Сегодня слушаю “Bookends” — четвёртый студийный альбом американского фолк-рок-дуэта Simon & Garfunkel, выпущенный 3 апреля 1968 года на лейбле “Columbia”.
“Bookends” — концептуальный альбом , исследующий жизненный путь от детства до старости. Первая сторона альбома отмечает последовательные этапы жизни, а тема служит своего рода обрамлением жизненного цикла. Вторая сторона в основном состоит из ранее выпущенных синглов и неиспользованного материала для саундтрека к фильму “Выпускник” . Тексты песен Саймона посвящены юности, разочарованию, отношениям, старости и смертности. Большая часть материала была создана совместно с продюсером Джоном Саймоном (не родственником), который присоединился к записи, когда Пол Саймон страдал от творческого кризиса . Альбом записывался постепенно в течение года, а темпы производства ускорились в конце 1967 года.
Первоначальные продажи альбома “Bookends” в США были значительными, альбом хорошо продавался в США и Великобритании, где достиг первого места в чартах. “Bookends” считался прорывом для дуэта, поставив их на один уровень с такими артистами, как Арета Франклин , “The Beatles” , Боб Дилан и “The Rolling Stones”, находившимися в авангарде контркультурного движения 1960-х годов. Альбом продолжает получать признание критиков, и часто ведутся споры о том, какой из ни, является лучшим альбомом Саймона и Гарфанкела.
Отзывы о “Bookends” после его выхода в 1968 году были в основном положительными. Аллен Эванс из британского издания “New Musical Express” (NME) поставил пластинке четыре звезды из пяти и назвал ее “вдохновляющей, образной музыкой”, отметив при этом, что альбом “изобретателен и временами сбивает с толку, трудно понять, что имеет в виду композитор, если вообще что-то имеет в виду”. Конкурирующая газета “Melody Maker” не использовала систему оценок, но назвала “Bookends” “вдумчивым, умным и хорошо спродюсированным альбомом”. Рецензент Крис Уэлч раскритиковал песни как “не особенно мелодичные”, но исполненные с “битловским пылом и битловской убежденностью”, похвалив лиризм и заявив, что “слова отражают часть современной Америки, многое из ее болезней и трагедий”. В США рецензент “Rolling Stone” Артур Шмидт написал: “Музыка для меня сомнительна, но я всегда считал их музыку сомнительной. Она достаточно приятна, и я признаю, что она мне нравится, но она источает ощущение процесса, она гладкая, и ничего особенного не происходит”. Более поздние отзывы были более позитивными.
Вот такая история, более вдумчивые меломаны, конечно ,всегда могут обратиться к английской версии вики, и более подробно узнать всю подноготную истории альбома, а я перехожу к прослушиванию!
“Bookends Theme (Instrumental)”
Собственно, полуминутное вступление к альбому. Из этой 30-секундной интродукции сложно понять, что от нас хотят и что ожидать в дальнейшем, обычные примитивные проигрыши-пассажи на акустической гитаре.
“Save The Life Of My Child”
Это точно 1968 год? Боб Дилан встречает “Coldplay”, или даже что-то позабористей. Я в растерянности, такое внезапное открытие – чистое, прозрачное звучание, битловская мелодика, небесные серенады бэк-вокалисток, масса эффектов. Да, и качество записи на уровне, слушаю не оригинал, а просто цифру из сети, может это и ремастер какой-нибудь. Короче, на их предыдущие работы это совсем не похоже, как будто совершенно иные исполнители. Смысл текста очень конкретен, а с другой стороны, его трудно уловить – юность, наркотики, полиция, что-то остросоциальное. Пока всё очень и очень хорошо, и метраж, такой, какой надо. Не люблю длинных композиций, если только они не шедевры.
“America”
Вот здесь с самого начала понимаешь, что это Саймон и Гарфанкель, спокойные гитарные партии и нежное пение уверяет меня в этом. После короткого куплета в дело вступают мощные ударные, и все разрешается красивым, атмосферным припевом, с пением в унисон, струнными и прочими инструментальными эффектами, очень воздушная, легкая запись.
Песня была написана и сочинена Полом Саймоном и рассказывает о молодых влюбленных, путешествующих автостопом по Соединенным Штатам в поисках сокровенной “Америки” как в буквальном, так и в переносном смысле. Она была вдохновлена автомобильным путешествием 1964 года, которое Саймон совершил со своей тогдашней подругой Кэти Читти. Песня считается одной из самых сильных работ Саймона в области написания песен и одной из лучших песен дуэта.
