Граффити никогда не будет восприниматься одинаково хорошо или плохо, сколько бы времени не прошло и поколений не сменилось. Еще в древние времена люди оставляли рисунки на видимых другим местах как способ передачи информации или творческого самовыражения. Росписи соборов своего рода тоже граффити, за тем лишь исключением, что легальное и нарисованное известными художниками. Так что же ты такое, граффити?!
История граффити
Принято считать, что современная история субкультуры граффити появилась в семидесятых годах в метро Нью-Йорка и Филадельфии, а только потом пошло по остальным городам, штатам и распространилось за океан. То есть, опять во всем виноваты американцы, получается.
Граффити быстро развивалось в разных направлениях, начиная способом протеста и заканчивая доступной возможностью донести свое творчество. Отсутствие социальных сетей делало «социальной сетью» вагоны метро, стены и целые здания, видимые тысячам людей.
Естественно граффити не могли не разделить людей на сторонников и на противников, считающих такой способ передачи информации и творчества вандализмом и противозаконной порчей чужого имущества. Однако для фотографов граффити стали ярким «украшением» городов, передающим не только настроения, но часто превращающим трущобы в арт-объект.
Одним из столпов фотографии, связанной с граффити, стала настоящая легенда уличной фотографии Марта Купер, получившая не только одобрение, но и допуск в «кулуары» уличного искусства.
Я рекомендовал бы посмотреть документальный фильм «Марта Купер: История о граффити», снятый в США в 2019 году. Возможно этот фильм один из лучших не только про фотографию, но и про граффити, и про его историю.
Так чем же является граффити сейчас, когда уже есть возможность вынести свое творчество или свой протест на миллионную публику во всем мире с помощью социальных сетей?! Почему эта культура не исчезла с улиц и в чем разница между уличными художниками и «школотой», пытающейся казаться круче?
Официальное уличное искусство
Если не можешь победить бардак — возглавь его. Так когда-то в Прибалтике поступили с уличными художниками, расписывающими городской транспорт. Власти города попросили не портить новые троллейбусы, но официально дали добро разукрашивать старые троллейбусы, превратившиеся в арт-объекты, разъезжающие по городу.
Официальные муралы, как называют большие граффити на стенах домов, стали городскими украшениями по всей России. С помощью них задается тональность туристических мест или даже пропаганда. Например, побродив по улицам Ярославля можно найти множество таких «официальных» или «полуофициальных» граффити, не уродующих, а украшающих город и создающих неповторимую атмосферу.
Однако понятно, что никакие официальные граффити не смогут и не будут передавать «протестные» настроения или желания самовыражения художников, идущие вразрез с идеями властей или владельцев объектов, подвергающихся раскраске. Так мы оказываемся в мире «андеграунда».
Граффити «вне закона»
Обилие камер видеонаблюдения и оперативность передачи информации о противозаконных действиях вынуждают уличных художников выбирать для своих рисунков удаленные места. Лишь самые отчаянные все еще пробираются в отстойники электропоездов или депо, чтобы оставить свои «автографы».
Если с разукрашиванием электричек еще можно спорить, то разукрашивание трущоб или забытых властями районов и мест можно по-прежнему считать общественным протестом. К тому же, как мне кажется, граффити способны украсить многие места, до которых не доходят руки коммунальщиков. Лучше рассматривать картины, чем руины.
Мне доводилось бывать в местах, в которых до сих пор живут люди, хотя со стороны больше кажется, что оказался в городах после налета английской авиации или после апокалипсиса. Если в этих местах появляется граффити, возможно это к лучшему, а может и обратит внимание общественности. Однако не всегда граффити — это украшение. Иногда граффити — это уродство, и тут мы приходим к той самой «школоте», далекой от «философии» и «творчества».
Граффити — как ненависть к своему городу
Самым уродливым городом я считаю Белград. Не потому, что он плох сам по себе, ибо Белград очень красивый. Потому, что собственные жители ненавидят свой город. Это выражается во многом, в том числе в исписанных граффити стенах, далеких и от искусства, и от протеста как такового. И не на окраинах города, а начиная с его центра.
Не скажу, что все граффити ужасны — в Белграде достаточно красивых работ, но большей частью это дешевая и безвкусная пародия на уличное искусство. Тут недавно во всем опять обвинили американцев, что они бомбили город и до сих пор, тридцать лет спустя, по мнению комментаторов, продолжают бомбить… Американские шпионы и диверсанты с баллончиками и другими прелестями Белграда, начинающимися сразу за одной пешеходной улицей, с которой большинство туристов ни разу не сходили.
То, что творится в Белграде можно найти на задворках многих столиц мира, но в Белграде это давно вылезло на фасады основных улиц грязной, мерзкой массой. Вдобавок ко всему сами жители, паркующие свои авто не задумываясь о людях, власти, устанавливающие мусорки посреди тротуаров, да и многие другие «приколы», делающие Белград самым неудобным городом для жизни.
***
Так я условно разделил граффити на три категории: «официальные», «субкультурные» и «уродские». И все три направления до сих пор не только живут и процветают во всем мире, но и не собираются сдаваться перед натиском технологий и новых возможностей.