Найти в Дзене
Мастер Творцов

Густав Климт – «Медицина» (1900-1901 годы)

Густав Климт – «Медицина» В 1894 году Министерство Культуры Австрии поручило Густаву Климту (годы жизни 1862-1918) написать картины для нового Большого зала Венского Университета, недавно построенного на главной улице столицы страны – Вены – Рингштрассе. Задачей Климта было написать три монументальных полотна на темы Философии, Медицины и Юриспруденции соответственно. Однако к тому времени, когда четыре года спустя Климт приступил к написанию полотен, он уже успел присоединиться к Венскому Сецессиону и отказался от натурализма, показанного в картине «Зрительный Зал Старого Бургтеатра» (1888-1889 годы), тем самым бросив вызов общепринятым сюжетам. Заглавной темой, которая должна была объединить три университетские картины, стала «торжество света над тьмой», в рамках которой живописцу была предоставлена полная свобода действий. Однако ни одно из готовых произведений искусства не передаёт данную тему с какой-либо степенью ясности. Работа «Медицина» – второе из трёх представленных мастером
Густав Климт – «Медицина»
Густав Климт – «Медицина»

В 1894 году Министерство Культуры Австрии поручило Густаву Климту (годы жизни 1862-1918) написать картины для нового Большого зала Венского Университета, недавно построенного на главной улице столицы страны – Вены – Рингштрассе. Задачей Климта было написать три монументальных полотна на темы Философии, Медицины и Юриспруденции соответственно. Однако к тому времени, когда четыре года спустя Климт приступил к написанию полотен, он уже успел присоединиться к Венскому Сецессиону и отказался от натурализма, показанного в картине «Зрительный Зал Старого Бургтеатра» (1888-1889 годы), тем самым бросив вызов общепринятым сюжетам.

Заглавной темой, которая должна была объединить три университетские картины, стала «торжество света над тьмой», в рамках которой живописцу была предоставлена полная свобода действий. Однако ни одно из готовых произведений искусства не передаёт данную тему с какой-либо степенью ясности. Работа «Медицина» – второе из трёх представленных мастером полотен – вызвала наибольшие споры.

Сей фрагмент из творения «Медицина» показывает нам фигуру Гигиеи (она же Гигиена) – мифологической дочери бога медицины, которая находилась в нижнем центре общего холста и была идентифицирована лишь при помощи сопровождающей её змеи и чаши Леты. Над Гигиеей возвышался высокий столб света, справа от которого красовалась паутина из обнажённых человеческих фигур, переплетённых со скелетом Смерти. По другую сторону светового столба плыла обнажённая женщина с выдвинутым вперёд тазом, а прямо под её ногами парил младенец (которого, вполне возможно, она только что родила), завёрнутый в полоску тюля.

Образ вызвал шквал критики сразу на двух уровнях. Во-первых, представители факультета и министерства утверждали, что картина была порнографической, особенно женщина с выпяченным вперёд тазом, которая демонстрировала собой неотёсанность венского культурного сообщества. А во-вторых, и это, возможно, более весомый аргумент, картина вообще никак не иллюстрирует темы медицины, ни как профилактической, ни как связанной с лечебными средствами.

Резкая реакция на произведения Климта в конечном итоге побудила его в 1905 году выкупить все три этих работы за 30 000 австрийских крон, помощь ему в этом оказал его богатый покровитель – Август Ледерер (годы жизни 1857-1936), который получил взамен в вечное владение работу под названием «Философия».

Труды Климта расшифровать довольно трудно, и, похоже, одной из его целей в картине было показать неоднозначность человеческой жизни, одновременно представляя темы рождения и смерти. В некотором смысле это весьма иронично, поскольку Вена в то время была одним из крупнейших центров медицинских исследований. Наряду с психологом Зигмундом Фрейдом (годы жизни 1856-1939), который буквально только что опубликовал своё «Толкование Сновидений» (1899 год), здесь также проживал и пионер абдоминальной хирургии – Теодор Бильрот (годы жизни 1829-1894).

В этом отношении произведение «Медицина» демонстрирует нам, как, даже несмотря на огромные успехи, достигнутые Венским Сецессионом за четыре года с момента его основания, движение так и не сумело решительно перевернуть консервативное отношение к современному искусству в Вене той поры. А для Климта вся эта история стала окончательным публичным унижением и отвержением; он не выставлялся в Вене в течение пяти лет после 1903 года, а от официальных предложений отказался вообще, вплоть до конца своей карьеры он занимался только частными заказами на портреты и пейзажи.

Его тройка университетских картин, рождённых в огненном шквале противоречий, встретила и свою собственную огненную судьбу, они прошли долгий путь до частной коллекции в семье евреев и стали лишь тремя из многих творений кисти Климта, конфискованных нацистами. В мае 1945 они были сожжены отступающими войсками СС в замке Иммендорф в Нижней Австрии, где и хранились вплоть до своей гибели.

  • Художник – Густав Климт
  • Название – «Медицина»
  • Год создания – 1900-1901
  • Размеры – 430 х 300 сантиметров (общий размер)
  • Материал – Масло на холсте
  • Место нахождения – уничтожена в 1945 году