Найти в Дзене
"Зеркало Экрана"

Их любовь обсуждал весь СССР. Как муж-режиссер поломал ей карьеру. Трагедия красавицы советского кино Жанны Болотовой!

Жанна Болотова – имя, которое в 60-70-х годах знал каждый, кто любил хорошее кино. Эта женщина считалась одной из красивейших актрис советского времени. В 1985 году она получила звание «Народная артистка РСФСР», была награждена Государственной премией СССР... И, казалось бы, всё складывалось идеально. Но нет. Вся её судьба больше похоже на драму, чем на сказку. И сегодня я хочу рассказать вам об этой трагической истории, которую обсуждали буквально все в Советском Союзе. В ее жизни было всё: неравная любовь, ревность великого режиссёра, карьера, которая рухнула вниз, и женщина, которая пожертвовала всем... ради одного человека. Жанна родилась 19 октября 1941 года в семье советского дипломата. Дипломатическая семья... Это означает определённый круг, определённые правила, определённые ожидания от жизни. Как говорила сама Болотова в одном из интервью, дочка дипломата обязана одеваться по этикету, говорить коротко и по существу, общаться только с избранными, выходить замуж только за своих
Оглавление

Жанна Болотова – имя, которое в 60-70-х годах знал каждый, кто любил хорошее кино. Эта женщина считалась одной из красивейших актрис советского времени. В 1985 году она получила звание «Народная артистка РСФСР», была награждена Государственной премией СССР... И, казалось бы, всё складывалось идеально.

Но нет. Вся её судьба больше похоже на драму, чем на сказку. И сегодня я хочу рассказать вам об этой трагической истории, которую обсуждали буквально все в Советском Союзе. В ее жизни было всё: неравная любовь, ревность великого режиссёра, карьера, которая рухнула вниз, и женщина, которая пожертвовала всем... ради одного человека.

От красивой дипломатической дочери к звезде экрана: начало одного чуда

Жанна родилась 19 октября 1941 года в семье советского дипломата. Дипломатическая семья... Это означает определённый круг, определённые правила, определённые ожидания от жизни. Как говорила сама Болотова в одном из интервью, дочка дипломата обязана одеваться по этикету, говорить коротко и по существу, общаться только с избранными, выходить замуж только за своих. Но жизнь, как мы все знаем, часто отменяет все эти правила.

«Дом, в котором я живу»
«Дом, в котором я живу»

Ещё учась в школе, Жанна дебютировала в кино – сыграла Галю Волынскую в фильме «Дом, в котором я живу». Она была ещё школьницей! А потом поступила во ВГИКе на курс к легендарным Герасимову и Макаровой. И тут началось самое интересное...

Первый скандал: когда режиссёр влюбляется в актрису, а актриса выходит замуж за его друга

Во ВГИКе она встретила Андрея Кончаловского – да, того самого, культового режиссёра, который позже снимал «Сибириаду» и другие шедевры. Они встречались, правда недолго. Потому что Жанна сделала то, что звучит совершенно по-современному: она спросила его напрямик – женишься на мне или нет? Кончаловский ответил отрицательно. Что делать юной красавице? Она вышла замуж за его друга – художника Николая Двигубского, который как раз вернулся из Франции.

Николай Двигубский и Жанна Болотова
Николай Двигубский и Жанна Болотова

Вот только этот скоропалительный брак продлился недолго – около года. По сути, это была вспышка, головокружительная, яркая, но короткая. Но это была только прелюдия к главной истории.

Встреча, которая перевернула жизнь: враги на учёбе, любовь на всю жизнь

Во ВГИКе учился ещё один парень. Николай Губенко. Сейчас это выглядит смешно, но тогда они с Жанной были... врагами. Да, именно врагами! Можете себе представить? На одном курсе, в одной группе, но они абсолютно не ладили. Губенко был мальчишкой из детдома – совсем другая судьба, совсем другие корни. Она – дочь дипломата, воспитанная на правилах. Он – сирота, пробивающийся наверх. Казалось, их пути никогда не должны были пересечься.

Но жизнь имеет своеобразное чувство юмора.

Жанна и Николай
Жанна и Николай

Окончив театральный ВУЗ Губенко начал карьеру режиссёра. И вот однажды – именно однажды – их жизни соединились навсегда. Жанна позже не раз признавалась, что настоящее, по-настоящему глубокое чувство она испытывала только к Николаю Губенко. Поженились они в конце 1960-х годов. И знаете, что самое поразительное? Они прожили вместе 57 лет. Пятьдесят семь! До смерти Губенко.

