Найти в Дзене

Неаполитанский спектр красок в живописи.

Родионова С. А. Пионы хм 30х40 2024 Термин “Неаполитанские краски” (или Неаполитанский цвет) вызывает в воображении образы яркого средиземноморского солнца и изысканной живописи Рококо. Однако это понятие шире, чем просто один желтый пигмент. Оно охватывает целую гамму теплых, пастельных и телесных оттенков, которые стали визитной карточкой южно-итальянских мастеров XVIII века. 1. Расширение понятия: неаполитанский желтый как прототип Изначально, как мы знаем, “Неаполитанский желтый” (Giallo di Napoli) был конкретным пигментом — свинцовой сурьмой. Он служил эталоном для: Теплого Света: Идеально передавал атмосферу солнечного дня, тепло камня и штукатурки. Светотени: Использовался для формирования самых светлых, освещенных участков, создавая мягкий, но яркий контраст с холодными тенями. Именно успех этого желтого пигмента породил стремление создать целую группу цветов, которые бы гармонично работали вместе, передавая ту же мягкую, сияющую теплоту. 2. Неаполитанский спектр: телесные и
Оглавление

Родионова С. А. Пионы хм 30х40 2024
Родионова С. А. Пионы хм 30х40 2024

Термин “Неаполитанские краски” (или Неаполитанский цвет) вызывает в воображении образы яркого средиземноморского солнца и изысканной живописи Рококо. Однако это понятие шире, чем просто один желтый пигмент. Оно охватывает целую гамму теплых, пастельных и телесных оттенков, которые стали визитной карточкой южно-итальянских мастеров XVIII века.

1. Расширение понятия: неаполитанский желтый как прототип

Изначально, как мы знаем, “Неаполитанский желтый” (Giallo di Napoli) был конкретным пигментом — свинцовой сурьмой. Он служил эталоном для:

  • Теплого Света: Идеально передавал атмосферу солнечного дня, тепло камня и штукатурки.
  • Светотени: Использовался для формирования самых светлых, освещенных участков, создавая мягкий, но яркий контраст с холодными тенями.

Именно успех этого желтого пигмента породил стремление создать целую группу цветов, которые бы гармонично работали вместе, передавая ту же мягкую, сияющую теплоту.

2. Неаполитанский спектр: телесные и розовые оттенки

По мере развития живописи, термин “неаполитанский” стал применяться к целой палитре, используемой для передачи нежных оттенков человеческой кожи, особенно в портретах и фигуративной живописи.

Ключевые составляющие “Неаполитанской гаммы”:

  1. Неаполитанский Розовый (Rosa di Napoli): Это не отдельный пигмент, а скорее техника смешивания. Он создается путем добавления минимального количества красного (например, киновари или краплака) к Неаполитанскому желтому и белилам. Результат — очень нежный, персиково-розовый оттенок, который идеально имитирует светлые участки молодой или светлой кожи.
  2. Телесные Тоны: В XVIII веке требовалась максимальная реалистичность в изображении плоти. Неаполитанская гамма позволяла добиться натурализма без резкости. Теплые желтовато-розовые тона использовались как основа, на которую затем накладывались холодные “синеющие” тени, создавая объем.

3. Исторический контекст: эпоха Неаполитанской школы

Подъем Неаполитанских красок совпал с доминированием Неаполитанской художественной школы в XVIII веке (эпоха позднего Барокко и Рококо).

Мастера, работавшие в Неаполе и Риме, стремились к максимальной реалистичности в передаче света и фактуры. Их интересовало не просто наложение цвета, а оптическое смешение на холсте.

  • Влияние на технику: Художники часто работали алла прима (за один сеанс), требуя от пигментов высокой укрывистости и быстрого высыхания для создания гладких переходов. Неаполитанская гамма отлично подходила для этой задачи.
  • Контраст и Теплота: Их секрет заключался в использовании теплых, почти светящихся цветов (Неаполитанский желтый и розовый) в свету, которые резко контрастировали с глубокими, часто холодными, тенями (с использованием синих и землистых пигментов).

4. Значение для современного художника

Хотя исторический, свинцово-сурьмяный пигмент сегодня заменен на более безопасные аналоги, сама философия Неаполитанской гаммы остается актуальной:

  1. Работа с Температурой: Она учит художника, что свет не бывает “чисто белым”. Он всегда имеет температуру. Использование теплого, кремового тона (аналога Неаполитанского желтого) в самых светлых местах придает живописи сияние.
  2. Имитация Кожи: Для тех, кто работает с фигуративной живописью, понимание того, как смешивать теплые желтые, белила и немного красного для получения реалистичного телесного тона, является фундаментальным навыком.

Заключение

Я долгое время думала, что это просто разбелы и недооценивала их свойство быть светлее чем белила. О своих открытиях и опытах с неаполитанскими красками рассказываю в видео https://vk.com/wall-230208892_1212