Найти в Дзене
НЕОкопирайтинг

Какой бывает сторителлинг: 17 самых популярных типов сторителлинга в маркетинге

Типы сторителлинга Статья будет интересна и полезна как начинающим копирайтерам, сторителлерам, маркетологам, так и уже опытным специалистам. Полный, но краткий гайд по типам сторителлинга. Сторителлинг (рассказывание историй) применяется в самых разных областях и имеет разнообразные виды и формы в зависимости от целей, аудитории и контекста. Существует несколько основных типов сторителлинга, которые уже считаются классикой. Они прошли проверку временем и используются в драматургии, кино, рекламе. Типы сторителлинга Выстраивание историй – процесс не только творческий, но и кропотливый. Важно учесть множество деталей, согласовать сюжет и повествование. В зависимости от типа сторителлинга выбирается подход к формированию и рассказыванию истории. 1. Линейный сторителлинг Это классический подход, при котором события разворачиваются последовательно от начала до конца. Такой формат широко используется в литературе, фильмах и сериалах, а также в коммерческом сторителлинге. 2. Нелинейный стор

Типы сторителлинга
Типы сторителлинга

Статья будет интересна и полезна как начинающим копирайтерам, сторителлерам, маркетологам, так и уже опытным специалистам. Полный, но краткий гайд по типам сторителлинга.

Сторителлинг (рассказывание историй) применяется в самых разных областях и имеет разнообразные виды и формы в зависимости от целей, аудитории и контекста. Существует несколько основных типов сторителлинга, которые уже считаются классикой. Они прошли проверку временем и используются в драматургии, кино, рекламе.

Типы сторителлинга

Выстраивание историй – процесс не только творческий, но и кропотливый. Важно учесть множество деталей, согласовать сюжет и повествование. В зависимости от типа сторителлинга выбирается подход к формированию и рассказыванию истории.

1. Линейный сторителлинг

Это классический подход, при котором события разворачиваются последовательно от начала до конца. Такой формат широко используется в литературе, фильмах и сериалах, а также в коммерческом сторителлинге.

2. Нелинейный сторителлинг

История представлена фрагментами, перескакивающими по временным линиям или различным перспективам. Примером служат фильмы Кристофера Нолана ("Помни") или сериалы ("Чернобыль"). В коммерческом сторителлинге такие приемы редкость.

3. Полихронологический сторителлинг

Сюжет развивается параллельно в нескольких временных линиях, демонстрируя взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В коммерческих целях такие приемы используются чаще всего, описывая прошлое, настоящее и будущее по схеме: проблема, решение, результат.

4. Иммерсивный сторителлинг

Зрители оказываются внутри истории, участвуя в событиях и влияя на их исход. Популярен в виртуальных реалити-играх, квест-комнатах и театральных постановках. В маркетинговых целях это будет потребительский сторителлинг, когда клиенты, покупатели или пользователи товаров сами рассказывают свои истории.

5. Интерсубъективный сторителлинг

Рассказ основан на коллективном восприятии группы участников. Например, в игре Dungeons & Dragons игроки совместно создают приключения своего персонажа. Я думаю это будущее коммерческого сторителлинга, когда потребители будут активно участвовать в разработке продукции.

6. Персонифицированный сторителлинг

Выстраивает повествование вокруг конкретного персонажа или команды, раскрывая их личность, проблемы и успехи. Помогает сформировать положительный имидж бренда и повысить лояльность.

7. Коллаборативный сторителлинг

Несколько авторов объединяют усилия для совместного создания одной большой истории. Часто встречается в онлайн-сообществах писателей-фантастов. В коммерческих целях многие специалисты также создают коллаборации, рассказывая общую историю. Поддерживает совместное творчество с клиентами и партнерами, что позволяет собрать большую базу преданных фанатов и постоянных покупателей.

8. Нарративный сторителлинг

Здесь упор делается на нарративные техники: создание мифов, легенд, сказок и притч. Используются традиционные приёмы фольклора и культурные архетипы. Я считаю что в маркетинге этот тип сторителлинга недооценен. Однажды я писала тестовое задание для одной крупной образовательной организации и предложила сравнить их школу со школой в Хогвартсе или с академией «Невермор», что было бы очень кстати. Сама школа расположена в старинном особняке в СПб. Мою идею не оценили.

9. Эмпирический сторителлинг

Представляет личный опыт потребления продукта или услуги, выражаемый непосредственно через истории довольных клиентов. Такая форма популярна в отзывах и рекомендациях, пользовательском сторителлинге, кторый применяют весьма успешно для своего продвижения многие крупные компании.

10. Концептуальный сторителлинг

Создает оригинальную концепцию или идею, связанную с продуктом или услугой. Например, концепция экологичности и устойчивого развития используется многими брендами для позиционирования.

11. Динамический сторителлинг

Формирует повествование путем постоянного обновления и дополнения контентом. Включает в себя лайв-влоги, посты в социальных сетях и трансляции мероприятий. В результате люди постоянно следят за контентом, если он действительно полезен и интересен, а не просто продает в лоб. Когда-то очень давно (12 лет назад) я работала с крупной транспортной логистической компанией и мне поручили создавать истории доставки грузов из Китая и других стран, то есть выдумать их (лучше бы дали упаковать реальные истории). Мы написали серию постов и опубликовали их в блоге и соцсетях, что привело в компанию не только много новых клиентов, но и хейтеров. Хотя в той ситуации они были во благо!

Динамический сторителлинг схож с ситуативным, но есть у них и различия. Что такое ситуативный сторителлинг расскажу в отдельной статье, поскольку он самый популярный в маркетинге.

12. Исторический сторителлинг

Исторический сторителлинг представляет собой особый подход к формированию и продвижению бренда, который сосредотачивается на рассказывании историй, связанных с происхождением, развитием и наследием компании. Основан на исторических фактах и традициях компании, демонстрирует её происхождение и этапы развития. Подходит для формирования образа надежного и заслуживающего доверия бренда. Я писала истории многих брендов: компании Терракот, Шаттл-логистик и других.

13. Трансмедиальный сторителлинг

История распространяется через разные медиа-каналы (фильмы, игры, книги). Поклонники серии Marvel Comics знакомы с таким подходом, когда персонажи переходят из комиксов в киноленты и обратно. В маркетинге такой сторителлинг может начинаться в посте в ВК, а затем уводить читателя в ТГ или на другую платформу.

14. Гипертекстовый сторителлинг

Объединяет интерактивные компоненты, гиперссылки и навигационные меню, позволяя пользователям самостоятельно исследовать историю и формировать собственное мнение. Например, на сайте есть история бренда, отзывы клиентов и покупателей, кейсы, блог и прочее.

15. Образовательный сторителлинг

Предлагает полезную информацию и советы, которые решают проблемы потребителей. Данный тип популярен в образовательных продуктах и консультационных услугах.

16. Визуальный сторителлинг

Визуальный сторителлинг заключается в передаче смысла через визуальные образы. Сюда относятся рисунки, фотографии, видеоконтент и графические символы.

17. ИИ-сторителлинг

ИИ-сторителлинг (или Storytelling with Artificial Intelligence) — это практика создания историй и нарративов с использованием возможностей искусственного интеллекта. Данная технология набирает популярность в маркетинге, образовании, развлекательной сфере и многих других отраслях, где важен интересный и привлекательный контент. Однако минусы тут тоже есть. О них расскажу в другой статье.

Каждый из этих типов сторителлинга может использоваться в маркетинге отдельно или комбинироваться, создавая уникальные и интересные способы повествования. Выбор подходящего формата зависит от конкретной задачи.

Вы заметили, что в этой инфостатте я рассказала несколько историй из своей практики?!

Современные принципы строителлинга в 2026 году

Пишите в комментариях, какие типы сторителлинга вы знаете, о которых не написала я. Делитесь опытом! Это полезно!!!