Здравствуйте, уважаемые читатели!
Механики и инженеры всегда были людьми уважаемыми, ибо умом своим не пренебрегали, не держали его в запустении, а развивали это жизненно важное достояние во всех делах своих. Говоря о неспособностях предков, альтернативщики унижают не только историков, но и этих людей. На деле же они выказывают только свои качества и "достижения".
Продолжаю разбирать то, что налепил один из самоназванных историков - Дмитрий Белоусов. Самоназванный, поскольку ни в каком вузе науку историю сей фрукт не изучал. Любят многие альтернативщики рядиться в мантии историков для дутой авторитетности в среде глупцов и невежд.
Белоусов: «Теперь про поднять, опять же для молодёжи. Обычный автокран это от 14 до 50 тонн. Есть японские "КАТО" и "КОМАЦУ" есть китайские XCMG... есть немецкий Либхер вот 34 картинка посмотрите на него. Обычная грузоподъемность у всех этих кранов от 600 до 300 тонн. Всё, что больше 300 тонн, это - поднял, положил. На одном месте краном. У нас в стране есть огромная кран-балка на Саяно-Шушенской ГЭС. Она поднимает 500 тонн, вот просто подняла и опустила. Всё.»
Итак, г-н враль уже не знает, как своих читателей-слушателей-зрителей убедить, что не могли и до сих пор не могут...
Разбираемся с кранами. Краны появились не вчера, и не в 19 веке, а в очень далёком прошлом человечества, возможно, с появлением первых воротов и блоков (простейшие средства механики, если что). Очень долго они были "привязанными" к одному месту - стационарными. Сначала, конечно, поднять-опустить (типа колодезного журавля или балки-выступа с блоком).
Потом добавилось "поднять-повернуть-опустить" и "поднять-отодвинуть/подвинуть-опустить". Конечно, сами эти краны можно было перемещать, но не вместе с грузом. А далее они, как и любые махины (так раньше назывались механические девайсы) стали развиваться, усовершенствоваться и разнообразиться, ибо механики среди человеков тоже были с очень давних времён.
С тех пор изменились не только применяемые материалы для этих грузоподъёмных махин (от дерева до стали), источники прилагаемой силы (от человеческой и животной до пара, дизтоплива и проч.), но и конструкции махин. Любят, понимаешь ли, люди изобретать. И эти самые конструкции разнообразились не просто так, а изобретались для выполнения конкретных задач: где-то просто поднять-опустить, а где-то, кроме этого и переместить либо по прямой, либо с поворотом, либо исполнить три этих вида "в одном флаконе". Могу предложить посмотреть видеоролик
или полюбопытствовать здесь
Кстати, кран-балка (зачёркнуто) мостовой* кран Саяно-Шушенской ГЭС выглядит на их фоне более скромно, ибо он создан для конкретных задач и грузоподъёмность у него соответственная, то есть там нет нужды поднимать, опускать и таскать одним краном веса больше, чем 500 тонн.
(*) Кран-балки и полукозловые краны входят в "семейство" мостовых.
А зачем в машинном зале более мощный кран, когда там их два, и они союзно вполне справляются с весом 940 т?
Более мощный кран обойдётся гораздо дороже (начиная от конструкции подкрановых путей, до двигателя, размеров и конструкции самого крана, а также его оснастки). И, да, он не только выполняет задачи типа "поднял-опустил", но ещё и перемещает грузы (хоть вдоль, хоть попрёк зала). Тут псевдоисторик слажался.
Белоусов: «Есть немецкий кран "Либхер" грузоподъёмностью 1200 тонн. Но он не может двигаться с таким грузом, а только поднять его и опустить. Он не может с ней двигаться.»
Так никто и не утверждает, что крану, чтобы поднять и установить колонну, непременно нужно с ней двигаться. Это вовсе не обязательное условие. Такие задачи решаются, по разному. В одних случаях (как при использовании башенных кранов) груз нужно после поднятия переместить на сравнительно большое расстояние, для того краны поставили на рельсы, а стрелу оснастили кареткой или сделали подвижной. В других случаях достаточно поднять только один конец груза большой длины и при этом просто "подвезти" конец груза к нужной точке траектории его движения.
