Найти в Дзене
History Fact Check

Размышлял вчера про Пушкина и его семью

Вчера вечером сидел с книгой про Пушкина, и вдруг меня зацепила одна вещь. Александр Сергеевич написал кучу теплых строк про свою няню Арину Родионовну, все эти стихи полны нежности и благодарности. А вот про родную мать – ни слова, ни строчки. Почему так? Неужели между ними было что-то не то? Я начал копать глубже, и выяснилось, что их отношения были ой как непростыми. Могли ли они в конце концов помириться? И отчего она так обожала младшего сына, а не Сашу? Знаете, один из тех, кто много изучал Пушкина, Юрий Тынянов, в своем романе рисует мать поэта не в самом лучшем свете. Она там капризная, любит покомандовать слугами, с мужем вечно ссорится. Только на балах расцветает, чувствует себя как рыба в воде. И внешность у нее была необычная – ее звали "прекрасной креолкой", а слуги за глаза – "арапкой". Но на самом деле никакой она не креолка. Ее отец – Осип Ганнибал, сын того самого арапа Петра Великого. Прадед Пушкина из Африки, попал в плен ребенком, потом в Турцию, а оттуда в Россию

Вчера вечером сидел с книгой про Пушкина, и вдруг меня зацепила одна вещь. Александр Сергеевич написал кучу теплых строк про свою няню Арину Родионовну, все эти стихи полны нежности и благодарности. А вот про родную мать – ни слова, ни строчки. Почему так? Неужели между ними было что-то не то? Я начал копать глубже, и выяснилось, что их отношения были ой как непростыми. Могли ли они в конце концов помириться? И отчего она так обожала младшего сына, а не Сашу?

Знаете, один из тех, кто много изучал Пушкина, Юрий Тынянов, в своем романе рисует мать поэта не в самом лучшем свете. Она там капризная, любит покомандовать слугами, с мужем вечно ссорится. Только на балах расцветает, чувствует себя как рыба в воде. И внешность у нее была необычная – ее звали "прекрасной креолкой", а слуги за глаза – "арапкой". Но на самом деле никакой она не креолка. Ее отец – Осип Ганнибал, сын того самого арапа Петра Великого. Прадед Пушкина из Африки, попал в плен ребенком, потом в Турцию, а оттуда в Россию к Петру. Так что в Пушкине текла африканская кровь по материнской линии. Интересно, правда?

Надежда Осиповна в молодости была красавицей, умной, начитанной, французский знала в совершенстве. Но характер – огонь: вспыльчивая, любила светскую жизнь, балы, наряды. Павел Анненков, который писал биографию Пушкина, отмечал это – и красота, и взбалмошность. Чтобы понять ее, надо посмотреть на детство. Родилась она в 1775 году под Гатчиной, в усадьбе Суйда. Отец ее – человек ветреный, женился на ее матери, промотал все приданое, бросил их и завел новую семью, даже не разведясь. Объявил всем, что первая жена умерла! Скандалы, суды – в такой обстановке росла Надежда. Они с матерью бедствовали, порой даже платьев нормальных не было. Наверное, оттого она потом так любила наряжаться и выходить в свет.

А брак ее с Сергеем Львовичем Пушкиным? Они были дальними родственниками, в те времена это нормально. Ему 26, ей 21. Счастливый ли? Кто знает. Одни говорят, прожили почти 40 лет в мире, другие – сплошные скандалы. Деньги были главной бедой: Сергей Львович талантливый, стихи писал, в спектаклях играл, но в делах – полный ноль. Семья не голодала, но и не роскошествовала. Надежда часто жаловалась в письмах на нехватку.

У них родилось восемь детей, но четверо умерли маленькими, еще один – Николай – в шесть лет. Выжили Ольга, Александр и Лев. Ольга была старшей, с родителями ладила, ее письма – кладезь про жизнь семьи. Потом Саша в 1799-м, а в 1805-м – Лев. И вот с Льва мать пылинки сдувала. Он был ее любимцем, все надежды на него. Анненков пишет, что к Александру она была холодна, предпочитала дочь и младшего. Вересаев добавляет, что поэт материнской ласки не знал. Лотман даже сказал – "человек без детства".

Не все с этим согласны, но факт: Лев был фаворитом. Почему? Одна версия – Надежда боялась за него, потому что младшие дети умирали один за другим. Другая – характеры разные. Лев ласковый, покладистый, а Саша упрямый, не старался угодить. Вспомните Татьяну из "Онегина": она в семье как чужая, не умела ласкаться к родителям. Похоже на автобиографию, да? Леву все прощали – вырос, транжирил деньги, влипал в истории, служил в армии, родители слали ему суммы, а он их спускал. Александру же – строгость в детстве, отказы в деньгах потом. За всю жизнь едва 500 рублей от родителей получил, а Леву заваливали.

Но братья дружили всю жизнь. Пушкин смирился, что с матерью не соперник. Были моменты – она молчала с ним месяцами, даже год. Наказывала так. Только после свадьбы с Натальей Гончаровой потеплело. Мать полюбила внуков, гордилась славой сына. В последние месяцы ее жизни, когда болела, Пушкин ухаживал за ней нежно. Она попросила прощения, помирились. В марте 1836-го он ее хоронил в Святогорском монастыре, купил место рядом. Сам умер через девять месяцев.

Вот такая история. Грустная, но настоящая. Думаешь, как жизнь все запутывает, а в конце иногда дает шанс на прощение. У меня в семье тоже были недопонимания с родителями, но мы разобрались. А у вас? Может, поделитесь в комментариях.