Найти в Дзене
Lady Stihriona

Нью-пуританство как провал радикального крыла феминизма.

Я по большому счету затрагивала эту тему неоднократно, но скорее так, в общих чертах, говоря больше о взглядах современного общества, о возрождении средневековой морали в целом, в том числе об основах этой средневековой морали, лежащих в сугубо патриархальных истоках, а также упоминала и о роли некоторых радикальных течений феминизма в данном отступлении от завоеванных ранее прав женщин. Попробую изложить данную мысль более детально и доходчиво. Не стану перечислять все волны феминизма от самих суфражисток до нынешних времен, обращусь к временам раскола феминизма на радикальное и либеральное крыло. Но все же пару слов скажу о предшествующих моментах. После того как, в том числе и при активном участии феминистского движения, во многих странах на законодательном уровне были установлены равные гражданские права для любых граждан, независимо от половой принадлежности, ракурс внимания феминизма переключился на более личные, домашние и в целом вопросы, не имеющие государственного значения.

Я по большому счету затрагивала эту тему неоднократно, но скорее так, в общих чертах, говоря больше о взглядах современного общества, о возрождении средневековой морали в целом, в том числе об основах этой средневековой морали, лежащих в сугубо патриархальных истоках, а также упоминала и о роли некоторых радикальных течений феминизма в данном отступлении от завоеванных ранее прав женщин. Попробую изложить данную мысль более детально и доходчиво.

Не стану перечислять все волны феминизма от самих суфражисток до нынешних времен, обращусь к временам раскола феминизма на радикальное и либеральное крыло. Но все же пару слов скажу о предшествующих моментах. После того как, в том числе и при активном участии феминистского движения, во многих странах на законодательном уровне были установлены равные гражданские права для любых граждан, независимо от половой принадлежности, ракурс внимания феминизма переключился на более личные, домашние и в целом вопросы, не имеющие государственного значения. Это широкий спектр проблем, которые до сих пор феминизм пытается решить тем или иным способом, от проблем домашнего насилия до проблем отношения к женской сексуальности, а также вопросов сексуализации и объективизации женщин в целом. Подъем этих настроений особенно активно совпал со временами «сексуальной революции» в шестидесятые, когда пытались развеять многие патриархальные табу, предрассудки, штампы и клише, переоценить роль женщины в мире, нормы, которые общество предписывает женщине, и то, как женщина воспринимается в обществе и воспринимает сама себя.

Однако именно этот ракурс привёл к разногласиям в среде феминисток, по сути, став основанием раскола, произошедшего в 70-х и начале 80-х годов прошлого века. Феминистки разделились на два лагеря, имевших противоположные взгляды на женскую сексуальность. Можно сказать, что раскол не был столь однозначным, скорее появился ряд внутренних течений в среде феминизма, которые в разной степени сочетали положительное и отрицательное отношение к данному вопросу.

Собственно, в чем была причина раскола? Проблема в следующем. Эпоха сексуальной революции была периодом борьбы с предрассудками, в первую очередь направленными на женщин. Сексуальная революция сорвала многие табу и запреты. Она позволила говорить без стыда и стеснения о сексуальных взаимоотношениях, прекратила период привития стыда в отношении женского тела, стыдливости женщинам в отношении собственного тела и самих сексуальных отношений. Сексуальная революция поставила точку в вопросах типа «выйти девственницей замуж» и запретов для женщин на добрачные отношения. То есть, казалось бы, во многом в сексуальном плане женщины, если не получили равенство с мужчинами в этом отношении, то получили заметный прогресс в этом вопросе.

Однако, несмотря на то, что появилось сексуальное образование, появилась идея, что секс для женщины не «позор», не «унижение», не «ненужная обязанность», а женщина может получать удовольствие, может иметь свои желания и может не стыдиться этого. Но женщины не получили полной свободы в этом плане, они не стали столь же свободны и независимы, как мужчины в плане сексуальных отношений. С одной стороны, сохранялись старые стереотипы, продолжающие на уровне семейного воспитания прививать женскую скромность, стыдливость, сдержанность в сексуальных желаниях, хоть и отошло в сторону жесткое требование «быть девственницей до брака», но многие мужчины воспринимали раскрепощенность женщин, появившихся раскрепощенных женщин, как женщин, безусловно, доступных и чуть ли не обязанных вступать в половые отношения с любым, кто их пожелал.

