Деревни - душа России. В Голышмановском округе их почти 50, малых - половина. Большинство этих населённых пунктов берут истоки из глубокой древности. К сожалению, население в них неумолимо сокращается.
Деревня Свинина – маленькая, но несгибаемая. Сейчас здесь проживают чуть больше 20 человек, четверо из которых – дети. Но за этим скромным числом – история, упорный труд и нерушимая связь с землёй.
От государственных крестьян
Первые упоминания о деревне Свинина датируются 1795 годом. Здесь селились государственные крестьяне – свободные люди, которые владели землёй и напрямую платили налоги казне. Рядом с ними обустраивались «посельщики» – так на сибирском говоре называли ссыльных. По данным «Ревизских сказок» конца XVIII века, в деревне числилось 60 мужских и 57 женских душ. К началу XIX века население немного выросло, а земельные угодья составляли 237 десятин пашни (чуть более гектара каждая), 49 десятин – сенокосов, 37 – лесных угодий.
Советская эпоха принесла в деревню Свинина механизацию и коллективный труд. Здесь появилась молочная ферма, а хлеборобы трудились в совхозе «Малышенский». Жизнь была активной.
«Свинина была большая»
Я родилась в деревне Свинина. Во время моего детства в ней жили человек сто точно. Ферма работала. Женщины – доярки, телятницы. Мужчины – в поле, на тракторах, комбайнах. Мой отец – хлебороб. А потом ферму закрыли, и люди потянулись в Малышенку. Так деревня и стала пустеть. Школа в Свинина была малокомплектной – с первого по четвёртый класс, по восемь учеников в каждом. Учительница Нина Григорьевна Ведерникова вела занятия в две смены, – вспоминает Татьяна Малышкина
Татьяна Малышкина рассказывала, как ходили через всю деревню на уроки. В 1976 году её семья переехала на центральную усадьбу, где она окончила среднюю школу.
Проезжая сейчас по Свинина, я вспоминаю, как всё дышало жизнью, – говорит женщина. – Нашего дома уже нет... Но память жива.
Неблагозвучное название
Откуда у этой деревни такое необычное название? Старожилы и не припомнят, а интернет говорит, что всему виной легендарный конфликт из-за свиней между двумя семьями-соседями. С тех пор деревня и получила название Свинина. Когда-то её именовали Вагаево – видимо, в честь протекающей рядом речки. Конечно, разъезжаются люди отсюда вовсе не из-за неблагозвучного названия населённого пункта, а отсутствия перспектив.
Алексей ЛЮТЕНКО, житель деревни Свинина:
Сейчас в нашей деревне если восемь дворов соберётся – уже хорошо. Я сюда приехал маленьким к деду на каникулы – и остался. Здесь прадед и дед жили. Дому нашему больше ста лет – восстанавливаю. В городе зарплаты нет, чтобы по-человечески жить. А здесь – корни, земля, свобода.
Лидия Усольцева – уроженка и старожил Свинина. Женщине за 90 лет. Говорит, что привыкла к названию деревни и считает её лучшей.
Мы с мужем почти 70 лет прожили в Свинина счастливо. Не припомню, чтобы кто-то из односельчан стыдился названия деревни. Я вообще горжусь ей, ничего оскорбительного не нахожу. Наша Свинина когда-то была богатой с очень работящими людьми. К сожалению, моего деда раскулачили и отправили в ссылку в Тобольск. У него был отличный дом, большое хозяйство. Вот такое жестокое наказание за усердный труд в собственном крепком хозяйстве. Несправедливо! Отличные дома были в деревне, но все растащили в те годы, – сказала Лидия Яковлевна.
В деревне Свинина родилась и выросла Ирина Дубасова (девичья фамилия – Сушко) – титулованная спортсменка по вольной борьбе. Она неоднократный призёр первенств России и Европы, мастер спорта, тренер.
Раньше деревню называли Свинино. И это, конечно, не так задевало и коробило, как Свинина. Меня в школе никто не оскорблял и не обзывал по этому поводу, но моего отца одноклассники дразнили. Говорили: «Иди в своё Чушкино». О случаях, чтобы жители Свинина уезжали из деревни из-за неприличного названия, не слышала. Раньше часто на соревнования ездила, в том числе за границу – в Германию, Турцию, Сербию, Латвию, Китай. Новым знакомым говорила, что я из Голышманово, свою деревню не называла – стеснялась. Сейчас с моей семьёй живу в Малышенке. Я в местной школе веду тренировки по вольной борьбе и активно участвую в общественной жизни села. О своей родной Свинина не забываю, езжу туда к родственникам.
Натуральное хозяйство – основа
В этой деревне, как и по всей Сибири, жили натуральным хозяйством. Каждый двор – маленький цех. Мужчины деревни Свинина мастерски делали мебель, утварь, катали валенки – «пимы», как их называли здесь. Один мастер снабжал обувью всю деревню. Женщины вышивали, шили на заказ – по выкройкам с готовых платьев. Огороды были огромными: картофель – и на семью, и на сдачу. На вырученные деньги покупали телевизоры. Тогда это была настоящая роскошь.
Телят гнали пастись на «цыганский лужок» у реки. Так называли низину, где трава была особенно сочной. Крупный рогатый скот, овцы, гуси – в каждом подворье держали эту живность.
Два фермера-соседа
Сейчас в Свинина живут те, для кого деревенская жизнь – не ссылка в глухомань, а выбор. Андрей Кашкаров родом из Малышенки. Переехал сюда, чтобы жить там, где проживали его бабушка и дед, родилась мама. Он работает в сельхозпредприятии «Голышмановское», но душой – со своим подворьем.
В Свинина тихо, спокойно. Могу работать на себя: откармливаю крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Мясо сдаю частникам. Молоко выпаиваю телятам. Сейчас строю новый дом, – рассказывает Андрей. – Деревенскую жизнь не променяю на городскую. Меня научили трудиться на земле, люблю это дело.
Ему помогает сосед – Алексей Лютенко, тоже фермер. Вместе легче – в одиночку хозяйство не вытянешь. Они проходят через массу проблем. Продавать излишки с подворья непросто: закупщиков мало, каждый сезон нужно искать сбыт, договариваться.
Два фермера, два соседа – Алексей и Андрей на скуку деревенскую не жалуются. Подсобное хозяйство требует круглые сутки внимания. И выдерживает такой ритм только человек, преданный крестьянскому труду.
Деревня Свинина – не просто точка на карте. Это живой организм. Здесь нет суеты, зато есть смысл. В противовес удобствам мегаполиса ощущаются свобода и связь с предками. Деревни не умирают – они замирают и ждут тех, кто им верен.
Наталья ГЛАДКОВСКАЯ, Оксана ТИТЕНКО,
Фото Олеси ЗАЗУЛИНОЙ.