Ранним утром 12 декабря пузатый Ил-96 президента России приземлился в белоснежном Ашхабаде. Визит был коротким, спокойным и рабочим, поэтому Владимира Путина встретили без красной ковровой дорожки и торжеств. Но, несмотря на всю неформальность, в аэропорту российского гостя ждал старый друг, национальный лидер туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов.
- Поздно так, а вы не спите... - с теплом спросил президент России бывшего президента, а с 2022 года — спикера парламента Туркменистана.
- Я не сплю, когда такие гости приезжают, - с теплом ответил Гурбангулы Бердымухамедов.
Провожая кортеж, журналисты думали о другом: когда успел поспать наш президент. Из Москвы он вылетел около десяти вечера, сразу после рабочего дня. В Ашхабад прибыл около четырех ночи (здесь часовой пояс +2 часа от Москвы), а уже в семь должны были начаться праздничные мероприятия…
Железный человек.
БЕЛЫЙ ГОРОД
С утра столица Туркменистана засияла. Белые здания усыпаны золотой вязью восточных узоров (в 2013 году Ашхабад даже попал в Книгу Гиннесса как город с самым большим количеством строений, отделанных белым мрамором). По улицам изредка пролетают одинаковые белые машины. Белый — это любимый цвет национального лидера Бердымухамедова, поэтому всем жителям в 2018 году пришлось запастись краской.
Жителей, кстати, не было видно нигде. По фасадам суперсовременных белоснежных отелей только тихо брели нарисованные графикой верблюды. Но окна гостиниц были черны, как и окна домов: свет, кажется, не горел нигде. «Национальный праздник, три дня выходных, вот люди и решили остаться дома», — вежливо уточнили сопровождающие.
У нас не было причин им не верить. Да и необитаемость отелей казалась мороком — где-то же разместились делегации государств! На международный форум «Мир и доверие», посвященный 30-летию нейтралитета Туркменистана, прилетели главы России, Турции, Ирана, Ирака, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Армении, Грузии, Азербайджана, Мьянмы и, не побоюсь этих слов, Сан-Томе и Принсипи.
ВЕЧНЫЙ МИР
Перманентный нейтралитет и миролюбие вообще были национальной гордостью: «Смотрите, что происходило эти 30 лет в соседнем Афганистане! А у нас — вечный мир и покой», — объясняли журналистам. С нейтралитета и начали главы государств, возложив венки к Монументу Нейтралитета Туркменистана.
- Символично, что 12 декабря, ровно три десятилетия назад, Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, официально закрепившую за вашим государством статус нейтрального. Этот день отмечается в Туркменистане в качестве государственного праздника, и именно этот день впоследствии по инициативе туркменистанских друзей был объявлен ООН Международным днём нейтралитета, — спустя два часа говорил Владимир Путин на заседании форума.
- Сделанный 30 лет назад руководством вашей страны выбор в пользу постоянного нейтралитета, по сути, определил стратегический вектор развития Туркменистана как независимого и суверенного государства, — продолжал президент. — Государства, которое пользуется заслуженным уважением и авторитетом как в Центрально-Азиатском регионе, так и во всём мире. Опираясь на богатое историческое, культурное и духовное наследие, Туркменистан динамично растёт, добиваясь прогресса в различных отраслях народного хозяйства и социальной сферы.
Народное хозяйство в Туркмении и правда процветает: рынки забиты местными товарами, за коммуналку люди платят копейки. Долгое время даже продукты здесь выдавали всему населению бесплатно — но этим стали злоупотреблять бизнесмены, и теперь малоимущим раздают еду по карточкам. Государство может себе это позволить, так же, как и белоснежный мрамор на улицах. Ведь страна — четвертая в мире по запасам природного газа…
РОСГВАРДИЯ НА ДОНБАССЕ
Заседание закончилось незаметно, все выступления оказались миролюбивыми и комплиментарными. Российская делегация начала готовиться к двухсторонним встречам: Владимир Путин по очереди должен был побеседовать с президентом самой Туркмении, сыном национального лидера Сердаром Бердымухамедовым. А дальше — с главами Ирана, Пакистана, Ирака и Турции.
В этот момент журналистам удалось задать несколько вопросов помощнику президента Юрию Ушакову — одному из главных переговорщиков с США.
- Знаете, западные СМИ пишут, что украинцы пошли на компромисс в вопросе о территориях и готовы вывести свои войска из Донбасса, если российские на эти территории не войдут? — спросил корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников.
- Зеленский до сих пор как раз возражал против вывода своих войск из Донбасса, — ответил помощник президента. — В любом случае, какой бы расклад ни был, эта территория является территорией Российской Федерации, и она будет под управлением наших администраций, так что рано или поздно... если не переговорным путем, то военным. То есть прекращение огня может наступить только после вывода украинских войск. А что там будет потом... Вполне возможно, что там не будет непосредственно войск — ни российских, ни украинских. Но будет Росгвардия, будет наша полиция, будет всё, что нужно для соблюдения порядка и организации жизни.
- То есть никаких компромиссов?
- Последние варианты и есть результат компромисса, с нашей стороны в том числе, — объяснял Ушаков. — И у нас есть такое впечатление, что тот вариант, который обсуждался (2 декабря, на переговорах с Уиткоффом и Кушнером, — ред.), будет ухудшен. С ним началась работа, а потом с нами опять начнется работа, и для нас будет многое, прямо скажем, видимо, уже неподходящим... Поэтому процесс еще будет длительный.
Украинский вопрос, кстати, Владимир Путин обсуждал и с президентом Эрдоганом. И еще множество тем, от изъятия замороженных российских активов в Европе до введения в эксплуатацию атомной электростанции «Аккую» в Турции. Но уже за закрытыми дверями.
В итоге визит в Туркмению подошел к концу — и пусть он не оказался броским, но был очень важным…
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru