Найти в Дзене

Первый маршрут молодого специалиста

Первые дни июня. Начало полевого сезона. Смешанная колонна из двух вездеходов и десятка коней, отставших на дневной переход, наконец то перевалила в долину Хуша-Гола, правого притока Хончёна. Болезненного вида чахлые лиственницы в истоках реки, ниже по течению постепенно сменялись вполне зрелыми кедрами. Навьюченный легкий артиллерийский тягач АТЛ-5 в пути По бортам долины сухопутными айсбергами греются на солнце остатки наледей. Все растения от травы до лиственниц стремительно и безоглядно начали зеленеть и цвести, ведь саянское лето такое короткое. Теплая наледь в долине реки Хуша-Гол Гремящая гусеницами колонна, а с нею и съемочный отряд наконец-то добрались до площади работ. Под скалами известняков, на слиянии Хончёна и Убэр-Жодоя разбили палаточный лагерь и обустроились. Летом в горах цветут даже камни С утра стали готовиться к началу работ - геологической съемке масштаба 1:50000 междуречья Большая Белая – Урик. Вот и первый маршрутный день. Намечены маршруты и распределены по ис

Первые дни июня. Начало полевого сезона. Смешанная колонна из двух вездеходов и десятка коней, отставших на дневной переход, наконец то перевалила в долину Хуша-Гола, правого притока Хончёна. Болезненного вида чахлые лиственницы в истоках реки, ниже по течению постепенно сменялись вполне зрелыми кедрами.

Навьюченный легкий артиллерийский тягач АТЛ-5 в пути
Навьюченный легкий артиллерийский тягач АТЛ-5 в пути

По бортам долины сухопутными айсбергами греются на солнце остатки наледей. Все растения от травы до лиственниц стремительно и безоглядно начали зеленеть и цвести, ведь саянское лето такое короткое.

Теплая наледь в долине реки Хуша-Гол
Теплая наледь в долине реки Хуша-Гол

Гремящая гусеницами колонна, а с нею и съемочный отряд наконец-то добрались до площади работ. Под скалами известняков, на слиянии Хончёна и Убэр-Жодоя разбили палаточный лагерь и обустроились.

-3
Летом в горах цветут даже камни
Летом в горах цветут даже камни

С утра стали готовиться к началу работ - геологической съемке масштаба 1:50000 междуречья Большая Белая – Урик.

Вот и первый маршрутный день. Намечены маршруты и распределены по исполнителям. Студентов и рабочих разделили среди геологов в качестве радиометристов, и вот они уже примеряют на себя сбрую из ремней новых радиометров, поблескивающих светло-серой краской.

Геологи еще раз уточняют на картах линии ходов намеченных маршрутов и делают последние заметки. Маршрутные пары постепенно расходятся к своим начальным точкам.

Молодой специалист - прошлогодний выпускник Иркутского политехнического института с вдохновленным лицом уверенно двинулся вверх по долине реки Хончён. Где-то через полтора-два километра начало его первого геологического маршрута уже в роли самого настоящего геолога. Следом верным оруженосцем спешила радиометрист Галя студентка саратовского геологоразведочного техникума. Голубоглазая блондинка с шикарной косой до пояса преданно шагала следом. Геолог спиной чувствовал на себе её восхищенный взгляд и от этого его походка становилась еще более легкой и летучей. В ее глазах он, опытный полевик в видавшей виды энцефалите (привезенной еще с первой производственной практики), мужественно перепоясанный ремнями полевой сумки и ружья. Есть на что полюбоваться!

Вот и намеченный в качестве первой точки наблюдения выступ скалы известняков. Пора начинать. Только вот какая-то неловкая свобода в руках бессознательно тревожила душу молодого исследователя недр. Проверил – ружье и рюкзак на месте, студентка - рядом, нож и компас - на ремне. Вроде все. Вот только вроде…. А молоток? Окатила легкая волна смятения. Вспомнилось, что оставил его где-то у палатки, когда паковал рюкзак и, как оказалось, забыл. Да обмишурился… Надо срочно назад пока не заметили остальные. А то засмеют напрочь.

Геологический молоток
Геологический молоток

Как можно небрежнее бросил спутнице: - Галя пока посиди здесь, отдохни, а я сейчас быстро назад. Надо кое-что отдать ребятам!

Обернулся быстро. Недаром над ним подсмеивался партионный юморист Толя: - Тебе, как дурной собаке семь верст не крюк!

Все начали. Точка наблюдения № 3001, коренные выходы мраморизованных, полосчатых известняков, с вкрапленностью чешуек графита….

