Найти в Дзене
History Fact Check

Как жила Мария Ульянова, мама Ленина

Вчера вечером сидел и перечитывал старые заметки про историю, и вдруг наткнулся на историю про мать Ленина. Знаете, вокруг нее всегда было столько слухов – то еврейка, то чуть ли не тайная любовница царя, то святая какая-то. В советские времена ее вообще идеализировали до предела, а потом в девяностые все перевернули с ног на голову. Интересно, какой она была на самом деле? Я вот подумал, может, стоит разобраться, без всяких сенсаций, просто по фактам, которые известны. Начнем с ее происхождения, потому что это часто спорят. В роду у нее смешалось все – дед, Александр Бланк, родом из Житомира, и сестры Ленина потом выяснили, что он, скорее всего, еврей. А бабушка – Анна Гроссшопф, с немецкими и шведскими корнями. Так что Мария Александровна, родившаяся в 1835 году, была пятым ребенком в такой вот многонациональной семье. Отец работал врачом в Петербурге, в больнице для бедных. Когда ей было три года, мама умерла, и воспитывала их тетка, Екатерина Ивановна. Семья переехала в имение под

Вчера вечером сидел и перечитывал старые заметки про историю, и вдруг наткнулся на историю про мать Ленина. Знаете, вокруг нее всегда было столько слухов – то еврейка, то чуть ли не тайная любовница царя, то святая какая-то. В советские времена ее вообще идеализировали до предела, а потом в девяностые все перевернули с ног на голову. Интересно, какой она была на самом деле? Я вот подумал, может, стоит разобраться, без всяких сенсаций, просто по фактам, которые известны.

Начнем с ее происхождения, потому что это часто спорят. В роду у нее смешалось все – дед, Александр Бланк, родом из Житомира, и сестры Ленина потом выяснили, что он, скорее всего, еврей. А бабушка – Анна Гроссшопф, с немецкими и шведскими корнями. Так что Мария Александровна, родившаяся в 1835 году, была пятым ребенком в такой вот многонациональной семье. Отец работал врачом в Петербурге, в больнице для бедных. Когда ей было три года, мама умерла, и воспитывала их тетка, Екатерина Ивановна. Семья переехала в имение под Казанью, в Кокушкино, и там все было строго – порядок, дисциплина, никаких сладостей или баловства. Даже чай с кофе не пили, считали вредным. Представьте, потом Мария ввела в своей семье чаепития, видимо, это то, чего ей не хватало в детстве.

Она росла умной девчонкой, любила книги, знала языки – французский, немецкий, английский. Играла на пианино, рисовала. Мечтала стать учительницей, хотя семья не бедствовала, но и не могла позволить полноценное образование. В те времена можно было сдать экзамен на право учить детей, и она решилась. Помогал ей в подготовке молодой педагог Илья Ульянов – брат мужа ее сестры. Они занимались вместе: она учила его английскому, он помогал с экзаменами. В итоге она сдала, получила свидетельство, но учительницей так и не поработала. Увлеклись они друг другом, поженились в 1863 году. Жили душа в душу больше двадцати лет, несмотря на все трудности.

Семья переехала в Симбирск, когда Илью Николаевича назначили инспектором школ. Там родился Владимир в 1870-м, и город теперь Ульяновск. Жили скромно, снимали квартиры, потом купили дом. У них было восемь детей, но двое умерли маленькими. Мария была бережливой, все продумывала – от еды до образования. Дети вставали рано, ели по расписанию, учились. Никаких криков или наказаний, все интеллигентно. Она была практичной, далекой от революций, мечтала, чтобы дети жили честно, как отец. А отец был верующим, ходил в церковь, а она – не очень, посещала редко, и русскую, и немецкую. Тетка ее была лютеранкой, может, оттуда.

Потом все пошло наперекосяк. В 1886-м Илья Николаевич умер от инсульта, Владимиру было пятнадцать. Мария добилась пенсии, но через год арестовали старшего сына Александра за покушение на царя. Она умоляла императора о помиловании, даже свидание разрешили, но казнили его. Потом дочь Ольга умерла от тифа в 1891-м, Владимир арестован в 1895-м за революцию. Откуда она брала силы? Просто выносила все молча, не жаловалась.

Интересный момент: она даже хлопотала о дворянстве для детей, потому что муж получил титул за службу. А потом, в 1889-м, купила землю под Казанью, думала, Владимир станет помещиком. Завели корову, лошадь, сеяли пшеницу – но ничего не вышло, корову украли, урожай плохой, продали участок. Она видела в нем юриста, он был отличником, сдал экзамены экстерном. Но он выбрал революцию. Она смирилась, даже деньги посылала ему в эмиграцию со своей пенсии.

Умерла она в 1916-м от сердца, жила с дочерьми в Петрограде. Ленин любил ее, но на похороны не приехал – был в эмиграции. Она так и не увидела его триумф, не дожила год до революции. Мечтала о спокойной жизни для детей, а они стали революционерами. Вот такая история, без чудес. А вы знали про это?