Сексуальная раскрепощенность из разряда запретного табу перешла в ранг «обязательной вседозволенности», а массово появившиеся фильмы для взрослых, ставшие доступными и не табуированными, продолжали ориентироваться на вкусы и предпочтения мужской аудитории, так как мужчины оставались по-прежнему основными приобретателями таких фильмов. Такие фильмы зачастую демонстрировали приниженность, подчиненность или даже унижение женщины, а наоборот, демонстрируя превосходство и доминирование мужчины. Просто отношение к прохожим на улице женщинам тоже стало меняться. Если в пору более сдержанных нравов приставание к женщине на улице считалось хулиганством и недопустимым поведением, то появление женщин, ведущих себя менее замкнуто и более раскрепощенно, стало поводом для уличных домогательств, подразумевая, что, мол, если одета не как «монашка», то хочет, чтобы к ней приставали.

Одним словом, двойные стандарты продолжали процветать, только слегка изменили окраску. Женщинам перестали «запрещать» быть активной стороной отношений и иметь свои желания, но критиковать их по-прежнему критиковали.

Феминизм отреагировал на эти новые вызовы общественных отношений. Но реакция была двоякой. С одной стороны, стало формироваться радикальное крыло. Эта часть феминистского течения начала формировать защиту от новых общественных установок, пытаясь пресекать подобное отношение к женщинам, в том числе, добиваясь принятия соответствующих законодательных норм. Со временем радикальное крыло все дальше уходило в сторону «оппозиционности» по отношению к мужскому полу. Как я уже говорила и не раз, феминизм – явление далеко не однотипное, существует множество разных течений внутри самого движения. Радикальное крыло тоже не является сплошным единым монолитом, оно также имеет ряд течений: от достаточно мягких до крайне резко обозначающих свою позицию, иной раз переходящих границы. Как раз все «ужастики», которые рассказывают противники феминизма, были порождены высказываниями представительниц крайне радикальных течений.

Суть радикального феминизма сошлась к следующему. Радикальный феминизм стал воспринимать пол по аналогии с классом, соответственно, вводя понятие класса угнетателей и угнетенных. Радикальный феминизм может не считать каждого мужчину злонамеренным угнетателем, но в силу существующего распределения власти и капитала уверенно заявляет, что любой мужчина является выгодоприобретателем в сложившейся ситуации. Радикальный феминизм утверждает, что патриархат продолжает существовать и является основой нынешнего общества. Говоря о сексуальной сфере жизни, радикальное крыло, как минимум часть радикального крыла, уходит тоже в крайние установки, утверждая, что "все это нужно только мужчинам", доходя до того, что утверждают некоторые представительницы, что сам факт сексуальных отношений является насилием над женщиной. В любом случае радикальное крыло настроено на непримиримую борьбу против "класса угнетателей". Отношение к сексуализации женского образа тоже обычно крайне негативное. Проявление женской сексуальности воспринимается зачастую как "потачка" мужчинам и "игра по мужским правилам". Демонстрация красоты женского тела, откровенные фильмы для взрослых, профессия секс-работниц воспринимаются как априори негативные проявления и своего рода насилие над женщиной, независимо от добровольности ее участия в данных действиях, а сами женщины, участвующие в таком действии, либо воспринимаются как "жертвы", которых необходимо "спасать", либо как "представительницы угнетаемого класса" и коллаборационистки, "играющие на руку мужчинам, удовлетворяя их прихоти и желания".

Следует сказать, что либеральное крыло феминизма, к которому относится и секс-позитивное течение феминизма, тоже не обошлось без некоторых крайностей. Но повторюсь еще раз, феминизм — явление неоднородное и имеет множество течений внутри самого движения. Суть либерального подхода в феминизме сводится к следующему. Это крыло феминизма не воспринимает мужчину как априори "угнетателя и насильника". Либеральный феминизм ставит целью не "победу угнетенного класса", а равенство. Либеральный феминизм считает необходимым сотрудничество с мужчинами, необходимым идти именно путем просвещения не только женщин, но и мужчин, необходимым развеивать устоявшиеся стереотипы и привести общество к равенству, к взаимопониманию, к тому, чтобы человек не воспринимался изначально по гендерным признакам, а был в первую очередь человеком, а уже потом женщиной или мужчиной, европейцем или чернокожим, брюнетом или блондином, технарем или гуманитарием и т.п.

