Найти в Дзене

Семья или Родина? Личная трагедия Батьки Миная

Семья или Родина? Что из этого важнее? Что имеет большее значение? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Кто-то чувствует ответственность за свою Родину, чувствует в себе силу, возможность и необходимость что-то менять к лучшему. А другой уверен, что он человек маленький, что за него всё решат и без него разберутся. Такому человеку важнее счастье и спокойствие тех, кто с ним рядом. По моему мнению, нельзя однозначно утверждать, как правильно, так или иначе. Всё зависит от воспитания конкретного человека, от его внутренних убеждений, от выстроенной системы ценностей, от личного осознания, что для человека более ценно: семья, любовь, уют или безопасность, процветание страны и всех вокруг. По сути это выбор между жить сейчас или жить в будущем. Человек, не раз стоявший перед подобным сложным выбором - Минай Филиппович Шмырёв. родился 23 декабря 1891г в деревне Пунице ныне Витебского района Витебской области Беларуси, в семье крестьян-старообрядцев. В семье было 13 детей, жили бедно,

Семья или Родина? Что из этого важнее? Что имеет большее значение? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Кто-то чувствует ответственность за свою Родину, чувствует в себе силу, возможность и необходимость что-то менять к лучшему. А другой уверен, что он человек маленький, что за него всё решат и без него разберутся. Такому человеку важнее счастье и спокойствие тех, кто с ним рядом. По моему мнению, нельзя однозначно утверждать, как правильно, так или иначе. Всё зависит от воспитания конкретного человека, от его внутренних убеждений, от выстроенной системы ценностей, от личного осознания, что для человека более ценно: семья, любовь, уют или безопасность, процветание страны и всех вокруг. По сути это выбор между жить сейчас или жить в будущем.

Человек, не раз стоявший перед подобным сложным выбором - Минай Филиппович Шмырёв. родился 23 декабря 1891г в деревне Пунице ныне Витебского района Витебской области Беларуси, в семье крестьян-старообрядцев. В семье было 13 детей, жили бедно, поэтому, проучившись в школе всего три года, он вынужден был пойти работать батраком.

В 1913г Миная призвали в армию, служил артиллеристом, воевал на фронтах Первой мировой войны, за отличную службу в 1915г был награжден Георгиевским крестом. В своей биографии Минай Филиппович указывал, что за время службы был награждён тремя крестами, но документальных подтверждений этому нет.

Обостренное чувство справедливости всегда присутствовало у Миная. Однажды, в районе Восточной Пруссии, некий офицер-дворянин, разгневанный неудачами своего подразделения, решил проучить солдат и принялся их избивать. Физически развитый старшина Шмырёв одним ударом отправил дворянина в нокаут. После этого он, конечно, попал под арест. После отсидки его разжаловали в рядовые и вернули назад к орудиям.

После окончания Первой мировой, в январе 1918г Минай добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Воевал на польском фронте, потом на Украине, а в 1920г заболел тифом и был отправлен домой. Придя домой, он узнает, что бандиты разграбили хозяйство его родителей и убили его отца. Поэтому, решив отомстить за отца, после выздоровления, Минай Филиппович вступает в партию и просит зачислить его в отряд по борьбе с бандитизмом.

Нищета, разруха и неопределенность времен гражданской войны привели к появлению многочисленных вооруженных банд, которые грабили крестьян и с легкостью убивали тех, кто смел им сопротивляться. С бандитами велась настоящая война. Шмырёв безжалостно уничтожал налетчиков, а они мстили ему. В конце 1920г бандиты взяли в заложники брата Миная вместе с его молодой женой, требуя его голову. Руководство и жители окрестных деревень просили Шмырёва не сдаваться. Он был один из немногих во всей округе борцом с бандитизмом с реальным опытом боевых действий. Многие крестьяне видели в нем, единственном, свою защиту. С тяжелым сердцем Минай не пошел на сговор с бандитами, в результате чего его брат с женой были убиты. Шмырёв мстил, он безжалостно выслеживал и отстреливал всех, кто был причастен к грабежам и налётам. Разъяренные бандиты даже назначали большую награду за его голову, но никто его не выдал.

В 1923г Минай Шмырёв, за отличия в борьбе с бандитизмом был награжден орденом Красного Знамени.

Местные отряды по борьбе с бандитизмом Минай Филиппович возглавлял до 1932г, пока их не расформировали. После этого его отправили в соседний Велижский район прорабом в лесозаготовительную контору. За год работы в конторе Минай научился ориентироваться и выживать в лесу. Эти умения очень пригодятся ему через 9 лет.

В 1933г Шмырёв был переведен в родной Суражский район директором колхоза, в 1935г назначен директором льнозавода, а в 1940г директором картонной фабрики.

В конце 1940г в семью Шмырёвых пришло большое горе: умерла жена Миная - Прасковья Ивановна, с которой они прожили пятнадцать лет, оставив на мужа четверых детей: Лиза - 13 лет, Серёжа - 9лет, Зина - 6 лет и Миша - 2 года. Вдовец старался, воспитывал детей как мог, вставал рано утром, готовил завтрак для детей, отправлял старших в школу, находил занятие для младших. За день успевал забегать домой проведать деток.

