Каршерингу в России 10 лет. Сколько ещё он продержится? Мои знакомые, которые раньше активно пользовались поминутной арендой, всё реже бронируют машины. Или отказались от каршеринга совсем. Почему аренда автомобилей теряет популярность?
Для присоединения к каршерингу необходимо подписать онлайн оферту компании, которая предоставляет доступ к сервису. Первое, что удивляет в оферте - множество огромных штрафов. Штрафы подробно разберём в одной из следующих статей. А пока о других причинах, почему, люди отказываются от удобной на первый взгляд аренды автомобилей.
Когда каршеринг только появился и машины были свежие, поездка начиналась легко из-за небольшого количества повреждений. С годами мелких сколов и царапин стало много и их нужно внимательно фиксировать, чтобы не пришлось потом платить.
Операторы каршеринга стараются упростить эту процедуру. В первый год появления сервиса аренды нужно было звонить по телефону и рассказывать о всех повреждениях. Сейчас достаточно всё сфотографировать через мобильное приложение. К тому же, в приложении видно историю повреждений, которые зафиксированы раньше.
Удобно начинать аренду, когда на улице светло и тепло. Всё хорошо видно. А когда на улице дождь, снег и темно, а машина грязная легко что-нибудь не заметить.
Состояние автомобилей
Отдельная тема – состояние салона автомобиля. Редко, когда в машине нет плохого запаха и грязи. В мобильном приложении можно поставить галочку и отметить, что в машине воняет. Но запах от этого никуда не денется.
Другое дело, когда удаётся арендовать новый автомобиль с маленьким пробегом. Там чисто и запах, как будто, машина только из автосалона. Жаль, что наткнуться на такие машины получается редко.
Если недостатки кузова можно как-то увидеть и сфотографировать, то техническую диагностику на месте не проведёшь. Я уверен, что машины проходят плановое обслуживание вовремя. Но, однажды, я арендовал автомобиль КИА, у которого во время движения что-то стучало. А при нажатии на педаль тормоза появлялся сильный скрип. Я ехал максимально осторожно и завершил аренду, как только появилась возможность припарковаться.
Отношение к каршерингу со стороны ГИБДД
Водителей каршеринга часто останавливают сотрудники Госавтоинспекции. Автомобили хорошо видно в потоке из-за фирменной оклейки. Возможно, это и привлекает полицейских. Но нет, не это. Причины совсем другие. Позже назову их.
На своей машине меня последний раз останавливали года 4 назад. И это было поздно вечером. Если передвигаться днём и не нарушать правила, можно совсем забыть о существовании ГИБДД. Эта служба полиции и так сейчас переживает не лучшие времена и лишается ключевых полномочий. На эту тему уже выходила публикация на канале.
Но только стоит взять каршеринг, как остановит первый же наряд ДПС. Кроме документов, которые предусмотрены ПДД, полицейские просят показать аккаунт из приложения каршеринга. И здесь начинается самое интересное. У водителя нет обязанности давать доступ к мобильному приложению. Свой профиль люди показывают только для того, чтобы от них отстали.
Недавно наблюдал забавный случай. Ехал в каршеринге со своим знакомым. Я был на пассажирском сиденье, он за рулём. Машину останавливает сотрудник ГИБДД и говорит, что ему нужно посмотреть аккаунт, а права и полис ОСАГО показывать не нужно.
Такое внимание к мобильному приложению аренды легко объясняется. Доступ к чужим аккаунтам продаётся. Из-за этого машину могут арендовать несовершеннолетние и люди, у которых нет водительских прав.
Летом 2024 года в районе Южное Бутово в Москве школьники на машине каршеринга ночью на большой скорости въехали в жилой дом. Один пассажир погиб. Остальные серьёзно травмированы.
Врачи сообщили, что пострадавшие были пьяны. Водитель убежал с места аварии, несмотря на открытый перелом ноги. Самому старшему из тех, кто находился тогда в машине было 15 лет. Доступ к аренде они получили через чужой аккаунт.
Подобные новости о крупных ДТП по вине водителей, которые пользовались не своим аккаунтом появляются почти каждый месяц. Поэтому, внимание полиции к автомобилям каршеринга легко объяснить.
Если сотрудники ДПС кроме профиля в приложении захотят проверить наличие аптечки и огнетушителя, они легко смогут выписать штраф. Ни того, ни другого в каршеринге нет. А ещё нет запасного колеса. Это нужно учитывать при поездке в другой город. Редко встречается омывающая жидкость. Сотрудники сервиса заботливо раскладывают по машинам бутылки с омывайкой, но кто-то постоянно забирает их с собой после поездки.
Есть ли в каршеринге Феррари?
У компании Делимобиль – это первый оператор каршеринга в стране, сначала в парке машин было несколько сотен Хендай Соларис. Затем стали появляться другие автомобили. И так дошло до Феррари. Я успел прокатился на ней. Что стало с Феррари после, ещё расскажу.
Совсем недавно можно было арендовать Мерседес и Порше. Да, стоимость минуты на этих машинах дороже. Идеальная тактика - выбрать короткий маршрут, чтобы прокатиться на премиальной машине и не платить много.
Сейчас совсем по-другому. В парке каршеринга девять из десяти машин китайского производства. Иногда можно наткнуться на Фольксваген или КИА, но такое бывает редко.
Средний срок использования машин в каршеринге 3-4 года, затем приобретаются новые. Куда деваю те, которые своё отработали? Мне удалось найти место, где они находятся. Об этом немного позже.
Штрафы за нарушения ПДД
Если в период аренды придут штрафы с камер, они автоматически перекладываются на водителя. Кроме самого штрафа, нужно будет оплатить каршерингу стоимость обработки сведений.
Нельзя парковаться на газоне, а на каршеринге тем более. Все автомобили зарегистрированы на юридическое лицо. Штрафы для фирм, чаще всего выше. Например, в Москве за парковку на газоне штраф для организации составляет 300 000 рублей. И такое нарушение может быть зафиксировано на камеру. Для частной машины за это же самое выпишут только 5000.
При эвакуации арендованной машины нужно приготовиться к серьёзным расходам. Даже, когда эвакуатор забирает личную машину, расходы в Москве с учётом штрафа превышают 10 000 рублей. Если это каршеринг, добавляется стоимость услуги сервиса по вызволению автомобиля.
И хорошо, что есть такая услуга. Когда каршеринг только появился, машину со штрафстоянки нужно было забирать самому. В лучшем случае, на это уходило пол дня. Всё это время начислялся штраф за простой автомобиля.
В разделе Премиум канала «Держитесь правее» вышло видео о размерах штрафа за использование чужой фотографии из интернета. Подписка на Премиум даёт доступ и к другим эксклюзивным видео на юридическую тематику в разных сферах права. В том числе, к роликам с нестандартным авторским освещением громких судебных процессов и уголовных дел. В Премиум нет рекламы. Статьи и видео о правовом аспекте дорожного движения и автомобилях по-прежнему выходят на канале в открытом доступе.
Рейтинг водителя
Со временем компании в свои приложения добавили рейтинг вождения. Если он снижается, то некоторые функции и хорошие машины становятся недоступны, вплоть до блокировки аккаунта за серьёзные нарушения.
Это правильное решение. Некоторые странные люди к машинам относились плохо по тому же принципу, что не жалко чужое имущество. Из-за падения рейтинга такие персонажи отсеивались.
Иногда наличие рейтинга мешало добросовестным водителям из-за особенностей в настройках. У меня как-то снизили рейтинг из-за оборотов двигателя выше 4 тысяч. Это странно, при обгоне коробка передач переходит на пару скоростей вниз и обороты повышаются. К тому же, я тогда ехал на китайской Омоде. Забавный автомобиль. У него обороты скачут как попало даже при спокойном движении.
Зимой бывают мощнейшие снегопады. Не просто сильный снег, а такой, что падает за день пару месячных норм осадков. Машины откапывают лопатами кто как может. А вот машины каршеринга стоят в сугробе. Их мало кто торопится вызволять. Иногда бывает, что снег уже убрали, а сугроб только вокруг них. Даже, если кто-то отважится на раскопки, щётку в салоне не найти. Её нет по той же причине, что и омывающей жидкости.
