечательный актер ушёл из жизни 1 марта 1991 года. Похоронен на главной аллее Кузьминского кладбища в Москве.
Рыбников Николай Николаевич (1930-1990)
Один из популярнейших актеров советского кино 50-х 60-х годов прошлого века. Народный артист РСФСР.
Родился 95 лет назад 13 декабря 1930 года в Борисоглебске.
Во время Великой Отечественной войны его отец погиб на фронте, а мама умерла вскоре после победы.
Николай поехал в Сталинград, где проживали его родственники и уже в восьмом классе играл во вспомогательном составе Сталинградского драматического театра.
В 1948 году окончив школу поехал в Москву и поступил во ВГИК. Во время учебы влюбился в свою однокурсницу Аллу Ларионову. Ещё будучи студентами, они вместе снялись в фильме «Команда с нашей улицы»
Впрочем, тогда Ларионова не ответила Николаю взаимностью. Ещё будучи студенткой, она снялась в фильме-сказке Александра Птушко «Садко», где сыграла роль Любавы, жены главного героя и сразу стала знаменита. Ну а когда в 1954 году на экраны вышел фильм «Анна на шее» где Ларионова сыграла свою самую знаменитую главную роль светской красотки Анны Соболевой её слава стала просто запредельной.
В 1957 году узнав, что Ларионова ждет ребенка от одного очень известного актера, который категорически отказывается на ней жениться, Николай Рыбников предложил ей выйти за него замуж. Потом их называли самой красивой парой советского кино.
Между тем во второй половине 50-х начале 60-х Николай Рыбников стал одним из самых популярных актеров в советском кинематографе
Напомню только некоторые его звездные роли:
В 1971 году Николай Рыбников и Алла Ларионова снялись в главных ролях в фильме «Седьмое небо»
В 70-е – 80-е годы работы у супругов стало меньше, и они главным образом зарабатывали на жизнь работой в «Театре киноактера», творческими встречами со зрителями и съемками в небольших эпизодах.
В конце 1970-х и в 1980-х годах актёра приглашали сниматься всё реже и по большей части в эпизодических ролях. Наиболее яркая роль Рыбникова этого периода — пенсионер-склочник Кондратий Петрович в ленте «Выйти замуж за капитана» (1985). Скоропостижно скончался от сердечного приступа 22 октября 1990 года на 60-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище, участок № 2.
Через 10 лет рядом с ним упокоилась супруга
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.