В 1921 году Айседора Дункан решила поселиться в Советской России. Она была разочарована Западом, а большевики пообещали ей собственную балетную школу.
За свою жизнь Дункан нарушила много правил.
У нее было трое внебрачных детей.
Она отвергла правила классического танца, потому что, по ее мнению, балет заставляет танцоров совершать «неестественные движения и не позволяет выразить индивидуальность».
Она отказалась от классической пачки (белого корсета). Танцевала босиком, надевала свободные туники, сквозь которые просвечивало тело.
Казалось, что Айседоре больше нечем удивить мир. Именно тогда она уехала в большевистскую Россию, где еще недавно бушевала кровопролитная гражданская война…
Большевистский пряник...
Дункан давно мечтала основать собственную танцевальную школу в Европе. Однако власти ни одной страны не выразили желания финансировать этот проект.
Дункан была удручена, но однажды произошло чудо. Она получила телеграмму из Страны Советов: "Советское правительство вас понимает. Добро пожаловать к нам. Мы создадим вам школу и дадим тысячу детей.”.
Дункан решила покинуть Европу, которая «вышла из моды». Жизнь на Западе, по её словам, стала «безнадежно буржуазной».
Репортерам, собравшимся перед её парижским домом, она пояснила причины столь неожиданного решения: «Вполне возможно, что постепенно я принимаю взгляды большевиков, но мечтой моей жизни были образование детей и руководство собственной школой и театром... Только российское правительство заботится о детях и искусстве».
Вместе с Айседорой в Россию должна была отправиться её ученица Ирма. Во время прощального приема друзья пытались отговорить её от путешествия. Они пугали её тем, что в России царит голод и часто происходят случаи каннибализма.
Но Дункан сказала Ирме: «Меня съедят первой, ведь я толще тебя».
«Что же, если придется голодать?» — спросил французский репортер. «Мы будем танцевать, чтобы не думать о еде», — ответила она.
Она была уверена, что именно в России исполнятся её мечты. Комиссар просвещения Анатолий Луначарский лично уверил её в этом. Вскоре она должна была приступить к выбору учеников своей будущей школы.
... и кнут
Айседора и её ученица прибыли в Москву в июле 1921 года.
Их разместили в гостиничном номере без кроватей и подушек. Несмотря на рои мух и «больших крыс», которые довели дам до истерики, они попытались заснуть.
В Москве ощущалась нехватка продовольствия, поэтому они фактически голодали. Дома не обогревались.
Позже их перевезли на дачу партийного деятеля за городом. Но спустя неделю они сбежали оттуда, испугавшись примитивных условий проживания.
Ирма оставила воспоминания, описывающие тогдашнюю Москву: «Улицы были завалены всевозможными предметами, кроме золота. Денег, какой бы то ни было валюты, не было в обращении... Куда бы мы ни посмотрели, везде стояли бесконечные очереди за едой. Нам тоже выдали карточки на продовольствие... За пределами Москвы появился призрак голода — в течение последующих двух лет погибло более пяти миллионов человек. Если бы не помощь американской благотворительной организации, отправившей миллионы тонн продуктов питания под надзором будущего президента США Герберта Гувера, число жертв могло удвоиться или утроиться».
Несмотря на всё это, танцовщица решила стать «настоящим большевиком, стойким к жаре, холоду, голоду и любым материальным неудобствам». И терпеливо ожидала открытия своей школы.
Преданная Дункан
Чтобы понравиться российским властям, Айседора делала все возможное.
Как утверждает её биограф Питер Курт, она искренне восхищалась большевиками и новым режимом. Возбужденная американка действительно надеялась, что новые правители вдохнут жизнь в консервативную Россию. Однажды она сказала Анатолию Луначарскому: «Я красная, красная, красная!»
Владимир Ленин был доволен приездом Айседоры. Почему?
Советская Россия не была признана Западом, а большевистский режим воспринимался как диктаторский и преступный. Присутствие знаменитой танцовщицы могло изменить восприятие его страны.
Желая сделать из танцовщицы защитницу большевистской системы, Ленин сказал: "Дункан появилась здесь не случайно, ее приезд имеет какую-то более высокую цель. Если она сделает что-то не так, мы исправим ее поведение. Чем больше мы контролируем ее действия, тем лучше”.
Однако контроль оказался ненужным. Танцовщица охотно включилась в жизнь Страны Советов.
Один свидетель оставил описание её участия в торжественных мероприятиях, посвященных четвертой годовщине Октябрьской революции:
(...) оркестр начал играть «Интернационал», а Айседора вышла на середину сцены. Неподвижная, величественная, окутанная красным, она начала изображать падение старого порядка и наступление нового (...) Когда танцовщица исполнила первый куплет, публика увидела, как из угла сцены появилась Ирма, ведя за руку маленького ребенка, за которым следовал ещё один ребенок, потом ещё один — сотня маленьких детей в красных туниках. (...) окружили колесом, протягивая детские руки к свету, благородную, бесстрашную и сияющую фигуру своей великой учительницы.
Присутствовавший на торжествах Ленин был очарован представлением. Он неоднократно кричал: «Браво, мисс Дункан, браво!»
Большая любовь
Осенью 1921 года Айседора встретилась с известным поэтом Сергеем Есениным.
Ей тогда было 44 года, ему — 26.
Уже в первый день знакомства они не могли расстаться и проговорили всю ночь напролет. Правда, назвать это разговором было трудно. Это было общение жестами — Айседора не знала русского, а Есенин английского.
Танцовщица искренне полюбила россиянина.
Будучи мистической натурой, она верила, что однажды ночью её душа покинула тело, чтобы встретиться с душой поэта.
Друзья пары считали, что Сергей влюбился не в саму Дункан, а в её славу. Он любил появляться вместе с Айседорой в кафе, театрах и на концертах, а затем слушать, что о них говорит публика.
Он отказался изучать английский язык, поэтому американка изучала русский язык.
В 1922 году пара вступила в брак. Айседора приняла советское гражданство.
Но иллюзии быстро рассеялись. Когда Дункан отправилась в санаторий, оставшийся в Москве муж сразу нашел себе любовницу.
Спустя некоторое время танцовщице, финансовое положение которой оставляло желать лучшего, пришлось поехать выступать в Европу. Муж отказался присоединиться к ней. К тому же советские власти не выполнили обещания, и Дункан не получила помещения для своей школы.
В конечном итоге Айседора покинула Советский Союз в 1924 году.
Она не подавала на развод. В 1925 году повесившегося Есенина нашли в петербургской гостинице.
Два года спустя трагически умерла и сама танцовщица. Её любимый шарф, который она называла «магическим», запутался в колесах автомобиля, что привело к перелому шейных позвонков женщины.
Понравилась статья? Тогда поставьте лайк, подпишитесь на канал и поделитесь статьей в социальных сетях!
Читайте также: