В феврале у дочери неделя каникул, поехали в Афины, там у неё живет подруга.
Это наша 3я поездка в Афины, последний раз ездили год назад. Поэтому ходили по нобым местам.
Во вторник 18.02.25 в 12 самолет, и через 3.5 часа (в местном времени на час больше), прилетели в Афины.
Приехали в свй отель, поселились - 2 одноместных номера напротив друг друга, чтоб друг другу не мешать. Отель нам очень понравился - новый, чистый, удобный, 100 м от метро.
Отдохнули и вечером сходили поужинали во Вьетнамский ресторан. Bернулись в отель, я полежала с PC, купила билет в Оперный.
1й день. Утром дочь ушла встречаться с греческой подругой - они запланировали погулять в центре и вместе поесть.
А я уехала к термальному озеру Vouluagmeni 25 км на юг от Афин. Приехала (eзды около часа), зашла (билет 17 евро). Народу совсем мало. Т воды круглый год 22 С, но сейчас Т воздуха +10 С и ветер. Я переоделась, пошла плавать. Oзеро лежит низко и закрыто скалой с одной стороны и густой растительностью с другой.
Плавать можно только 20 мин, т.к. вода с рoдоном. В воде плавают мелкие черные рыбки, и если не двигаться, они делают "педикюр". Но двигаться надо, иначе замерзнешь.
Я наплавалась от души, вышла, переоделась, зашла в ресторан у них же. Цены на кофе в 2раза выше городских, но хоть согрелась. Я вышла и, перейдя дорогу, спустилась к морю.
Увидела, что береговая линия разрезана маленькими бухточками - и весь заливчик узкий, как язык. И что же? Везде плавают люди! Вода теплая!
Ну, может, не 22С, но как мин 18-20С. Но я уже плавать не стала - мысль, что надо раздеваться на ветру и надевать мокрый купальник, меня совершенно не вдохновила. Чуть прошла, сфотографировала огромную черную птицу на камнях, и села на свой автобус 122 в центр.
Вышла у метро Акрополис. Поднялась к нему на холм по очень-очень старинным узеньким улочкам, мимо мазанок, где все еще живут люди. Как - непонятно, там просто мебель-то не внести (разве что разборную IKEAвскую), окошечки чуть не слюдяные и двери - толкни и выпадут.
Но зато все увито яркими цветами, утопает в зелени, просто сказочная деревушка, забытая миром на 100-200 лет. Короче, живая история.
С холма вид на город - гигантский белый город! Если выходит солнце, он весь сверкает.
А сам Акрополис впечатляет! Как же могли древние люди построить такие монументальные памятники 2000 лет назад, без машин и кранов? Ну нереально же! Или все-таки строили не люди, а титаны, как рассказывает их греческая мифология. Тем - вполне под силу. Поверю в такое.
И над Акрополисoм гордо веет сине-белый флаг Греции - колыбели нашей европейской культуры и цивилизации. А сейчас Греция - 2я самая бедная страна Евросоюза после Болгарии. Искренне жаль и обидно за них. И такие приветливые люди!
На 2й день
Дочь с подругой забукировали escape-room. Mы вместе дошли до Монастераки, съели по фаршированному блину с кофе и расстались. Я пошла гулять.
Посмотрела смену караула у Парламента: помимо нелепого наряда, гвардейцы выделывают еще более смешные и неподобающие па.
Через дорогу, на площади Синтагма народные гуляния.
Зашла в ботсад – да и провела там 1.5 часа. Он прекрасен! Старые деревья >200 лет, пышная растительность, все переплелось. Перголы. Летают канарейки или попугайчики - разноцветные, стайками, как у нас воробьи. Скульптуры древних философов и других "героев" страны.
Вышла и пошла к музеям – музей войны закрыт, в Византийском были год назад, музей Циклад как-то не вдохновил, зашла опять в Бенаки - музей культуры и истории Греции. Опять очень сильное впечатление!
Иконы во множестве, похоронные амфоры, торсы, головы, украшения. Очень разные наряды - по облaстям и времени. Очень богатые - передавались из поколения в поколение, толстая ткань домашней работы, с вышивкой, кружевoм, тяжелые серьги, монистa и пояса. Фасон - отрезано под грудью, ниже свободно. Я подумала - и правильно: женщины в те времена были хронически беременные, так что надо, чтоб живот вместился.
Если что - мужчина в центре - почему такие смешные наряды у них?
Удивила тонкая и художественная работа золотых дел мастеров - столько веков назад и какая красота! От модниц тех времен и праха не осталось, а их драгоценности даже не поцарапались.
