Найти в Дзене
History Fact Check

Как жила Светлана Савицкая за пределами космоса

Вчера вечером я сидел и просматривал старые статьи про космос, ну знаете, те времена, когда все мечтали о звездах, и наткнулся на историю Светланы Савицкой. Она ведь вторая женщина в космосе после Терешковой, и первая, кто вышла в открытый космос, провела там больше трех часов. А мы о ней не так часто вспоминаем, как о Валентине Владимировне. Почему-то она всегда в тени, хотя её заслуги огромные, дважды Герой Советского Союза, летчица-испытательница. И вот думаю, а как у неё с личной жизнью складывалось? При такой-то славе и работе. Светлана вообще человек закрытый, особенно после того полета в 84-м году, когда вся страна о ней заговорила. Она свою семью от глаз подальше держала, даже в газетах почти ничего не писали. А муж у неё был, Виктор Хатковский, летчик и инженер-конструктор на заводе Ильюшина. Они познакомились молодыми, оба в сборной по пилотажу, с 69-го по 77-й год. Представьте, она рекорды ставит – три в прыжках с парашютом из стратосферы, двадцать на реактивных самолетах,

Вчера вечером я сидел и просматривал старые статьи про космос, ну знаете, те времена, когда все мечтали о звездах, и наткнулся на историю Светланы Савицкой. Она ведь вторая женщина в космосе после Терешковой, и первая, кто вышла в открытый космос, провела там больше трех часов. А мы о ней не так часто вспоминаем, как о Валентине Владимировне. Почему-то она всегда в тени, хотя её заслуги огромные, дважды Герой Советского Союза, летчица-испытательница. И вот думаю, а как у неё с личной жизнью складывалось? При такой-то славе и работе.

Светлана вообще человек закрытый, особенно после того полета в 84-м году, когда вся страна о ней заговорила. Она свою семью от глаз подальше держала, даже в газетах почти ничего не писали. А муж у неё был, Виктор Хатковский, летчик и инженер-конструктор на заводе Ильюшина. Они познакомились молодыми, оба в сборной по пилотажу, с 69-го по 77-й год. Представьте, она рекорды ставит – три в прыжках с парашютом из стратосферы, двадцать на реактивных самолетах, работает инструктором, испытателем, двадцать типов самолетов освоила. И при этом время на личное находит. Она сама говорила, что космос – это не помеха для жизни, главное, чтобы не приходилось чем-то жертвовать важным.

Виктор старше её на пять лет, из Минска, начинал токарем, а потом потянуло в небо, аэроклуб, инструктор три года. Закончил школу летчиков-испытателей в 75-м, как и она, самолеты испытывал – истребители, тяжелые. А в 82-м с ним случилась беда, самолет-лаборатория Ту-134 разбился по пути в Североморск, девять из экипажа и шесть пассажиров погибли, а он один выжил. Шок для всех, ведь это были испытания для контроля подлодок, важные для страны в те времена гонки с Америкой. Короче, чудо, что он уцелел.

Потом, в 86-м, у Светланы сын родился, Константин, ей уже 38 было. Она быстро переключилась, из космонавтки в маму, воспитывала строго, по-спартански, без лишнего. Сама такая – целеустремленная, настойчивая, и сына тому же учила. Он спортом занялся, но не полетами, а стрельбой в ДОСААФ, даже в федерации работал. Видел ролик с ним, где он про чемпионат мира по практической стрельбе рассказывает в 2017-м, так уверенно, с деталями про оружие и всё. Видно, что парень на своем месте, как и мама.

Светлана после космоса в МАИ преподавала, она кандидат наук, в Думе работала, даже в открытии Олимпиады в Сочи участвовала. Ей в августе 76 стукнет, а она бодрая, активная. Вот думаю, почему такая женщина в тени? Может, потому что скромная, не любит шумихи. А её жизнь – пример, как совмещать большое дело и семью, без пафоса.

В общем, такие истории вдохновляют, напоминают, что герои – они среди нас, живут просто. А у вас были мысли про космонавтов из прошлого?