В кулуарах отечественного шоу-бизнеса, который постепенно, со скрипом, но очищается от налета самопровозглашенной «голубой крови», случилось событие тектонического масштаба.
Пока одни сбежавшие звезды пытаются торговать лицом в соцсетях, изображая счастье в изгнании, а другие судорожно ищут заработки на чужбине, в Москве произошла тихое, но решающее событие.
.Игорь Яковлевич Крутой, человек, чье имя является синонимом слова «хит» на нашей эстраде, сделал то, чего от него ждали давно, но боялись произнести вслух. Он фактически наложил вето на использование своих золотых шлягеров кланом Пугачевой.
И если для самой «Примадонны» это удар скорее по самолюбию (петь она, положа руку на сердце, уже давно не в состоянии), то для её дочери, Кристины Орбакайте, это профессиональная катастрофа.
Это тот самый момент, когда карета превращается в тыкву, а успешная певица — в просто «дочь той самой женщины», которой больше нечем прикрыть вокальную наготу.
Иллюзия вечности и конец терпения
Долгие годы клан Пугачевой жил в сладкой, дурманящей иллюзии, что мир крутится вокруг их замка в Грязи.
Они искренне верили, что композиторы, поэты и аранжировщики — это лишь обслуживающий персонал, челядь, которая должна быть счастлива уже от того, что «сама» Алла или её венценосная наследница соизволили открыть рот под их мелодию.
Это барство прощалось десятилетиями. Авторы молчали, потому что ссора с Пугачевой означала волчий билет и забвение.
Но времена изменились. Сбежав из страны, полив грязью людей, которые годами покупали билеты на их концерты, и назвав их «рабами и холопами», бывшая главная семья эстрады сама подписала себе приговор. И Игорь Крутой, как человек глубоко порядочный, но знающий себе цену, просто перекрыл кислород.
Это решение зрело давно. Крутой — патриот, и когда его песни, написанные с душой и для своего народа, начинают исполнять люди, этот народ презирающие, диссонанс становился невыносимым. Маэстро молчал долго. Но теперь, судя по всему, юридические формальности улажены, и лавочка закрыта окончательно.
Кристина Орбакайте: Королева без свиты и хитов
Главной жертвой этого решения стала, безусловно, Кристина. Давайте будем честны и циничны: Орбакайте никогда не была вокальной дивой. У неё нет голоса Долиной или харизмы ранней Аллегровой.
Её карьера — это триумф трудолюбия, танцевальной подготовки и, главное, гениально подобранного репертуара. Она была «проектным» артистом, и главным архитектором этого проекта в музыкальном плане был Игорь Крутой.
Именно он написал для неё песни, которые превратили «танцующую девочку» в лирическую героиню, дав ей ту глубину, которой у неё не было от природы.
Теперь Кристина лишилась своего золотого фонда, тех самых несущих конструкций, на которых держались её концертные программы.
Вспомните начало нулевых и тот разрывающий душу дуэт с Авраамом Руссо «Любовь, которой больше нет». Эта песня звучала из каждого утюга, став визитной карточкой Кристины — страдающей, любящей, нежной. Под неё плакали миллионы женщин, и именно она продавала билеты.
Теперь её нет: Руссо — сбитый летчик, а Кристине петь это запрещено. Следом в небытие отправляется и второй монументальный хит того периода — «Просто любить тебя». Мелодизм Крутого здесь вытягивал скромные вокальные данные Орбакайте на уровень большой драмы, и без этой композиции любой сольный концерт теряет свою кульминацию.
Но и это не всё. Из репертуара выпадают «Каждый день с тобой» и драматическая «Спичка», на которой Кристина пыталась играть в большую актрису. Без музыки Крутого эта игра теряет всякий смысл.
Представьте себе концерт Орбакайте сегодня. Что она будет петь? «Губки бантиком»? Это мило, когда тебе двадцать, но когда тебе за пятьдесят — это выглядит, мягко говоря, гротескно.
Остается, конечно, «Перелетная птица», но на одной песне двухчасовое шоу не вытянешь. Крутой забрал у неё не просто ноты — он ампутировал у неё статус серьезной артистки, низведя до уровня ресторанной певицы с парой шлягеров из девяностых.
Алла Пугачева: Удар по монументу
С «Примадонной» история другая, но не менее болезненная. Она, конечно, уже давно не гастролирует, хотя слухи о корпоративах за баснословные деньги ходят регулярно.
Для неё потеря песен Крутого — это удар по наследию, стирание её имени из актуальной повестки великой музыки. Пугачева привыкла, что её песни — это национальное достояние, но оказалось, что достояние принадлежит автору, а не исполнителю.
Самая страшная потеря для Аллы Борисовны — это, безусловно, «Любовь, похожая на сон». Это не просто песня, это гимн, тот самый финальный аккорд, которым она закрывала свои шоу последние двадцать лет.
Под эти звуки зал вставал, несли цветы, лились слезы, утверждая её величие. Крутой написал шедевр, а Пугачева его лишь озвучила. Теперь, когда права отозваны, этот шедевр не может звучать в её исполнении ни на ТВ, ни на переизданиях. Это все равно что отобрать скипетр у монарха.
Вместе с гимном уходит и исповедальная «Игра», где она пела про то, что «жить на бис не сумеет». Ирония судьбы в том, что теперь и спеть на бис не получится: Игорь Яковлевич решил, что эта исповедь в исполнении сбежавшей артистки звучит фальшиво.
Запрет коснулся и шлягера «Живи спокойно, страна». Сегодня эта песня в устах Пугачевой звучала бы как издевательство или неудачная шутка. «Я у тебя всего одна»? Серьезно? Страна уже поняла, что у неё есть много других, более талантливых и преданных, поэтому Крутой мудро решил не позорить своё произведение и изъял его из ротации.
Экономика предательства и молчание ягнят
Многие скажут: «Ну и ладно, у них денег куры не клюют». Ошибаетесь. Деньги имеют свойство заканчиваться, особенно когда привык жить на широкую ногу, содержать замки и штат прислуги, а притока средств больше нет.
Орбакайте до последнего пыталась усидеть на двух стульях: жить в США, а «чес» устраивать по России. Именно хиты Крутого были гарантией того, что заказчики выложат круглую сумму за корпоратив, ведь богатые люди хотят слышать любимые песни, под которые они влюблялись, а не «новый экспериментальный репертуар».
Теперь ценник Орбакайте рухнет, потому что никому не нужна певица, которая не может исполнить свои главные хиты. Это прямые финансовые убытки, исчисляемые миллионами.
Самое показательное в этой истории — реакция самого клана. Вернее, её полное отсутствие. Где гневные посты Галкина? Где философские эссе Пугачевой? Где слезливые интервью Кристины? А всё потому, что крыть нечем.
Они прекрасно понимают: юридически Крутой прав на сто процентов, а морально — на двести. Начинать скандал сейчас — значит привлечь внимание к тому факту, что король-то — голый. Что без чужого таланта, который они десятилетиями эксплуатировали, они представляют собой довольно жалкое зрелище.
Можно купить дом в Майами, можно получить гражданство Израиля, но ты не можешь приватизировать любовь народа, если ты его предал. Игорь Крутой показал мастер-класс, как нужно вести себя с зарвавшимися звездами, просто забрав своё.
Теперь Кристине Орбакайте предстоит суровая реальность выступлений в полупустых залах эмигрантских ДК, а Алле Борисовне остается лишь переслушивать «Любовь, похожую на сон» на старых пластинках, понимая, что сон закончился, и пробуждение оказалось ужасным.