Найти в Дзене

Звуко-буквенный анализ (фонетический разбор)

Меня зовут Екатерина Зарькова. Я логопед из Саратова и объясню, как делать фонетический разбор (под цифрой 1) быстро.
Файл PDF с памяткой можно скачать у меня в группе VK: https://vk.com/clublogosar64
Главное правило - проговорим его сразу: звуки слышим, буквы пишем. Характеристика в разборе дается звукам, которые указаны в транскрипции, в квадратных скобках. Если ребёнку трудно поставить ударение, вот 3 способа его научить: 1) Спроси про слово: это кооошка? 2) «Погладь» слово: коошка. 3) Позови слово: эй, коошка! Если школьник не может поделить слово на слоги, кроме способа "отхлопай слово", есть и другие. Положите руку под подбородок и произнесите слово. Сколько раз подбородок коснулся руки, столько в слове слогов. Если у ребёнка ведущая память зрительная, распечатайте лист со словарными словами, которые уже пройдены, и попросите выделить гласные красной ручкой. Сколько гласных - столько и слогов. Разбирая слово, говорим его медленно и «ягодка» получает такую транскрипцию: [й

Меня зовут Екатерина Зарькова. Я логопед из Саратова и объясню, как делать фонетический разбор (под цифрой 1) быстро.
Файл PDF с памяткой можно скачать у меня в группе VK:
https://vk.com/clublogosar64

Главное правило - проговорим его сразу:
звуки слышим, буквы пишем.

Характеристика в разборе дается звукам, которые указаны в транскрипции, в квадратных скобках.

Если ребёнку трудно поставить ударение, вот 3 способа его научить:

1) Спроси про слово: это кооошка?

2) «Погладь» слово: коошка.

3) Позови слово: эй, коошка!

-2

Если школьник не может поделить слово на слоги, кроме способа "отхлопай слово", есть и другие. Положите руку под подбородок и произнесите слово. Сколько раз подбородок коснулся руки, столько в слове слогов.

-3

Если у ребёнка ведущая память зрительная, распечатайте лист со словарными словами, которые уже пройдены, и попросите выделить гласные красной ручкой. Сколько гласных - столько и слогов.

Разбирая слово, говорим его медленно и «ягодка» получает такую транскрипцию: [й а г а т к а].

-4

Когда в разборе характеризуем гласные, то у них указывается только ударный или безударный звук. Всё.

-5

Йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я) могут обозначать 1 звук (Э, О, У, А) или 2 звука (в начале слова, после гласной, после разделительных Ь/Ъ знаков). Памятка, где кошка догоняет мышку, наглядно демонстрирует: согласный звук (кошка), когда стоит впереди, пугает мышку (Е, Ё, Ю, Я), та боится и обозначает только 1 звук.

-6

Условные обозначения помогут эффективнее запомнить понятия твёрдый (сердитый смайлик) и мягкий (добрый, радостный смайлик) согласный звук; звонкий (колокольчик) и глухой (зачеркнутый колокольчик) согласный звук. Чтобы понять, звонкий или глухой звук, прикладываем руку к горлу. Горло не напрягается - звук глухой.

-7

Если этот способ не помогает, печатаем 2 таблицы, даже несколько экземпляров. (есть в моей группе VK, в комментариях к этому посту https://vk.com/wall-230647881_88 ) Ребёнок заполняет эти таблицы самостоятельно. Нужно указать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Сначала - с подсказкой, позже пусть пишет по памяти.

-8

-9

Буквы Ъ или Ь - звуков не обозначают, в транскрипции не указываются.

Остались вопросы? Пишите их в комментариях.
Если понравилась полезная статья без воды - ставьте лайк