“Overs”
В самом начале – звук зажигающейся спички, вероятно, для того, чтобы прикурить и затянуться, ну а мы с вами помним - курить, бесам кадить!
Вся песня пронизана светлой грустью, воспоминания о прошедших, хороших днях или исчезающей любви между супругами. В тексте встретилось гениальное четверостишие:
“Нет ни хороших, ни плохих времен.
Времени вообще нет.
Просто «”Нью -Йорк Таймс” ,
Сидя на подоконнике возле цветов”.
“Voices Of Old People”
И действительно, это голоса старых людей, записанных в доме престарелых в Южной Калифорнии, помогает подчеркнуть ощущение старения и течения времени — темы, которые действительно имеют первостепенное значение. Иногда грустные, а иногда и комичные, голоса на записи трогательны, особенно если учесть, что они, вероятно, умерли через несколько лет после записи.
“Old Friends”
Песня “Старые друзья” рисует портрет двух стариков и намекает на воспоминания о годах их молодости. В песне описываются двое мужчин, сидящих на скамейке в парке, словно книжные подставки, и представляется, что они молоды, один размышляет с другим о том, как странно будет приближаться конец их жизни. В середине записанной версии трека появляется дополнительный элемент — оркестровое сопровождение, сочиненное и дирижированное Джимми Хаскеллом: диссонансное оркестровое крещендо, в котором доминируют струнные. Когда дуэт перестает петь, добавляются валторны и другие инструменты, создавая турбулентность, которая нарастает до одной высокой, протяжной ноты на струнных , возможно, намекающей на неотложную медицинскую помощь и смерть одного из друзей.
“Bookends Theme”
А вот и опорная тема альбома в лирическом выражении, из музыкального сопровождения здесь только акустическая гитара. Текст же гениален, тут чистая поэзия в лучшем выражении:
“Это было время, и какое это было время!
Время невинности,
время откровений.
Давным-давно, должно быть,
у меня есть фотография.
Сохраните свои воспоминания.
Это всё, что у вас осталось.”
“Fakin' It”
И снова замечательная песня! И похожей она показалась мне на некоторые композиции группы “Love”, а с недавних пор я люблю их музыку. Впрочем, почти все критики отмечают, что она очень коррелирует с поздним периодом музыки группы “The Beatles”, ну, возможно, возможно, не буду спорить, им же видней, на то они и критики. В тексте песни главный герой размышляет о своих неуверенностях и недостатках. Было высказано предположение, что “Fakin' It” может быть аллегорией отношений Саймона с Артом Гарфанкелом.
“Punky's Dilemma”
И вновь, сплошной восторг! Так просто, и так прекрасно – и как это у них получается? Чувствуется некий плавающий ритм, который даже немного сбивается, убегая вперед от вокала, но это придает особый шарм, легкий бас, воздушные гитарные аккорды, ударных почти не слышно. Ближе к концу композиции слышится свист, который затухает в череде дней. Волшебная, волшебная вещь!
“Mrs. Robinson”
Песня считается одной из лучших на альбоме, вроде бы и потому, что она прозвучала в некотором фильме “Выпускник”, которого я, конечно же, не видел! По мне - это определенно не лучшая вещь альбома, да, она позитивна по звучанию, простовата и понятна по ритмической структуре, в ней слышится легкая заблюзованность, что не очень характерно для звучания группы в целом.
“A Hazy Shade Of Winter”
Оказывается, драйв группы особенно проявился на второй стороне пластинки! Достаточно маниакальные ударные, напоминающие работу Денсмора в сами знаете какой группе. Вокальные изыски присутствуют, но, все ближе и ближе к народу, то есть пение становится более позитивным и доступным, а это не всегда радует. Все таки я привык к другой музыке, в их исполнении.
"At The Zoo"
Ох уж эти яркость и ритмичность! Снова более доступная композиция, весьма в мажоре, так сказать, для более широкой аудитории. В песне описывается поездка в зоопарк, и прогулка по вольерам разных животных.
Фактически, она и использовалась для рекламы зоопарков. Не такого бы я хотел завершения альбома, ну да ладно!
Итоги: очень жаль, что альбом не смог остаться цельным и атмосферным на всем своем протяжении, и вторую сторону пластинки группа решила разнообразить более опосредованным звучанием. Ставлю альбому оценку 4 с плюсиком.
Надеюсь услышимся в следующий раз на Small Faces "Ogdens Nut Gone Flake "!