Собственно, секс-позитивное течение феминизма сконцентрировало свое внимание именно на сексуальной сфере жизни. Это течение феминизма не видит ничего негативного в проявлении женской сексуальности. Напротив, считает, что сексуальность — нормальное явление как для мужчин, так и для женщин. Секс-позитивный феминизм считает, что естественное проявление либидо не может быть причиной для порицания, не должны существовать двойные стандарты, поощряющие мужчин и порицающие женщин в их сексуальном поведении (типичный пример: мужик — орел, все девки его. Женщина же, имеющая более одного партнера, подвергается шеймингу как распутная, развязная, да просто ш...ха). Секс-позитивный феминизм не видит ничего предосудительного в создании сексуальных женских образов в играх, кино, искусстве, это демонстрация естественной красоты женского тела. Секс-позитивный феминизм не видит ничего предосудительного в создании откровенных фильмов для взрослых или иных видах эротического искусства как такового. Но при этом заявляет, что такие виды искусства должны быть ориентированы не только на мужскую аудиторию, не должны создавать образ женщины в сексуальных отношениях как безоговорочно подчиненной, зависимой и подавляемой (используемой, насилуемой) личности. Как раз представительницы секс-позитивного феминизма стали основателями так называемой линии "женских фильмов для взрослых", где упор делается на женские предпочтения, на красоту, нежность, мягкость, на демонстрацию красоты и эротичности, а не на демонстрацию грубости, резкости, принуждения, насилия. Секс-позитивный феминизм не видит ничего противоестественного в том, что женщина может выбрать работу, связанную с демонстрацией ее сексуальности, в том числе в сфере съемок фильмов для взрослых или в сфере секс-услуг. Секс-позитивный феминизм исходит из принципа "мое тело — мое дело", то есть каждый человек вправе распоряжаться своим телом как ему заблагорассудится и делать это, не обращая внимания на мнение общества, существующие стереотипы и т.п. В среде секс-позитивисток сложилось своего рода и свое "радикальное крыло", ушедшее в чрезмерное усугубление принципа "мое тело — мое дело", что привело к позиции поддержки идей гендерного разнообразия, сотрудничеству с некоторыми (не запрещенными на территории России) движениями. Но опять-таки, еще раз повторюсь: феминизм не является монолитной структурой и состоит из множества различных течений и направлений. Основа же идеологии секс-позитивного феминизма, в частности, — это освобождение женщины через ее раскрепощение, стирание стереотипов и двойных стандартов в сфере сексуальной жизни, взаимодействие с мужчинами, для которых патриархальные устои и пережитки в современном мире тоже далеко не "привилегия", а напротив, создают свои проблемы.

Раскол был серьезным моментом в истории феминистского движения, его даже называли «феминистской войной», так как взгляды на некоторые вопросы не просто разошлись, а стали кардинально противоположными. В целом можно сказать, что либеральное крыло оказалось более популярным в ряде западных стран, причем иной раз наибольшей популярности стали достигать именно крайние формы либерального феминизма. Напротив, в России в основном стали набирать популярность радикальные течения феминизма, что, в свою очередь, сформировало ту самую «повестку» антифеминистской пропаганды, делающей уклон на гиперболизацию некоторых перегибов радикального феминизма.

Что у нас происходит сейчас? В среде, связанной с радикальным феминизмом, появилось и начало активно развиваться так называемое «нью-пуританство» (или новый пуританизм). Явление само по себе весьма своеобразное, но находящее отклик в среде нынешней молодежи. В чём суть данного явления? Это негативизируемое отношение к сексу и сексуальным отношениям как таковым. Отрицание нужности и необходимости таких интересов, утверждение, что «женщине это не нужно», что свобода и раскрепощённость стали «новыми навязываемыми стандартами и стереотипами». Это поддержка асексуального образа жизни, отказ от откровенной одежды, вплоть до отказа от сексуальных отношений вовсе.