Полосчатые известняки
Полосчатые известняки

После завершения описания и упаковки образца двинулся вперед по азимуту, прямо по крутизне скальника. Добросовестная Галя, стараясь не отставать упорно ползла следом. Конечно, ей, девочке равнин, впервые увидевшей горы это давалось тяжело. Да и неуверенность от хождения по скалам с ценным и хлипким на удар радиометром давала себя знать.

Верный радиометрист в маршруте всегда идет в кильватере ведущего
Верный радиометрист в маршруте всегда идет в кильватере ведущего

А увлеченный геолог ловко взбирался по скале все быстрее и выше, ведь он, как никак в студенчестве занимался скалолазанием, да и покрасоваться есть перед кем!

В определенный миг его заинтересовал вдруг появившийся посторонний металлический стук. Секунда и он понял — это стучало по камням его ружье, так как сам он сверзился в вниз. Ощутимый удар по твердым карбонатам прервал полетные наблюдения. Приподнявшись, увидел, что лежит пред испуганной практиканткой в не очень героической позе. И так-то большие глаза Гали в этот момент ему показались просто огромными, во все лицо. И в них отражалось голубое горное небо. От неожиданного падения геолога они медленно наполнялись слезами ужаса.

Стараясь не показывать боль в ушибленных членах и дабы далее не ронять свой авторитет, геолог, встав очень строго и по-менторски наставительно произнес: - Галя, а вот так делать нельзя!!! Это весьма опасно для жизни!

И авторитет старшего товарища, на примере разъяснившем правила техники безопасности в горах не только не упал, а был поднят на небывалую высоту!

А известняковые скалы тянулись вверх бесконечной чередой. Несмотря на их кажущуюся монотонность приходилось много времени тратить на многочисленные замеры полосчатости, отдельности и трещиноватости. И когда наконец безмерно уставшие покорители недр выползли на плато, то с нескрываемым облегчением перевели дух.

- Будем обедать – объявил геолог. - Впереди у подножья базальтов должна быть вода и дрова, там и почаюем.

Веселый огонь костра ласково лизал днище котелка. Геолог оформлял в дневнике записи, расшифровывая свои торопливые каракули и сокращения, а студентка готовила обед, накрывала импровизированный стол и следила за костром. Ласковое солнце приятно грело влажные от пота энцефалитки.

Вдруг писательский пыл геолога прервал испуганный вопрос Гали:

- Саша, а подгоревший чай пить можно?

Необычность и несуразность вопроса поставила его на несколько секунд в тупик.

— Это как чай и подгоревший?

- А вот, - это уже практикантка – Я пока банки с кашей поворачивала, пачка с чаем и загорелась! У котелка красовалась обгоревшая пачка Грузинского чая № 300.

- Не беспокойся. Это не смертельно, - опечаленного приободрил кашевара геолог, - Для полной дезинфекции добавим в него чудодейственной травочки! И с этими словами бросил к кипящую воду веточки брусники и саган доли. Вкус и аромат сожжённого чая поразил зауральскую студентку наповал.

После обеда маршрут пошел веселее. Галя уже бодро отсчитывала расстояния между замерами радиоактивности и диктовала их геологу. На крутом спуске в очередную долину пышная подушка мха-ягеля мягко пружинила под ногами, словно приглашая усталых работников прилечь и отдохнуть.

-8

Вдруг, громкий испуганный крик спутницы заставил геолога бросить молоток и схватить ружье на изготовку. Обернувшись, увидел упавшую лицом в мох Галю, обхватившую голову руками и кричащую в неподдельном ужасе - Медведь, Медведь, Медведь!!!! А выше по склону стремительными, легкими прыжками уходила вверх по скалам буровато-коричневая лохматая тушка. Кабарга!

Кабарга - клыкастый олень
Кабарга - клыкастый олень

Пришлось на время прервать маршрут и успокаивать впечатлительную практикантку, попутно объясняя, что кабарга — это олень, но только очень маленький и пугливый и студенток он не кушает ни под каким соусом. А про её клыки, во избежание не нужных эмоциональных ассоциаций, пришлось в этот раз промолчать.

Пока успокаивались, где-то впереди прошелестел мимолетный дождик. Далее двинулись уже слаженной и спаянной парой. И вот наконец-то маршрут подошел к своему логическому окончанию. Геологическая задача на сегодня выполнена. Можно направлять свои стопы домой в палаточный лагерь. Усталые, но с массой новых впечатлений шагали маршрутчики в сторону своего лагеря, над которым ярким указующим перстом реяла свежая радуга.

Радуга в горах
Радуга в горах