И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. 2:10–12).
Мы не верим в значение особых дней. В Писании нет ни предписания, ни примера, на основании которого мы должны праздновать день рождения Христа Спасителя. Бог не повелел нам этого делать. Определить действительный день Его рождения невозможно. В одном из христианских справочников изложены 136 "научных" точек зрения по данному вопросу: разные богословы приводят веские доказательства в пользу разных дат Рождества Христова. Впервые этот день стали отмечать во второй половине III века. Сначала этот праздник появился в западной церкви, а позже его переняли и в восточной.
И в то же время день празднования смерти Спасителя изменяется из года в год, хотя дату этого события можно установить довольно точно. Вероятно, все объясняется тем, что святые дни необходимо было совместить с языческими праздниками. Я осмелюсь утверждать, что если и можно установить, в какой день Иисус точно не родился, то мы можем быть уверены, что Он не родился 25 декабря.
Но раз уж сегодня все наши мысли о Рождестве, то я не вижу ничего плохого в том, чтобы поговорить о рождении Спасителя. Более того, мы должны говорить и размышлять о воплощении Господа круглый год. Не считая этот день особым, давайте все же возблагодарим Бога за Его Возлюбленного Сына.
Слова, которые мы прочитали, – это проповедь первого благовестника эпохи Евангелия. Проповедником был ангел, и это не случайно, потому что самая великая и самая последняя Благая весть тоже будет возвещена ангелом, который протрубит воскресение, и все возрожденные восстанут, чтобы в полноте насладиться радостью.
Ключевая тема Благой вести, принесенной ангелом, – радость: "...я возвещаю вам великую радость...". Падший человек боится Бога, когда Тот близко, поэтому и пастухами овладел сильный страх. Закон, данный Богом, только усиливал это естественное чувство страха: люди были грешны, а закон пришел в мир, чтобы раскрыть грех, поэтому он заставлял людей трепетать и бояться любого откровения, исходящего от Бога.
Но первые же слова Евангелия покончили с этим, ибо ангельский благовестник сказал: "...не бойтесь; я возвещаю вам великую радость". Отныне человек может без страха в сердце приближаться к своему Создателю, искупленные не должны бояться, когда Бог открывает красоту Своего величия, ведь Он уже для них не Судья, восседающий на престоле, а Отец, приветливо протягивающий руки Своим возлюбленным детям.
Размышляя этим утром над словами ангела, мы, во-первых, обратим внимание на радость, о которой сказал ангел. Во-вторых, поговорим о людях, которым дается эта радость. И, наконец, подумаем о знаке рождения радости, который мы должны увидеть вместе с пастухами.
I. Итак, во-первых, радость, о которой сказал ангел, – откуда она исходит и в чем она состоит?
Земная радость преходяща, земное веселье не проникает глубоко в сердце, но Небеса послали нам радость безмерную, радость для бессмертных душ. Радость вечная, она будет звучать во все века, ее эхо будет слышно до последнего дня, в который произойдет воскресение. Но и после воскресения из мертвых эта радость не прекратится! Ибо когда Бог послал ангела сказать: "...я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям", тем самым Он провозгласил: "Отныне и во веки сыны человеческие будут обладать радостью; на земле будет мир, к людям благоволение во веки и веки до тех пор, пока Бог славен в вышних". Звезда Вифлеема никогда не зайдет! Иисус – вечная радость!
Радость, принесенная ангелом, немыслима без славы Бога, ибо ангельский хор пропел: "...слава в вышних Богу". И мы можем быть уверены, что эта радость чиста и свята. Другую радость ангел не стал бы возвещать, да, впрочем, иная радость и не радость вовсе. Святая радость – небесная, а значит, самая возвышенная и прекрасная.
И благодать начинает с того, что заставляет человека тяготиться грехом. Она же венчает человека полным освобождением от греха, так что он содрогается при одной мысли о грехе. Жить в грехе и страдании – это ад. Человек падает все ниже и ниже, если он находит радость в грехе. Но радость, вызванная грехом, – это кратер вулкана, подножие которого находится в охваченном пламенем аду, и все, пьющие его лаву, сходят с ума и сгорают в огне. Да избавит нас Бог от такого мира и не святой радости! Будем всегда помнить и верить, что христианская вера полна внутренней радости; все ее праздники проходят в ее собственных дворах, и все яства для пиршества произрастают на святой земле.
В Самом Господе достаточно причин для святой радости, Его рождение – повод для восторга. Я опасаюсь, что многие люди думают, будто во Христе можно найти только серьезное и формальное, а значит, только скучное, мрачное и унылое. Вот они и ищут чего-то за пределами дозволенного Христом, желая ухватить с сатанинских столов лакомства, чтобы украсить ими свое торжество, устроенное якобы в честь Спасителя. Да не будет такого среди вас! Пусть наша радость будет водой из священных колодцев, выкопанных Самим Христом; пусть эта радость пребывает в нас, и пусть она будет совершенной. О, как прекрасно погрузиться в чистый поток духовных наслаждений!
