...И нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1:23).
"...С нами Бог" – эти слова услаждают мой слух. Зачем вообще понадобилось в Библии дать слово "Еммануил" в переводе? Разве это не говорит о том, что данное слово имеет самое непосредственное отношение к нам, язычникам? Чтобы оно стало понятно всем, его перевели на один из главных языков мира язычников того времени, на греческий. Это имя, предопределенное накануне рождения Христа, и надпись на кресте, где Он был распят, сделанная на трех языках, дают нам понять, что Христос – Спаситель не только иудеев, но и язычников.
"...С нами Бог" – это значит, что теперь мы среди приглашенных, что нам окажут радушный прием, что Бог увидел, в чем мы нуждаемся, и дал все необходимое. Без всякой платы даже мы, язычники и грешники, бывшие далеко от Бога, теперь можем прийти к Нему.
В данном отрывке говорится об имени Господа Иисуса. Написано: "...нарекут имя Ему Еммануил...". В наши дни мы даем детям разные имена, не имеющие определенного значения. Обычно это имена отца, матери или уважаемого родственника, но, как правило, в имена не вкладывается конкретный смысл.
В древности было по-иному. Тогда имена обязательно имели определенный смысл. Особенно ярко это проявилось в случае с Иисусом. Ему дано много имен, и каждое из них заключает в себе определенный смысл. "...И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9:6), потому что Он действительно таков. Имя Иисус дано Ему не без причин. Ни одно другое имя не было бы настолько значительным, потому что не могло бы так хорошо передать великое дело спасения Его народа от грехов. Когда Его называют тем или иным именем, значит, Он соответствует ему.
Я не встречал, чтобы позже в Новом Завете Иисуса называли Еммануилом. Ни Его апостолы, ни Его ученики не использовали это имя буквально, но, по сути, они делали это, ибо они говорили о Нем как о Боге, явившемся во плоти, и писали: "...Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца". Они не называли Его Еммануилом, но передавали значение этого слова другими словами, объясняя, что означает присутствие Бога с нами в лице Господа Иисуса Христа. Важность события в том, что с момента рождения Христа в мир – с нами Бог.
"...С нами Бог" – это вызывает восторг. Это заслуживает того, чтобы пастухи, а с ними и весь мир проснулись от звуков песни: "...Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" Это достойно предсказаний пророков, достойно той тщательности, с которой божественное вдохновение сохранило сведения об этом событии. Это было также достойно мученической смерти апостолов и последователей Христа, жертвовавших жизнью ради воплотившегося Бога. И сегодня, мои братья, это достойно того, чтобы вы неустанно несли Благую весть, чтобы вы жили святой жизнью, являя силу Евангелия освящать, и чтобы вы радостно встречали смерть, показывая силу Евангелия утешать.
Главная истина нашей святой веры: "И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти". Возьмите этот библейский текст и носите его на своей груди, словно букет ароматных цветов, освежающих ваше сердце миром и радостью. Давайте восхитимся этой истиной, затем проникнем в ее глубины и, наконец, постараемся применить ее к себе.
I. "...С нами Бог".
Это удивительная истина, заслуживающая самого большого восхищения. Это удивительный факт, что Бесконечный Бог однажды оказался в теле беззащитного Младенца, а затем жил и страдал, как Человек. "Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Флп. 2:7).
Обратите внимание на чудо смиренного воплощения. Бог, сотворивший все, воспринял природу одного из Своих творений, Бог, существующий независимо от творения, объединился с тем, кто не может существовать сам по себе. Всесильный Бог связал Себя со слабым и смертным человеком. И разве не странно, что эта грубая часть творения, низшая часть, прах, была объединена с чистым, прекрасным, непостижимым, божественным существом, о котором мы так мало знаем. Оставляю эту мысль вам для размышлений в тихие часы дня. Думайте об этом с благоговением. Я убежден, что ни один человек не может себе представить, каким удивительным снисхождением со стороны Бога было это единение и пребывание с нами.
Но вы еще более восхититесь, если вспомните, что творение, чью природу Христос воспринял, было согрешившим существом. Мы знаем, что человечество взбунтовалось против Бога, а Христос стал Человеком, чтобы спасти нас от последствий бунта и вознести до первоначальной чистоты. "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти..." (Рим. 8:3). Существуют ли более точные слова в нашем языке для описания Божьей любви и нашего восхищения ей?
А далее посмотрите, какое чудо могущества открывается нам: наш Господь вселился в тело, настоящее человеческое тело, подготовленное удивительным образом для того, чтобы принять воплощение Бога. Что это было за тело! Оно подобно нашему – в нем такая же нервная система, подверженные усталости мышцы, органы, точно прилаженные один к другому – и все же оно вмещало Бога. Мы не знаем как, но Бог знает.
Давайте будем восхищаться воплощением Всемогущего в слабом человеке, возможностью постичь Непостижимого, увидеть Невидимого, достичь границы Безграничного. Восхищайтесь могуществом этих слов: "…с нами Бог".