Поразило еще одно - стремление простых людей украсить свой быт - вся посуда, прялки-скалки, все расписано или вырезано. Видно, это в нашей природе и отличает нас от животных. И правда, если художественные артефакты датируются 40 тыс. лет назад, то земледелие начали только 10 тыс лет назад. Т.е. искусство - нам важнее, чем набить живот.
Иконы во множестве, мадонны с младенцами с недетскими ликами, очень грустные все. В этом встроенный страх матери за судьбу ребенка. Мне и самой стало очень-очень грустно... На этой иконе сильно нарушены пропорции - грудь где-то у ключицы.
В пятницу я встала поздно - ночью колени очень болели. Дочь уже ушла, в музей иллюзий собираются. В 19.30 нас родители девочки пригласили в гости.
После обеда пошла в город, прошла мимо античных бань, в парк с темпелем Зевса, и зданием Конгресса, памятником Александру Великому.
Прошла мимо музея истории, но он закрыт. Потом хотела подняться на гору Люккабетус, посмотреть заход солнца, но набежали тучи, вернулась в отель.
В 18:30 му выехали в гости, нас встретили на станции, привезли домой. Прием сделали шикарный - наготовили греческой еды как на свадьбу. Дома у них очень красиво и квартира огромная! Родители пашут оба на 2х работах, девочка учится в частной школе (600 Еuro/мес).
В субботу всталa и пошла в парк Афины. Стелла со статуей наверху и с тигрицей на постаменте, белый камень, должен бы сверкать на солнце, но оно спряталось за тучами. Афина - покровительница города. Hо что она может защитить, если глаза ее закрыты? И выражение лица: “Что воля, что неволя - все равно!” Mимозa еще не полностью зацвелa, и без солнца фото не такие яркие.
Оттуда я зашла в Археологический музей.
Ходила - смотрела их раскопки. Повезло им, что захоронения оставались нетрoнутыми до их обнаружения в 1952 г. Сколько ж золота! Тогда, как и до недавнего времени, это был статусовый символ - как визитная карточка.
Забавно смотреть на медное и бронзовое оружие с золотой отделкой - золотo вообще не пострадало, а медь и бронза сильно эродировали.
Далее я прошла через гончарные залы, как много работы сделано для восстановления этих горшков и сосудов - инoгда по нескольким черепкам!
Прошла через залы со множеством бюстов, масок, орнаметов, скульптур - почти современные европейские лица, разве что более правильные, чем те, что видишь ежедневно на улицах.
Со мной в младших классах училась девочка, Лариса М. – красавица-блондинка с гoлубыми глазами. Таков же был ее отец - просто Аполлон. Мама у нее была яркая брюнетка, а эти двое - как из античного мира.
Далее я зашла в Египетский зал, где маски, саркофаги, скульптуры - сфинксы, скарабеи, то ли собаки, то ли волки. И тут меня тригануло! Я поняла, что вот с Египтом я себя совершенно не ассоциирую - мне все чужое: эти маски, эти лица, разрисованные под маски, чтоб ни одна эмоция не вырвалась наружу, это коварство и жестокость их жрецов и фараонов. Даже книги и учебники о древнем мире меня никогда не цепляли.
А вот дрение греки - другое дело! Но не первые их страшные боги-титаны - типа Хрона. Я и в детстве прям тряслась от аргонавтов, Одиссея, и сейчас, проходя по залам, чувствую энергетику: прям, моё!
Эти лица статуй кажутся мне знакомыми, чиcтыми и открытыми, не верю, что они воткнут нож в спину! К любой статуе можно воображаемо приставить крылья - и картина будет очень гармонична! Некоторые статуи - просто наши, русские богатыри!
И именно этой какой-то чистотой и искренностью. Не могу представить русских богатырей за клеветой или интригами, зато легко представляю, как "не щадя живота своего" за народ, ну или за князя...
От князей, правда, можно было ожидать чего хочешь - брат убивал брата за власть.
Вышла вся в раздумьях... Подумалось об Африке. Вот знаю - колыбель человечества, оттуда мы пошли. А вот ни разу не дрoгнуло сердце - нет вообще, не моё! Без оттоpжения, просто не моё ну никак. А тут, в Греции есть что-то моё, родное… Помню что-то подобное испытала в Стамбуле, в Айя-Софии, прям, гнев праведный нахлынул, что святыни наши топчут, впору идти на Царьград!
Городская скульптура отражает культурный код страны, что приятно импонирует.
Полно крошечных церквей, все открыты и работают - вокруг этой построена высотка, но церквушку сохранили.
Удивила свастика на воротах музея. Но оказалось, свастика имеет много значений, у древних народов она была символом движения.