В таком случае кран устанавливают в непосредственной близости у места воздвижения, а другой конец груза "подвозят" к нему либо на тележке, либо самоходным краном (в положении минимального вылета его стрелы). Тогда этот вспомогательный кран берёт на себя часть веса груза.
Я как-то приводила в одной из своих статей видео этого процесса с Ютюба. Но, поскольку нынче до ютюба добраться сложновато, приведу серию скринов по этой операции в Порт-саиде (Египет) в 2023 г.
Как я отметила раньше, краны бывают разные. Тот "кран", что применили Монферран и Адамини, стационарный, то есть, неподвижный. И, хотя он и выглядит для дня сегодняшнего весьма непривычно, но всё необходимое и достаточное для подъёма имелось (то, что требовалось крану): фермы наверху лесов, на них крепились неподвижные блоки полиспастов, сечение стоек лесов было достаточным, чтобы передать огромный вес от нагружаемых ферм на основание (каменную кладку, которую специально возвели вокруг фундаментного блока колонны), а под саму эту постройку (высотою с трёхэтажный дом) ещё и сваи забили. То есть конструкция лесов над местом установки колонны получилась прочная и устойчивая, надёжная. Вместо двигателя были военные (на кабестанах), а вместо стальных стропов - нужное количество прочных канатов. Подвижные блоки были с крюками. Что ещё нужно?
Подобные "краны" применялись ещё в средние века, да и позже, например, в Риме:
А так устанавливали колонны в Нью-Йорке с помощью мачтового крана
Белоусов: «Кстати, помните царь-колокол? Его отлили в 1733 году. Он весит 202 тонны. Поднять-то его не смогли. А тут, надо же! »
Ну как же не смогли, если его подняли?
Подняли из ямы и установили на постамент. Опять же, с помощью средств механики, то есть с помощью махины и кабестанов :о)))
Белоусов: «Кстати, на Дворцовой, чтобы уплотнить грунт, по Монферрану забили 1250 свай, а по архивным данным забили 1102, но при этом нашли 99 старых свай, обнаруженных при рытье котлована, то есть сваи уже были.»
Со "внеплановыми" сваями всё просто, Монферран включил их в состав свайного поля, удалив с их верхов каменную кладку старого ростверка. Этот участок площади перед Зимним дворцом - место, просящее себе какого-нить значимого памятника! Сначала архитектор Растрелли, занимаясь перестройкой большого Зимнего дворца, запланировал создать перед дворцом большую площадь и «украсить её свободно стоящей круглой в плане колоннадой с конным монументом Петра I в центре».
Начали, было, к сему действию готовиться, но передумали. Монументу определили иное место, он нынче находится перед Михайловским замком. Потом на это место обратили внимание в начале 19 века и тоже хотели поставить какую-либо архитектурную "деталь", а именно - памятник Александру I ещё при его жизни. Но император отказался. С третьей попытки место оказалось не только "присмотрено", но ещё и занято.
Как сообщается в научной статье Р.Э. Дашко и А.Г. Карпенко "Современное состояние надземных и подземных конструкций Александровской колонны – интегральная основа её устойчивости":
"Авторами выдвигается предположение, что Монферран мог знать о
первоначальном месте размещения памятника Петру I (проект
Б.К.Растрелли), установка которого предполагалась напротив Зимнего
дворца. Это положение было подтверждено при проведении работ по
устройству фундамента Александровской колонны: рабочие обнаружили 99
свай и каменный ростверк, который позднее ликвидировали."
То есть, Монферран выбрал для своей колонны наиболее выигрышное место. Вес Александровской колонны (вместе с постаментом и другими частями) огромен, поэтому старых свай было бы совершенно недостаточно, чтобы передать колоссальную нагрузку на грунты бывшего болота.
С первой серией утверждений Белоусова разобрались. Выяснили, что даже в столь увлекательной теме, как подъём и транспортировка грузов, по которой в сети огромный массив информации, самоназванный историк плавает, выказывая полнейшее отсутствие остойчивости на водах, потому пускает пузыри.
Далее он переходит к делам питерлакским, а я делаю перерыв :о)
Предыдущие разборы залётов белоусовских: