Найти в Дзене
Disco Market

Mellon Collie and the Infinite Sadness: Эпическая Симфония Нескончаемой Печали.

Альбом, который заставит почувствовать ностальгию по событиям, которые, возможно, с вами никогда не происходили (особенно, если вы младше 38 лет). изображения, использованные для оформления релиза на виниле С выпуском Mellon Collie and the Infinite Sadness The Smashing Pumpkins не вписались в четкий архетип ни сырого панка, ни мрачного гранжа. В середине 90-х многие значимые группы переживали кризис или старались уйти в тень от всеобщего внимания, Smashing Pumpkins, же, наоборот, выкрутили свой творческий потенциал на максимум и создали нечто масштабное и массово востребованное. В то время как Pearl Jam отходили от коммерции, U2 и R.E.M. зашли в тупик в самопародии, Metallica открыли для себя лак для ногтей (блестящая формулировка от критика Яна Коэна), а Курт Кобейн уходом из жизни вообще завершил карьеру Nirvana, “Тыквы” со своей Mellon Collie обрушились на индустрию подобно лавине, моментально залетев в топы продаж и доказав, что можно звучать одновременно сложно, оркестрово и при

Альбом, который заставит почувствовать ностальгию по событиям, которые, возможно, с вами никогда не происходили (особенно, если вы младше 38 лет).

изображения, использованные для оформления релиза на виниле
изображения, использованные для оформления релиза на виниле

С выпуском Mellon Collie and the Infinite Sadness The Smashing Pumpkins не вписались в четкий архетип ни сырого панка, ни мрачного гранжа. В середине 90-х многие значимые группы переживали кризис или старались уйти в тень от всеобщего внимания, Smashing Pumpkins, же, наоборот, выкрутили свой творческий потенциал на максимум и создали нечто масштабное и массово востребованное. В то время как Pearl Jam отходили от коммерции, U2 и R.E.M. зашли в тупик в самопародии, Metallica открыли для себя лак для ногтей (блестящая формулировка от критика Яна Коэна), а Курт Кобейн уходом из жизни вообще завершил карьеру Nirvana, “Тыквы” со своей Mellon Collie обрушились на индустрию подобно лавине, моментально залетев в топы продаж и доказав, что можно звучать одновременно сложно, оркестрово и при этом доступно массовому слушателю.

Участники The Smashing Pumpkins в начале 90-х, слева направо: Джеймс Иха (гитара), Д’Арси Рецки (бас-гитара), Билли Корган (вокал, гитара, основной автор)и Джимми Чемберлин (ударные).
Участники The Smashing Pumpkins в начале 90-х, слева направо: Джеймс Иха (гитара), Д’Арси Рецки (бас-гитара), Билли Корган (вокал, гитара, основной автор)и Джимми Чемберлин (ударные).
The Smashing Pumpkins 1992г.
The Smashing Pumpkins 1992г.

С выходом этого релиза “Тыквы” собственным примером продемонстрировали насколько стилистически гибкой может быть рок-группа, в одном альбоме переходя от гранжа и поп-метала к электронике и чеймбер-попу. Именно после выхода Mellon Collie стало очевидно насколько велик запрос на музыкальную изощренность и смелые идеи. Этот альбом стал прецедентом, который повлиял на многие другие легендарные записи, среди них один из самых популярных релизов Radiohead OK Computer. Именно в тот период “Радиоголова” повернулись в сторону сложного, кинематографичного и безупречно спродюсированного звучания. Стремление Коргана к стилистическому разнообразию возможно подтолкнуло Metallica к тому, чтобы найти более нетрадиционные для себя музыкальные формы - вышли Load и Reload. На альбоме Yankee Hotel Foxtrot от Wilco, как и в Mellon Collie, активно применялась цифровая обработка звука, сэмплирование и неожиданное смешение жанров. Это было время, когда студийное пространство для музыкантов стало не только местом фиксации звука, но и еще одним инструментом творчества.

Список песен Mellon Collie and the Infinite Sadness
Список песен Mellon Collie and the Infinite Sadness

Mellon Collie and the Infinite Sadness изначально был задуман как двойной альбом. Билли сразу же замахнулся на создание легендарной пластинки, ведь этой работой он намеревался отметить новый жизненный этап: своеобразное прощание с юностью и вступление в семейную жизнь. Корган хотел чтобы Mellon Collie стал "The Wall для Поколения X" — масштабным, разноплановым звуковым ландшафтом, с максимально широким эмоциональным спектром. Билли подошел к работе с невероятной плодовитостью. Всего было записано 57 полностью готовых песен, из которых фронтмен сначала выбрал 32, а затем и это количество сократил до 28.

Чтобы воплотить новые амбиции группа отказалась от сотрудничества с уже проверенным продюсером Бутчем Вигом и пригласила Флада (Flood, известный по работе с U2, Depeche Mode) и Алана Маулдера (Alan Moulder, известный по сотрудничеству с My Bloody Valentine, Nine Inch Nails) в качестве сопродюсеров. Изменения не заставили себя долго ждать. Если предыдущая работа “Тыкв” была практически единолично создана Корганом, то для этой пластинки Флад заставил музыкантов записывать базовые ритм-партии во время совместных репетиций. Продюсер также настоял на ежедневных джем-сессиях для сочинения нового материала — совсем уж невиданная история для Pumpkins.

Марк Эллис, известный как Флад, середина 2010-х.
Марк Эллис, известный как Флад, середина 2010-х.

На этом новшества не заканчивались, Флад, имевший опыт работы с The Smashing Pumpkins вживую, считал, что студийные записи не отражают необузданную энергию, которую группа демонстрировала на концертах. Поэтому, многие треки («Porcelina of the Vast Oceans», «An Ode to No One» и «X.Y.U.») записывали на очень высокой громкости.

Билли Корган: "Большая часть Mellon Collie была записана группой на оглушительной громкости. Я имею в виду оглушительной. В комнате было настолько много звукового давления, что это физически доставляло дискомфорт."

The Smashing Pumpkins Live в Японии, 1992г.
The Smashing Pumpkins Live в Японии, 1992г.

Такая громкость исполнения создавала естественный фидбэк (обратную связь) между инструментами и оборудованием, добавляла гармонические обертоны и позволила создать специфичную агрессивную текстуру звука. Так, находчивый трюк с выкручиванием “валюма” на записи помог запечатлеть концертную мощь The Smashing Pumpkins.

Альбом Mellon Collie and the Infinite Sadness вступает в диалог с вехами рок-истории, переосмысливая их через призму девяностых. Как уже упоминалось выше, сам Корган не скрывал параллелей с The Wall Pink Floyd, сравнение, касающееся не столько концептуальной целостности, сколько грандиозного размаха двухчасового двойного альбома и его эпической масштабности.

Билли Корган, 1992г.
Билли Корган, 1992г.

Подобно Queen на A Night at the Opera — группе, к которой Корган питает особое пристрастие, — Smashing Pumpkins демонстрируют столь же величественное, филигранно спродюсированное звучание, склонность к жанровым экспериментам и многослойным аранжировкам, балансирующим на грани арт-рока и популярной музыки.

В контексте альтернативной сцены Mellon Collie часто называют последним масштабным триумфом эпохи, четырьмя годами ранее открытой Nevermind Nirvana. Если альбом Кобейна задал стандарты жанра, то детище Коргана превзошло их по амбициозности и размаху.

Наконец, такие треки, как «Bullet With Butterfly Wings» и «Jellybelly», звучат настолько яростно и тяжело, что где-то даже превосходят традиционный металл и создает своего рода референс к монументальному Master of Puppets Metallica. Кстати, мэтры тоже почерпнули для себя кое-что, сходство треков Fuel и The Tales Of Scorched Earth сложно отрицать.

На первый взгляд название «Mellon Collie and the Infinite Sadness» (с англ. — «Мелан Холия и Бесконечная Печаль») может показаться отсылкой к какой-то сентиментальной привязанности фронтмена Pumpkins к бахчевым. Однако, более вероятно что это преднамеренное искажение слова Melancholy. Альбом исследует дуализм внутреннего мира Коргана, представляя одновременно меланхолию, гнев, разочарование и оптимизм. Лонгплей разделен на два диска: «Dawn to Dusk» («От Рассвета до Сумерек») — ближе к традиционному для Pumpkins прямолинейному року и «Twilight to Starlight» («От Сумерек к Звездному Свету») — более экспериментальный, с тяжелыми риффами, мягкими колыбельными и необычными звуками.