Чисто теоретически, я могу понять как истоки данного движения, так и причины, его породившие. Интернет дал широкую доступность к контенту «для взрослых», который по-прежнему изобилует фильмами, ориентированными на мужскую аудиторию, ставящими женщин в положение безвольно подчиняющихся кукол, демонстрирующих грубость вплоть до насилия. Некоторые представители подрастающего поколения воспринимают такое отношение как действительное явление и спрашивают: «А как ещё это может происходить?» На фоне неудачных попыток выстроить личные отношения подобная убеждённость только укрепляется и приводит к страху вступать в новые отношения (или даже к страху вступить в первые отношения). Философия же радикального феминизма утверждает, что женщина априори является угнетённым классом, и в том числе, что «мужикам только одно и нужно», что никак не даёт позитивных моментов в ожиданиях молодой девушки. Вследствие чего идут попытки психологически зарыться и отстраниться от противоположного пола, вплоть до того, чтобы отказаться от отношений в принципе. Складывается негативное отношение к сексуальной сфере жизни и убеждённость, что «женщине это не нужно». Как результат, идёт отказ от любых черт во внешнем виде, которые могут восприняться как сексуальные и стать причиной интереса со стороны мужского пола. По мне, так вполне логичный результат финальной интерпретации идей радикального феминизма, отстранённости и сексуального сепаратизма.

Если взглянуть на данное явление трезвым взглядом, то концепция асексуальности вполне логично вытекает из установок, что «все это нужно только мужикам» и что «секс является одной из форм угнетения женщины». Но опять-таки, если рассматривать результат этой философии, то к чему он приводит? По сути, это возврат к взглядам пуританства «настоящего», где само удовольствие как таковое считалось «греховным», требующим избегания и отстраненности, а для женщины считалось «нормальным» «поплакать после секса по поводу своей греховности». Вся эта философия в конечном итоге нас приводит к самым диким и к самым глухим вариациям патриархальных установок, угнетающих женскую сексуальность, ставящих ее в ранг табу и «запретного», «греховного» явления. То есть выходит, что борьба с патриархальными установками привела как раз к поддержке самых диких и самых антиженских патриархальных установок, ущемляющих женскую сексуальность, свободу, да даже само женское начало как таковое.

Ошибочно предполагать, что секс-позитивный феминизм выставляет какой-то "необходимостью" откровенное и "развязное" сексуальное поведение для женщины. Напротив. Женщина — свободный человек и сама вправе делать свой выбор, начиная от отсутствия отношений как таковых, заканчивая отсутствием постоянного партнера и наличием множества временных. Секс-позитивный феминизм более концентрируется на отсутствии осуждения женщины за то же поведение, которое свойственно и почти не осуждаемо у мужчин, а не на "непременном раскрепощенном поведении", как некоторые пытаются выставлять. В этом плане поведение "нью-пуританок" вполне вписывалось бы в картину идеологии секс-позитивного феминизма, если бы это не было идеологической установкой, в очередной раз диктующей и навязывающей женщине все те же ископаемые табу и запреты. Кто-то, конечно, приходит к этому и самостоятельно, но сама идеология "нью-пуританства" диктует отказ или избегание сексуальной жизни как некую форму протеста против патриархального общества, но по факту это приводит как раз к возврату тех самых патриархальных норм "женщины-скромницы", боящейся, как черт ладана, сексуальных отношений, а уж тем паче свободных сексуальных отношений.

-2

Отдельно хотелось бы напомнить уважаемым читателям и комментаторам в частности: будьте взаимно вежливы при общении в комментариях и соблюдайте культуру общения. Комментаторы, позволяющие себе хамство, оскорбления и нецензурные выражения в адрес автора или других комментаторов, получат предупреждение; при повторном аналогичном поведении возможен бан. Всего наилучшего!

Другие мои ресурсы:

Моя персоналка в ВК

Группа ВК "Правильный Феминизм"

Сайт "Вечевая республика"

Сайт фонда ФППД "Факел Свободы"

Telegram канал "Социал-либертанство"