Найти в Дзене
Финансовый клуб

Новогодняя афиша двух столиц. Классика с Финансовым клубом

Сказка — ложь! Но в новогодние праздники особенно хочется чуда любой ценой. Музыкальная афиша двух столиц ориентируется на всех, кто решил раз в году сходить на балет «Щелкунчик» Чайковского. И хотя он создавался вовсе не как детский спектакль, многие выбирают именно его для семейного похода в каникулярное время. Многие годы во всех театрах страны шла версия Василия Вайнонена, которую и ныне показывают на исторической сцене Мариинского театра практически каждый день, а то и по два раза. Другая, более взрослая версия будет показана уже после Нового года в Мариинке-2. Ее постановку осуществил известный изображениями всяческих чудищ художник Михаил Шемякин, а хореографию начинал ставить Алексей Ратманский, который сегодня желанный гость на лучших сценах мира, правда в России он снял свое имя со всех афиш. Его адажио черных снежинок — лучший номер этой версии, ради которого стоит сходить на спектакль в Петербурге. «Щелкунчик» Большого театра сегодня превратился в настоящий праздничный

Сказка — ложь! Но в новогодние праздники особенно хочется чуда любой ценой.

Музыкальная афиша двух столиц ориентируется на всех, кто решил раз в году сходить на балет «Щелкунчик» Чайковского. И хотя он создавался вовсе не как детский спектакль, многие выбирают именно его для семейного похода в каникулярное время. Многие годы во всех театрах страны шла версия Василия Вайнонена, которую и ныне показывают на исторической сцене Мариинского театра практически каждый день, а то и по два раза. Другая, более взрослая версия будет показана уже после Нового года в Мариинке-2. Ее постановку осуществил известный изображениями всяческих чудищ художник Михаил Шемякин, а хореографию начинал ставить Алексей Ратманский, который сегодня желанный гость на лучших сценах мира, правда в России он снял свое имя со всех афиш. Его адажио черных снежинок — лучший номер этой версии, ради которого стоит сходить на спектакль в Петербурге.

«Щелкунчик» Большого театра сегодня превратился в настоящий праздничный фетиш, это действительно самое «взрослое» и философское прочтение партитуры Чайковского, а первоначальное либретто было сильно изменено Юрием Григоровичем.

Любая сказка в праздничные дни предстает не только развлечением, но и набором вечных истин, которые делают ее столь притягательной. В Санкт-Петербурге с 25 по 28 декабря Валерий Гергиев решил порадовать своих поклонников очередным показом тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера. Это не сказка, а целая сказочная Вселенная, созданная композитором по мотивам древнегерманского эпоса. Боги и гномы, валькирии и герои, любовь и долг — все сплелось в этом удивительном произведении, которое в постановке театра решено как этно-сказка.

Другая звезда музыкального Петербурга, Теодор Курентзис, представит свою версию скорее фантастического, чем сказочного, балета «Золушка» Прокофьева в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Курентзис много раз исполнял эту музыку, всегда создавая у слушателей ощущение страха потустороннего мира. К этому стремился и Чайковский в своем «Щелкунчике», именно поэтому оба балета мы рекомендуем в первую очередь для взрослой аудитории.

В Москве гофмановские сюжеты предстанут также в фантастической опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха, концертное исполнение которой состоится в зале «Зарядье» 27 декабря. И несмотря на то, что главный герой — единственный тенор оперы короля оперетты — это Гофман, в нынешнем концерте супер звездой будет исполнительница всех четырех партий сопрано Надежда Павлова. Открытая много лет назад Курентзисом в Перми, Павлова сегодня выступает на лучших сценах мира, и ее московский бенефис имеет все шансы стать главным музыкальным событием праздничных дней.

Впрочем, московская афиша демонстрирует большую палитру, ведь для всех исполнителей классической музыки 25 декабря — это прекрасная возможность сыграть колоссальное музыкальное наследие католического Рождества. В этот раз в Концертном зале имени П. И. Чайковского прозвучит Торжественная месса Бетховена — одно из самых мощных произведений композитора, которое редко исполняется в России.

На этот раз можно не только послушать мессу с Государственным камерным оркестром под управлением Филиппа Чижевского, но и сравнить его исполнение с другой интерпретацией. 18 декабря в «Зарядье» оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева возьмется исполнить тот же шедевр Бетховена.

Но если вам хочется простого музыкального счастья в предновогодние дни, то лучшим выбором будет исполнение «Летучей мыши» Штрауса в «Зарядье» 30 декабря. Знаменитую оперетту принято исполнять в новогоднюю ночь даже на оперной сцене, тем более что в этом году весь мир отмечал 200-летие со дня рождения «короля вальса». Среди исполнителей «Летучей мыши» — артисты Мариинского и Большого театров, дирижер — Иван Рудин.

А если вся сказочная мишура вам давно надоела, то ведущая солистка Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, сопрано Наталья Петрожицкая, на малой сцене театра предлагает погрузиться в атмосферу ночного варьете. 26 и 28 декабря будет звучать только музыка Курта Вайля, известного всем в первую очередь по «Трехгрошовой опере». Но помимо стиля берлинского кабаре Вайль заложил основу американского мюзикла - настоящего бродвейского гламура.

Вадим Крейн, Ваш гид по классическом искусству, специально для Финансового клуба с пожеланиями красивого Нового года