Когда любовь становится клеткой...

Вот тут начинается самая интересная часть истории. Жанна начала сниматься... исключительно в фильмах мужа. «Подранки» (1977), «Из жизни отдыхающих» (1980), «И жизнь, и слёзы, и любовь» (1983), «Запретная зона» (1988)... Все её значимые роли второй половины карьеры – это роли в фильмах Николая Губенко.

-5

Со стороны это выглядит романтично. Муж-режиссёр снимает в собственных фильмах свою жену. О, как это трогательно! Но подождите-ка. На самом деле это означало кое-что совсем другое: Жанна Болотова практически не снимается ни у кого другого. Её карьера как актрисы становится полностью зависима от мужа. И это не просто так. По сути, она жертвует своей независимостью, своей возможностью развиваться как актриса, ради того, чтобы быть рядом с ним, быть его музой, быть у него на подхвате.

-6

Она сама говорила об этом: «Мне всегда хотелось быть рядом с Колей, быть у него на подхвате – и в бытовых вещах, и в творческом плане». Звучит красиво, но это также означает, что она отказалась от чего-то важного – от собственного выбора, от собственной карьеры.

Крушение эпохи: почему она ушла из кино в конце 1980-х

И вот наступает конец 1980-х. Губенко становится главным режиссером Театра на Таганке. Его карьера стремительно идет в гору. Но в этот же момент Жанна видит, как на её глазах падает качество кинопродукции. Не то чтобы фильмы стали плохими – просто что-то изменилось в кино, в эпохе, в стране. Она решает, что хватит. Она уходит из кинематографа.

-7

Знаете, это принципиально важный момент. Она могла бы продолжать сниматься у других режиссёров, у других авторов, снова строить собственную карьеру. Но нет. Она просто... уходит. С 1988 года она почти не появляется на экране. За исключением одной роли в 2005 году – небольшой эпизод в фильме «Жмурки» Алексея Балабанова, режиссёра, которого она уважала и сделала для него исключение.

"Жмурки"
"Жмурки"

Более 15 лет она не работала в кино! Представьте себе человека, который был звездой, талантом, красавицей советского экрана, – и вдруг... ничего. Темнота. Молчание.

История, которую обсуждал весь СССР: почему её знали миллионы

Вот тут важно понимать контекст. В СССР кино – это не просто развлечение. Это искусство, это идеология, это часть жизни каждого советского человека. Появление красивой актрисы в интересном фильме, означало всенародную славу. Жанна Болотова была именно такой актрисой. Её роли запоминались, её образы были яркими, её талант был неоспорим.

-9

Но и её личная жизнь также была предметом обсуждения. Любовь дочки дипломата и режиссёра из детдома – это была история, которая казалась совершенно неправдоподобной, как в хорошем кино. Когда они поженились, об этом говорили везде. Потому что это было необычно, красиво и... грустно.

После смерти мужа: затворница в своём доме

В августе 2020 года Николай Губенко ушёл из жизни. И что произошло? Жанна Болотова практически исчезла. По слухам, она живёт затворницей. Редко появляется на публике, не даёт интервью, не снимается. Женщина, которая когда-то была королевой советского кино, теперь живёт почти в забвении.

-10

Кстати, у них никогда не было детей. Вообще. Это звучит странно для брака длинною в 57 лет, но для них это, похоже, было сознательным выбором.

Что же произошло с её карьерой: предательство системы или предательство собственного выбора?

Вот это самый больной вопрос. Жанну Болотову можно обвинять в том, что она позволила мужу-режиссёру руководить её жизнью. Можно обвинять режиссёра в том, что он завладел её карьерой. Можно обвинять советскую систему...

-11

Но будем честными, это не была полностью вина Николая Губенко. Жанна сама сделала выбор. Она сама решила быть рядом с ним. Она сама решила, что её счастье – это быть на подхвате, быть его музой, быть частью его жизни. И может быть, это было её счастьем в самом деле. Мы сами выбираем свою судьбу, даже когда думаем, что жертвуем ей для кого-то другого.

Вот только эта жертва имела цену. Ценой стала её независимость, её собственная карьера, её возможность быть актрисой, какой она могла бы быть, если бы осталась сама собой.