А теперь поговорим о том, почему приход Христа в мир – повод для радости. Ответ заключается в следующем. Во-первых, союз Бога с человеком – это всегда радостное событие, особенно теперь, когда Бог вступил в настолько близкий союз, что даже объединил человеческую природу со Своей божественной. Грех отдаляет человека от Бога, но Его воплощение – мост через эту пропасть. Отныне всякий раз, когда Бог смотрит на человека, Он помнит, что Его Сын как Человек занял место грешных и претерпел за них наказание. Между Богом и людьми война прекращается, потому что Бог породнился с человеком. В этом и заключается причина радости.
Получив весть ангела, пастухи знали, что древние обещания, дававшие надежду и утешение верующим всех времен, теперь исполнены. Древнейшее обещание было дано еще у выхода из Едемского сада первым грешникам человечества: семя жены должно размозжить голову змею. Другое обетование было дано Аврааму, отцу всех верных: в его семени все народы земли должны получить благословение. А затем следовали и другие обещания, данные через пророков и святых разных веков. Господь исполнил Свои обещания! Вот идет Примиритель, Посредник завета входит в Свой храм!
В ангельской песне были еще более веские причины для радости, ибо наш Господь, рожденный в Вифлееме, пришел как Спаситель. "Ибо ныне родился вам ... Спаситель...". Бог пришел не как ангел возмездия, а как милостивый Человек не для того, чтобы следить за нашими грехами, а чтобы покрыть их; не наказать грешника, а простить. Он пришел полный любви, и Его присутствие обещает благодать. Вифлеемский Младенец пришел в кротости, отложив и гнев Свой, и славу Свою.
Возрадуйтесь, чувствующие себя потерянными, ваш Спаситель пришел найти и спасти вас. Мужайтесь, заключенные в тюрьмах греха, Он пришел освободить вас. Он пришел стать хлебом жизни для ваших душ. Радуйтесь, грешники, повсеместно, ибо родился Спаситель падших и потерпевших крушение.
Присоединяйтесь к радости, святые, ибо Он охраняет спасенных, защищая их от множества бед, и тех, кого Он хранит, сделает однажды совершенными. Иисус не спасает наполовину. Поддерживая ослабевших и возвращая им силы, Христос делает людей совершенными и представляет спасенных перед Отцовским престолом без пятна и порока. Возрадуйтесь, все народы, да наполнятся ваши дома радостью, ибо Спаситель, могущественно спасающий, рожден среди вас.
Далее Ангел сообщает, что родившийся Спаситель "...есть Христос...". Христос – значит Помазанник. Наш Господь помазан Богом и мог с полным правом сказать: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня...". Здесь кроется утешение для всех, нуждающихся в Спасителе: это немалое ободрение для них, коль скоро Сам Бог уполномочил Христа спасать грешников. Можно не бояться ссоры между Посредником и Судьей, деятельность нашего Спасителя не может быть не принята, потому что Бог поручил Христу сделать то, что Он сделал. Сын исполнил волю Отца, спасая грешников.
Я еще раз обращаю ваше внимание на слова ангела: "...Который есть Христос Господь...". Слово "Господь", или "Кириос", означает здесь Иегову. Наш Спаситель есть Христос, Бог, Иегова. Более четкого свидетельства о Его божественности не может быть, оно бесспорно. И какая радость в этом! Когда Бесконечный и Всемогущий берется за наше спасение, тогда мы можем быть уверены, что Его плечи выдержат бремя наших грехов. Громадный труд спасения с легкостью будет совершен таким Работником, ибо все возможно Богу и Он силен спасти приходящих в Нему через Христа.
Бог, сотворивший нас, обиженный нами, сошел с Небес и принял человеческое тело, чтобы спасти нас. Он пришел в полноте Своей славы с безграничной милостью, чтобы искупить нас. Разве вас не радует это известие? Неужели ваши сердца не наполнятся благодарностью? Если бы не божественный Спаситель, ваша жизнь была бы жалкой и несчастной, а впереди вас ожидали бы нескончаемые муки. Я молю, поклонитесь Богу и доверьтесь Ему.
II. Кому ангел принес радость?
Он так и говорит: "...я возвещаю вам великую радость... ныне родился вам..." Радость охватила вначале тех, кто первый услышал эти слова – пастухов. "Вам", – говорит ангел. – "Ибо родился вам". Дорогой друг, осознал ли ты, что Христос родился для тебя? Ибо тебе нет никакой пользы от того, что родился Христос или что Христос умер, если Младенец не родился для тебя, если Иисус не истекал кровью за тебя. Разве не для вас родился Младенец?
Христос родился для всех, и неграмотность пастухов не помешала им принять Его. Пусть то же самое произойдет и с вами: примите с радостью простую истину об Иисусе. Вам, каждому из вас, дан Иисус. Если я истинно верую в Иисуса, то для меня родился Христос, и я могу быть в этом уверен так, словно ангел сам объявил мне об этом. Писание говорит, что если я верю в Иисуса, то Он – мой.