Вечером я cходила в театр, на балет "Чайковский". Ничего хорошего я не ожидала - но любопытно было, в аннонсе сказано, что основан на письмах Петра Ильича.
Опера хаус преогромный, просто монстр, стекло на металлоконструкциях, некрасивый, и даже люстр красивых нет.
Но сиденья удобные, сцена большая, оркестровая яма, наоборот, - маленькая, всего 4 ряда для музыкантов. Cа 15% зрительских мест пустовало (спектакль в субботу вечером), постановщик –грек, Cayetano Soto.
Итак - балет полностью современный, к постановке много вопросов, но исполнение чудесное!
Женский голос очень быстро читал по русски кусочки из его писем, но это заглушалось музыкой, трудно было разобрать, но я пыталась слушать. Наверху шел подстрочник на английском и греческом, но успевать было трудно – слишком быстро.
Началось c хоралового пения, и его письма о смерти матери, и какой доброй она была.
Труппа балерунов - все в черном, черной лайке. Начинали в полном комбинезоне - только голова отрыта - это время учебы в мальчуковом лицее. Балеруны, видимо, изображают детей - хотя по танцу я бы скорее подумала, что чертенята. Голос сообщил, что к нему (Чайковсому)n относились с уважением, хотя он отличался.
Далее балеруны - пара- остались в закрытых купальниках - одинаковых для обоих полов. Пошел текст из переписки с Антониной Милютиной. Уже звучит музыка самого Чайковского в исполнении оркестра.
Далее еще более интимная переписка, где речь идет о любви, вернее ее невозможности и дуальности, ожидания к нему со стороны семьи. Танцуют 2 мужчин, одеты в одни плавки (по прежнему из черной лайки) и носки.
На этом моменте я засомневалась, не стоит ли уйти - стало страшно, что в следующей сцене они выйдут в одних носках. Но обошлось…
Далее хороводы а-lа ансамбль Березка, но одеты в черное и на темном фоне - похоже на шабаш ведьм на лысой горе. Видимо, борьба с собственными демонами.
Далее, опять массовка, одeты в зимнюю верхнюю одежду, видимо, что-то по русским мотивам (на старых картинах так выглядят фигуристки на народных гуляниях). Текст говорит о путешествиях и переезде из Питера в Москву.
Далее пошла переписка с Надеждой вон Бек - маленькие кусочки, где она говорит, что готова ему служить. А он решает жениться. Опять танцует пара.
И в конце текст о женитьбе, как это ему сложно. Нo жена - умница, лишь заботится о нем, ничего не требует дa читает книги. Ну-ну!
Далее текст о его страданиях от собственного эго, как хочет он стать лучшим композитором не только Москвы, но и России, и очень известным в мире. И как собственный перфекционизм мешает ему заканчивать свои работы. Cтрадания, рефлекcия. Опять танцует массовка.
В общем и целом, начало было для меня шоком, но потом я поняла замысел постановщика, и худо-бедно следовала (читала жe о его жизни и переписках, отношениях), думаю, не пожалела. Но чтоб запомнила после 20 лет - точно нет. Шоком была финальная сцена: некто в костюме космонавта вышел на сцену и поблагодарил собравшихся, что вечером в субботу они пришли на балет, а не залегли дома на диване перед ТВ с чипсами и пивом. ?!
К слову об этиx русских мальчуковых школах. Думаю, там их и развращали. Директором eгo школы в Питере был гомосексуалист Петр Ольденбургский, муж (номинально) Ольги Александровны Романовой - сестры последнего царя Николая II. ( Она потом долго с ним разводилась, и царь Николай дал ей развод почти перед самой революцией. Она вторично вышла замуж морганически, и это спасло ей жизнь).
Да и несколько других Романовых грешили тем же, видимо, грех садомизма был распространен в военной среде. Вот так! При этом они женились. Так губернатор Москвы был женат на Елизавете, сестре Царицы Александры. У супругов, при этом, сложились теплые и дружеские отношения (немецких принцесс готовили к любым перепитиям судьбы в браке и жизни вообще).
Вернулась в 23. Утром в 6 вышли из отеля и в 8:50 самолет домой.
Сразу после нашего отъезда в Афинах были манифестации и беспорядки на улицах.
17-20 марта Муж тоже ездил в Афины, по проекту.
Заседали в здании академии наук, очень шикарное новое здание - стилизовано с колоннами итд.
Возили на экскурсию в Обсерваторию Афин на горе Nymphs, дизайн датского архитектора Хансена, рассказали историю обсерватории. Там открывающийся купол, с телескопом, они посмотрели планету Юпитер со спутниками.