Найти в Дзене
potestas (est)

Фильм о буднях коменданта концлагеря

«Зона интересов» – фильм о семье коменданта концлагеря Освенцим Рудольфе Хёссе. Он с женой Хедвиг и пятью детьми живет в усадьбе, огороженной от лагеря бетонным забором и деревьями. Мы наблюдаем, как чета Хёсс стремится построить идиллическую жизнь. Рудольф читает детям на ночь сказку «Гензель и Гретель», ходит на речку ловить рыбу, Хедвиг ухаживает за садом, в гости приезжает теща. Вот только за забором видны вышка охраны и бараки для заключенных, а примерно в 150 метрах находился один из крематориев. Слышны выстрели и крики, лай собак, стук вагонных колес, а в небо пускают дым печи. Я долго ждала фильм и думала, он будет для меня тяжелым. Но в картине не показаны ужасы концлагеря, они СЛЫШНЫ. Фильм взял Оскар в номинации «Лучший звук» и вот почему. В фильме большая звуковая библиотека, которую собирали год перед сьемками. Это шум производственных машин и крематориев, топот башмаков и звуки выстрелов, крики боли, шумы парижских беспорядков (в числе узников Освенцима было много франц

«Зона интересов» – фильм о семье коменданта концлагеря Освенцим Рудольфе Хёссе. Он с женой Хедвиг и пятью детьми живет в усадьбе, огороженной от лагеря бетонным забором и деревьями.

Мы наблюдаем, как чета Хёсс стремится построить идиллическую жизнь. Рудольф читает детям на ночь сказку «Гензель и Гретель», ходит на речку ловить рыбу, Хедвиг ухаживает за садом, в гости приезжает теща. Вот только за забором видны вышка охраны и бараки для заключенных, а примерно в 150 метрах находился один из крематориев. Слышны выстрели и крики, лай собак, стук вагонных колес, а в небо пускают дым печи.

-2

Я долго ждала фильм и думала, он будет для меня тяжелым. Но в картине не показаны ужасы концлагеря, они СЛЫШНЫ. Фильм взял Оскар в номинации «Лучший звук» и вот почему. В фильме большая звуковая библиотека, которую собирали год перед сьемками. Это шум производственных машин и крематориев, топот башмаков и звуки выстрелов, крики боли, шумы парижских беспорядков (в числе узников Освенцима было много французов), крики пьяных охранников. Звукорежиссер составил большую карту концлагеря, чтобы можно было точно определять расстояние, уровень громкости разных звуков и особенности эха.

Зверствах нацистов на экране зритель видит косвенно. Хёсс рыбачит, его дети катаются на лодке, внезапно вода в реке мутнеет, и он понимает: туда смыли останки из печей. Дома польским служанкам приказано начисто выдраить детей, а сам Хёсс отсмаркивает прах в раковину. Сцена холодит кровь. Ночами теща не может проветрить комнату и морщиться от запаха – работают крематории, небо краснеет от жара печей. Не выдержав, она оставляет дочери прощальную записку и уезжает. Хедвиг бросает записку в огонь, не желая думать о том, что происходит за забором.

-3

Рудольф Хёсс первым придумал использовать отравляющий газ «Циклон Б» – так можно было убивать больше людей, чем через расстрелы. Хёсс настолько ответственно подходит к обязанностям коменданта, что даже на совещаниях высчитывает газоемкость помещения с учетом высоких потолков.

Семья Хёсса покинула Освенцим в конце 1944 года и постаралась скрыться. В 1946 году их обнаружили на севере Германии. Хёсс был арестован и стал первым высокопоставленным нацистом, давшим подробные показания на Нюрнбергском процессе. Он признал факт массовых убийств, но отказался брать за них ответственность, настаивая, что выполнял приказы фюрера. Весной 1947 года Хёсса повесили прямо у ворот его усадьбы, а прах развеют над рекой, по которой он катал своих детей.

-4

Рудольф Хёсс утверждал, что его жена не знала об убийствах в Освенциме. Но узник лагеря, поляк Станислав Дубель, работавший в усадьбе садовником, рассказывал, что Хёссы трижды исключали его из расстрельных списков из-за того, что он был им полезен. Дубель приносил из лагеря мебель, уголь для отопления, семена для сада, еду и одежду, сигареты, предметы роскоши. В фильме Хедвиг Хёсс хвастается подругам пальто «из Канады» – так назывался огромный склад в концлагере, где хранились отобранные у заключенных вещи.

В общем, в фильме нет экшена и какой-то напряженной сюжетной линии. Оканчивается он ничем. Это не байопик о коменданте, а моменты из его жизни и жизни семьи, протяженностью в год-полтора. В фильме нужно вслушиваться и всматриваться, это оказалось для меня не обычным. Рекомендую для ценителей фестивального кино.

-5

Больше обо мне – t.me/potestas_est