И вновь, обращаясь к тайне воплощения, подумайте о добром знаке, явленном людям в этом чуде. Воплотившийся Бог в Вифлееме, на Которого с восторгом смотрели пастухи, предвещал мир на земле. О грешник, трепещущий от гнева Божьего, подними голову с радостной надеждой, надеждой на милость и благосклонность Бога, ибо у Него достаточно благодати и милости для тех, кого Он выделил из всех других, объединив с Собой.
А теперь я прошу взглянуть на Бога в свете этой истины, как на залог нашего избавления. Мы падшие грешники, мы утопаем в болоте беззакония, мы в рабстве и в плену у сатаны. Но коль скоро Бог посетил нас и сделал нашу природу Своей, то мы должны изменить свое положение, и врата ада не помешают нам, ибо с нами Бог.
Слуги греха и рабы закона, прислушайтесь к звуку праздничной трубы. Среди вас есть Тот, Кто родился от девы, подчинился закону, и, в то же время, Он Всемогущий Бог, обещавший дать вам свободу. Он Спаситель, Великий Спаситель, ибо Всемогущ, и не покинет битву за наши души. Он Вождь Своего народа, Он не устанет, не опустит меч, пока не выйдет полным Победителем из сражения. Иисус, сошедший с Небес, – это залог того, что Он возьмет с Собой Свой народ на Небо. Его воплощение в Человека – это гарантия того, что мы будем у престола Божьего.
Если с нами Бог, то нам нечего опасаться. Светлые и счастливые дни не могут не прийти, спасение не может не наступить для человека, Бог обязательно будет прославлен. Давайте купаться в лучах Солнца Праведности, Которое взошло над нами, чтобы осветить язычников и быть славой Его народа.
II. А теперь постараемся проникнуть в глубины.
Что значит "с нами Бог"? Я не надеюсь сегодня полностью раскрыть значение короткого предложения "с нами Бог", ибо, воистину, я вижу в этих словах всю историю искупления. Они подразумевают, что человек живет без Бога, что Бог покинул человека из-за греха. Они, возвещая о приходе Христа, рассказывают, что у человека появилась надежда на спасение. Бог вступает в общение с человеком, и человек возвращается к Богу, вновь обретая образ Божий. Сами Небеса заключены в словах "с нами Бог".
Во-первых, слово "Еммануил" означает, что Бог во Христе с нами очень тесно связан. Бог с нами соединен необычным образом, Он удивительно близок нам. Наша человеческая суть стала Его сутью в самом буквальном смысле. У Него появилось все, из чего состоит тело: мясо, кровь, кость. Господь имел все, что есть у человека разумного: ум, сердце, душу, память, воображение, суждение.
Не думайте о Нем, как об обожествленном человеке, и тем более, не смейте думать о Нем, как об очеловечившемся Боге или полубоге. Не смешивайте две сути и равно не разделяйте Личность: Он есть одно лицо. И в то же время Он в полной мере Человек, но и Бог в полной мере. Подумайте очень серьезно над данной истиной. Размышления принесут вам большое удовлетворение.
Воплотившийся Бог с нами на протяжении всего нашего жизненного пути. Вы лежали в люльке? И Он лежал. Вы были ребенком в подчинении у родителей? Иисус тоже был Сыном в доме у Своих родителей. Вы одиноки? Он тоже был одинок в пустыне, на склоне холма, во мраке сада. Где бы вы ни находились, вы увидите, что Иисус уже был там. Два верующих могут быть очень непохожими, и все же оба найдут в жизни Христа много схожего с их жизнью. Он во всем уподобился братьям. Как притягательна истина: нашего Господа зовут "С нами Бог"! Он с нами не только здесь или там, не только в данный час, а всегда и везде.
Но особая сладость ощущается в Его имени, потому что "с нами Бог" в наших бедах. Во всех муках, раздирающих сердце, во всех болях, терзающих тело, Иисус Христос с нами. Вас мучает утрата близкого человека? Иисус плакал у гроба Лазаря. Вас предали? Не забывайте, что Его близкий друг продал Его за цену раба. В самом мрачном, самом глубоком ущелье несчастий, из которого не видно выхода, присмотревшись, вы обнаружите следы Распятого. Вы неизменно слышите Его: "Я с тобой. Не падай духом, ибо Я твой попутчик и твой Бог".
И каково будет наше удивление, когда, делая последний шаг, мы встретим Еммануила. Он познал муки смерти, Он в агонии истекал кровью и страдал от жажды в лихорадке. Он пережил отделение измученного духа от слабой, изнывающей от боли плоти, и возопил: "Отче! в руки Твои предаю Дух Мой". Да, и гроба Он не избежал. До нашего воскресения "...с нами Бог". В наше воскресение Воплотившийся Бог будет первым, кто предстанет перед нашими новыми глазами. "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога" (Иов. 19:25). Всю вечность я проведу рядом с Ним! Не сказал ли Он: "Я живу, и вы будете жить"? Он будет вечно жить и как Человек, и как Бог, и вести нас к живым источникам воды. И так вечно с Господом будем!
Во-вторых, Бог во Христе с нами полностью примирился. Было время разобщенности с Богом, мы долго жили без Него, будучи отчуждены от Него своими злыми делами. Его глаза слишком чисты, чтобы смотреть на беззаконие, зло не может приблизиться к Нему. Неизменная справедливость, с которой Он управляет миром, требует скрывать лицо от грешного рода. Бог, благодушно взирающий на виновных людей, не есть Бог Библии. "Нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его" (Пс. 10:5).
Но грех, отделявший нас от Бога, был уничтожен благословенной жертвой Христа на древе. Праведность, отсутствие которой являлось непреодолимой преградой между неправедным человеком и праведным Богом, эта праведность, я говорю, была принесена за нас Иисусом Христом. Поэтому теперь в Иисусе Бог примирился с нами, ибо грех, возбуждавший в Нем гнев, навсегда отстранен от Его народа.
Бог есть любовь – это величайшая истина, но это не мешает Ему быть строгим и справедливым. Искупление же является проявлением божественной любви, а не ее причиной. Как Законодатель и Судья "Бог всякий день строго" взыскивает, и без примирительной жертвы Христа даже Его люди "были по природе чадами гнева, как и прочие". Теперь Бог может быть с человеком, чего Он не мог бы праведно делать, не умри Иисус за нас.
В-третьих, слова "с нами Бог" означают, что Бог во Христе с нами в благословенном общении. Другими словами, Он настолько приблизился к нам, что теперь мы можем разговаривать с Ним. Подобно Еноху, вы ходите пред Богом, и, словно Авраам, вы разговариваете с Ним так, как если бы человек разговаривал со своим другом. Что еще означают ваши молитвы и благодарности, как не речь, с которой вам позволено обращаться ко Всевышнему? И Он отвечает вам, Его Дух запечатлевает обещание в вашем сердце, помогает найти истину, рождает надежду на лучшее.
Что еще означают для многих из нас эти воскресные собрания, как не то, что "с нами Бог"? Что означает Вечеря, как не "с нами Бог"? О как много раз, преломляя хлеб и разливая вино в воспоминание Его искупительной смерти, мы наслаждались Его присутствием и убеждались, что Господь Иисус есть "с нами Бог". Да, в каждом акте святого поклонения мы убеждаемся, что есть новый и живой путь, по которому мы можем прийти к престолу благодати. Но вершина благодати – это Господь, живущий Духом в нас. "Не знаете ли, – говорит апостол, – что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?" (1 Кор. 6:19). И еще: "Сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них..." (2 Кор. 6:16). Непостижима глубина этих кратких слов: "с нами Бог"!
Является ли Бог в Иисусе Христе вашей радостью? Если это так, то и Бог радуется вместе с вами. Бог с нами всегда, когда наши цели и желания совпадают с Божьими. Мы желаем одного с Ним, мы стремимся к одной цели и радуемся одному и тому же. Радость для Отца – радость для Его детей, ибо мы тоже радуемся о Христе, наша душа восторгается от одного звука Его имени.
III. Прежде чем завершить наши с вами рассуждения на эту прекрасную тему, остановимся на вопросе, касающемся индивидуального применения этой истины.
Если Иисус Христос – Еммануил, то давайте, оставив сомнения, обратимся к Нему. Кем бы вы ни были, вам не нужен священник или ходатай, чтобы представить вас Богу, ибо Бог представил Себя вам. О, человек, Бог приходит к тебе подобным тебе! Не бойся подойти к кроткому Иисусу. И не думай, что тебе необходима особая подготовка для этой встречи, что тебе нужна молитва святого или вмешательство священника или проповедника. Кто угодно мог прийти к Младенцу в Вифлееме. Поэтому придите, придите, ибо Бог воистину с нами!
И пусть никто не медлит сделать это. Вчера вечером, размышляя над темой нашего разговора я понял, что человек, который говорит: "Я не приду к Богу", – совершает непростительное предательство, потому что Сам Бог пришел к человеку. Прежде вы грешили, не зная любви Божьей, прежде вы гнали святых, живя во тьме неверия. Но теперь Бог протягивает вам оливковую ветвь мира, протягивает удивительным образом, ибо Он сходит, чтобы Самому родиться от девы, чтобы встретиться с вами. Сын Божий пришел к вам так тихо, так кротко, так доброжелательно, так трогательно, пришел с миром. Так неужели у вас найдется смелость противиться Ему?
И теперь, мои братья, к вам последнее слово. Христианам под силу сделать возможное и невозможное, когда с ними Бог. Разве вы не понимаете, что слова "с нами Бог" лишают невозможное бытия? Сердца, которые невозможно сломить, будут сокрушены, потому что с нами Бог. Ошибки, которые немыслимо исправить, будут исправлены. Невозможное людям – возможно Богу. Благословенный Сын Божий, мы благодарим Тебя за то, что Ты дал нам эти слова.
Аминь. Утро, 26 декабря 1875 г. Чарльз Сперджен.