Вы помните, что после того, как ангел сказал "вам", он добавил "которая будет всем людям". Приход Христа – это радость для всех людей. Этот так, ибо в четырнадцатом стихе сказано: "...на земле мир...". Кроме того, там есть и такие слова: "к людям благоволение". Учение Христа оказывает на людей благотворное влияние и приносит с собой такое добро, которое они способны воспринять. Проповедь Евангелия – это всегда и в любом месте благословение для народа.
Но, возлюбленные, наибольшей радостью обладают те, кто знает Христа как Спасителя. Для нас действительно родился Младенец, если мы можем сказать, что Он наш Спаситель, Который есть Христос Господь. Позвольте мне задать каждому из вас несколько вопросов личного характера. Прощены ли вам грехи ради Его имени? Сокрушена ли голова змея в вашей душе? Правит ли Семя жены с освящающей силой в вашем сердце? Если на все эти вопросы вы можете ответить утвердительно, тогда вы обладаете радостью, данной всем людям, в высшей мере.
Дорогой брат, дорогая сестра, чем больше вы подчиняетесь Христу Господу, чем лучше вы Его познаете и уподобляетесь Ему, тем более полным становится ваше счастье. Радость достается и тем, рядом с кем проповедуется Благая весть, но глубина, неизмеримая глубина величественной радости, сияющей восторгом и сверкающей наслаждением, которые доступны лишь знающим Спасителя, подчиняющимся Помазанному и общающимся с Самим Господом. Самый счастливый человек – это человек более всего уподобившийся Христу.
Вы никогда не познаете полноту Христовой радости, наполняющую душу, пока силой Святого Духа ваш Господь не станет для вас всем во всем, пока Он не будет для вас источником прекраснейшего наслаждения. "Он мой Спаситель, Христос, Господь", – этим громче всего хвалитесь. Тогда вы познаете радость, которую предсказали в своей песне ангелы.
III. Последнее, на что мы обратим внимание, – это знак.
Что же явилось знаком того, что радость пришла в мир? Пастухи должны были пойти увидеть Христа в яслях, и это был знак. Поэтому все обстоятельства, при которых они нашли Христа, важны. Младенец был найден лежащим в пеленах. Слабость покорной кротости есть истинная сила. Иисус основывает Свою вечную империю не на силе, а на любви. В этом народы должны увидеть надежду; милостивый Бог, чья слава есть самопожертвование, – наш истинный Благодетель.
Но посмотрите вновь на новорожденного Младенца, Который лежит в яслях, и вас не ослепит пышность и великолепие. Завернут ли ребенок в пурпур и шелк? Нет. Спит ли Он в кроватке из золота? Ясли Его убежище. На голове Младенца нет венца, диадема не украшает лоб Его матери. Простая девушка из Галилеи, Ребенок, завернутый в обычные пеленки – и больше ничего. Маммона – улыбающееся божество этого мира, не так ли? Но здесь, в колыбели мировой надежды, в Вифлееме, я вижу бедность, а не богатство, я не замечаю золотого блеска и серебряных украшений. Я вижу только нищего Ребенка, Он лежит в хлеву, а Его мать – жена плотника.
Не в золоте, дорогая душа, твоя радость, но в Евангелии, доступном всем, в Евангелии, открыто проповедуемом и радостно принимаемом. Иисус, вознося людей к духовному богатству, искупает их из цепей маммоны, и эта свобода дает радость. Понятное Евангелие, простое Евангелие, такое же простое, как тот Ребенок, завернутый в обычную одежду, – это единственная надежда для людей. Будьте разумны и веруйте во Христа!
Конечно, мудрецы посетили это место, но лишь для того, чтобы принести дары и поклониться. И если бы все мудрецы обладали такой мудростью! Увы, человеческая мудрость дискутирует в хлеву, и логика похоронила смысл в своих высокомудрых аргументах. "Слово стало плотью", чтобы жить среди нас – это загадочная, и в то же время величайшая простота, когда-либо услышанная человеческим ухом и увиденная глазом смертного. В простом Евангелии есть неописуемая радость и невыразимое блаженство, о которых тысячи могут поведать, рассказать с уверенностью, ибо они говорят о том, что знают, о том, что видели своим глазами.
И поэтому я обращаюсь к вам, желающим познать единственно истинный мир и вечную радость. Придите к вифлеемскому Младенцу, ставшему в зрелые годы Мужем скорбей, закончившему жизнь искупительной жертвой за грешников. Откройте для Него свое сердце и скажите: "Младенец родился нам – Сын дан нам". Придите и поклонитесь Спасителю. И не оставайтесь в стороне, мудрые, знающие истину по опыту жизни и проникающие мыслью в глубокие тайны, придите, и, подобно восточным мудрецам, низко поклонитесь Ему, и пусть это будет для вас честью – почтить Христа Господа.
И пусть все будут принадлежать Тебе, Великий Сын Божий, в день Твоего явления ради Твоей любви.
Аминь. Утро, 24 декабря 1871 г. Чарльз Сперджен.