Главная проблема
Самый крупный гвоздь в колесо каршеринга – плохая навигация и сбои мобильного интернета. Машина оказывается совсем не там, где она видится в приложении. Самое опасное – невозможность вовремя завершить аренду.
Однажды, из-за пропажи интернета, я 40 минут не мог закрыть поездку. Всё это время я был на телефоне и ожидал ответа оператора, чтобы завершить вручную. Видимо, таких, как я на линии было много. И это притом, что поездка была короткая, минут 15.
Уходить дальше по своим делам было опасно. Машина не запиралась и числилась на мне в это время. Кто-то мог запросто сесть и уехать, если уйти.
За время ожидания оператора начислялась арендная плата за каждую минуту. И деньги с карты списали за все 40 минут. Вернули излишнюю переплату только после долгой переписки в чате поддержки.
Немного о хорошем
Сама по себе идея каршеринга интересна. Особенно, если машина нужна не часто. Своя машина требует затрат, даже, когда подолгу стоит. Нужно вовремя продлевать ОСАГО, менять масло, тратить время на заказ запчастей и поиск сервиса, когда что-то сломалось.
На каршеринге нужно думать только о том, чтобы не получить громадный штраф. А вот о зимней резине беспокоится не придётся. Осенью видел, как человек подъехал к машине каршеринга и поменял все колёса прямо на городской парковке минут за пять. Погрузил снятые колёса в небольшой фургончик и поехал дальше. Всё прошло быстро и чётко. Конечно, не Формула 1, но близко к тому.
Какие расходы у операторов каршеринга?
У каршеринговых компаний много расходов, кроме закупки резины на тысячи машин. Есть штат сотрудников с программистами, которые занимаются мобильным приложением. А также оплата полной страховки, бензина, лизинговых платежей и много чего ещё.
Чтобы пользователь каршеринга мог оставлять машину на платной городской парковке в Москве, компания приобретает годовой абонемент на каждый автомобиль. Тариф для каршеринга льготный. Но на весь парк транспорта расход составляет миллионы рублей ежегодно.
Такую нагрузку выдержали не все. За 10 лет истории каршеринга в России ушли с рынка с десяток операторов. Некоторые просуществовали всего год. Смогли выжить только крупные игроки. И даже они, не факт, что чувствуют себя уверенно. Прежние пользователи всё реже арендуют машины. Компании стараются привлечь новых клиентов. Постоянно проводятся рекламные акции. Снизился порог входа. Стать пользователем можно уже в 18 лет. Хотя раньше требовалось 3 года стажа. Регистрация в сервисе проходит просто, все действия онлайн. А когда-то нужно было приезжать в офис и подписывать бумажный договор. Я проходил через это испытание.
В 2024 году Делимобиль вышел на Московскую биржу и стал первым публичным оператором каршеринга в стране. Сначала акции росли. Стоимость превышала 300 рублей за одну ценную бумагу. А в конце 2025 года постепенно цена снизилась до 120 рублей.
Что же стало с той Феррари Делимобиля, на которой мне удалось когда-то прокатиться? Её просто разбили. Один пользователь получил бонусную поездку на Феррари за активное пользование арендой и не вписался в поворот. После ремонта Феррари стала недоступной для клиентов Делиобиля.
Куда девают списанные автомобили?
Несмотря на все сложности, в Москве самый большой парк каршеринговых машин в мире, 40 000 автомобилей. Токио и Пекин отстают в 2 раза. Хотя, когда-то лидерами были они.
Так что же происходит с автомобилями, которые отъездили своё в каршеринге? Такой был вопрос вначале статьи. Мне удалось найти огромную стоянку со списанными машинами.
Оказалось, их просто продают. В рекламе говорится, что у машин честный пробег и своевременное обслуживание у официального дилера. Но я бы такую машину купить себе не рискнул…
Автор статьи - Владислав Татаринов