Художественное оформление Mellon Collie and the Infinite Sadness символично и притягивает взгляд. Тема его изображений вторит дуальной концепции альбома. Для создания обложки привлекли талантливого коллажиста и иллюстратора Джона Крейга. Интересно, что первоначально Билли Корган планировал дорогостоящую фотосессию в викторианской стилистике, но в итоге остановился на серии космических образов с центральной фигурой, напоминающей украшение носовой части старинного корабля.

Рабочий процесс отличался непосредственностью: Корган отправлял факсы с беглыми набросками и лаконичными описаниями вроде «celestial mourning» (небесная скорбь) или «child adrift in sleep» (ребенок, дрейфующий во сне), из которых Крейг старался выстроить визуальную концепцию.

В центре композиции на обложке — меланхоличная красавица в духе викторианской гравюры или прерафаэлитов, парящая в космической пустоте. Джон Крейг виртуозно переплел классическую живопись с космической и ностальгической иконографией. Героиня — изысканный гибрид двух полотен: голова заимствована из «Сувенира» Жана-Батиста Грёза (XVIII век), где глаза девушки закатываются в блаженном изумлении, словно в момент выдоха; тело же адаптировано из рафаэлевской «Святой Екатерины Александрийской» начала XVI столетия.

Слева направо: «Сувенир» Жан Батис Грёз, «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэль и сюрреалистический коллаж Джона Крейга для оформления обложки альбома.
Слева направо: «Сувенир» Жан Батис Грёз, «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэль и сюрреалистический коллаж Джона Крейга для оформления обложки альбома.

Глядя на нее, сложно не согласиться с публицистом Филипом Кеннеди, который считает что изображение воплощает саму суть бесцельности и отчужденной молодости.

Коллаж изображений с оформлением пластинки Mellon Collie.
Коллаж изображений с оформлением пластинки Mellon Collie.

Символический ряд пронизан космическими мотивами: буклет изобилует изображениями звёзд и планет, отсылающими к «бесконечной печали» с названия пластинки. Луны на двух дисках — улыбающаяся желтая и сердито надутая голубая, опять-таки воплощают дуализм и непрерывную изменчивость эмоционального состояния. Сам Крейг описывал свою работу как «перевод поэтических предложений Билли в метафоры, работающие в чернилах и бумаге».

Mellon Collie and the Infinite Sadness справедливо называют последней по-настоящему масштабной вехой эры альтернативного рока — и, возможно, одним из величайших двойных альбомов в истории жанра. Релиз дебютировал на вершине Billboard 200 - выдающееся достижение для двойной пластинки, получил бриллиантовый сертификат за более чем десять миллионов проданных копий в США. Mellon Collie трансформировал облик альтернативного рока, доказав, что он способен быть одновременно оркестровым, кинематографичным, электронным и яростно тяжёлым, не потеряв при этом искренности. Группа использовала парадоксальный подход и сделала это своей визитной карточкой: сочетание DIY-этики панка с максимально роскошным звучанием.

После выхода альбома Smashing Pumpkins засветились в «Симпсонах» и получили Grammy. Культовая надпись «Zero» на лонгсливе и сюрреалистическая обложка превратились в визуальные символы десятилетия, а композиции вроде «Bullet With Butterfly Wings» и «1979» стали кроссовер-хитами, звучавшими далеко за пределами тематических альтернативных радиостанций.

The Smashing Pumpkins на Grammy 1997г.
The Smashing Pumpkins на Grammy 1997г.
На интервью Говарду Стёрну в 2014 году Корган высказался что надпись "Zero" в сочетании с бритой головой - это намеренное отрицание самого себя, протест тому, что он обязательно должен соответствовать чьим-то представлениям.
На интервью Говарду Стёрну в 2014 году Корган высказался что надпись "Zero" в сочетании с бритой головой - это намеренное отрицание самого себя, протест тому, что он обязательно должен соответствовать чьим-то представлениям.

Для целого поколения Mellon Collie — воплощение смешанных подростковых чувств, не поддающейся описанию. “Тыквам” удалось кристаллизовать сложные переживания, сделать невыразимое ощущаемым и создать музыку, способную дать убежище в эмоциональную бурю. В конечном счёте, Mellon Collie and the Infinite Sadness — культурное событие и "magnum opus" группы, изменивший правила игры и поднявшее планку амбиций в рок-музыке на новую высоту.

Купить Mellon Collie and the Infinite Sadness The Smashing Pumpkins на Дискомаркете.

Текст составила Рита Стрельцова.