Так и текла жизнь Шмырёвых до 5 июля 1941 года, когда Миная Филипповича вызвали в Суражский райком партии, где ему было поручено организовать при фабрике партизанский отряд и уйти с ним в лес. Детей необходимо было отправить в эвакуацию. Бывший директор фабрики собрал проверенных людей, получил оружие и собрался уходить в лес, когда оказалось, что все дороги уже перерезаны немцами и эвакуация невозможна. Минай Филиппович не смог бросить порученное ему партией дело и уже организованных им людей, ему пришлось отправить детей в деревню к своей 99-ти летней матери.

М.Ф. Шмырёв лето 1942г
М.Ф. Шмырёв лето 1942г

С июля по октябрь 1941г отряд «Батьки Миная» (так уважительно прозвали его партизаны собранного им отряда) доставлял немцам немало хлопот. Было уничтожено 30 мостов, 49 автомашин, более 250 солдат противника, среди которых был даже генерал:

«Ехала машина, мои ребята обстреляли машину, подбили её. Оказался внутри генерал. Настоящий. Погоны, документы генерала»

Из беседы с И.И. Шкадаревичем в Кремле, сентябрь 1942г

В ночь с 9 на 10 сентября 1941г партизаны атаковали райцентр Сураж. Отряд партизан, в количестве 80 человек, полностью разбил фашистский гарнизон, численностью около 300 человек, захватили трофеи и ушли в лес. Подоспевшее подкрепление смогло выйти на след партизан, но отряд ушел через болота почти без потерь. Тогда за голову главаря партизан была назначена награда. Немцы обещали надел земли, корову, коня и 10000 немецких марок, и предатели нашлись. 10 октября немцам стало известно точное местонахождение партизанского отряда.

Была устроена облава, которая застала партизан врасплох. Потеряв много людей, Минаю Филипповичу с небольшим отрядом удалось уйти. Сразу же после облавы по всем деревням были посланы связные, призывавшие родственников партизан уходить в лес.

«Когда 10 октября немцы напали на наш лагерь, я не успел как следует спрятать бумаги. Ищейки-собаки нашли мои дневники в лесу, в которых велся учет каждого дня, учет того, что мы делали. Там же были списки личного состава. Все оказались под ударом. Уже 20-го арестовали моих детишек и мать»

Из беседы с И.И. Шкадаревичем в Кремле, сентябрь 1942г

Мать-старуха не решилась уходить в конце октября жить в лес с трехлетним ребенком на руках. Рассуждения кажутся наивными, но не верили женщины, оставшиеся в деревнях, что кто-то станет воевать со старухой и детьми.

По всем окрестным деревням были вывешены объявления, что если главарь партизан не сдастся, то дети будут расстреляны. Партизаны готовы были умереть за своего «Батьку» и призывали его снова идти на штурм Суража, но немцы, ожидая подобных действий, укрепили населенный пункт, подтянув резервы и даже танки.

"Батька Минай" со свими партизанами
"Батька Минай" со свими партизанами

То, что переживал в эти дни Минай Филиппович знал только он. В Сураже его семью держали в холодном амбаре, на скудном пайке. Трехлетнего Мишу немцы часто таскали на «очные ставки»: задерживали в округе подозрительного мужчину, подводили к нему ребенка, надеясь, что мальчик выдаст себя эмоциями.

Подслушивая немецкие разговоры, 14-ти летняя Лиза поняла, что оставлять их в живых немцы не планируют ни при каких обстоятельствах. Она переживала, что отец сдастся немцам ради них и решила передать записку отцу через сочувствующего охранника. «Папа, за нас не волнуйся, к немцам не иди. Если тебя убьют, мы бессильны и за тебя не отомстим, а нас убьют, папа, ты за нас отомстишь». Эти строки решили судьбу главы партизанского отряда. Храбрая девочка помогла отцу принять тяжелое решение

В конце января 1942г к Суражу близко подошли части Красной Армии. Это позволило партизанам активизироваться. 10 февраля 1942г совместным мощным ударом с двух сторон: в лоб и с тыла, передовые части Красной Армии и партизанские соединения образовали так называемые «Суражские ворота» - разрыв в линии фронта, шириной до 40 километров, через который на большую землю уходили мирные жители, перегоняли скот и вывозили зерно. В обратном направлении везли оружие для партизан, уходили в немецкий тыл разведывательно­диверсионные группы Красной Армии. У партизан появился реальный шанс отбить Сураж.

Понимали это и немцы, поэтому 14 февраля 1942г все четверо детей и 100-летняя мать командира партизанского отряда были расстреляны на окраине поселка.

«Детей немец всё равно уничтожил бы, особенно, если бы я явился. Он сделал бы так, как со многими делал: повесил бы прежде их у тебя на глазах, а потом тебя»

Из беседы с И.И. Шкадаревичем в Кремле, сентябрь 1942г

Записку Лизы отец всегда носил в нагрудном кармане. Партизанский отряд продолжил бить фашистов с еще большей яростью. «Батька Минай» и его бойцы мстили за убитых детей. После гибели родных Минай Шмырев не жалел себя, бросался вперед в самых горячих схватках, словно ища смерти, но пули обходили его стороной. Слава о талантливом и смелом командире разлетелась далеко за пределы Суражского района.

В сентябре 1942г «Батьку Миная» вызвал к себе Сталин. У них было две встречи, Сталин хотел понять в чем суть успеха партизанского отряда Шмырева, как его развить и передать другим партизанским соединениям. Между приемами со Шмырёвым беседовал военный журналист И.И. Шкадревич. Свои записи он планировал издать в виде книги, но сделать этого не успел, они так и остались в рукописном виде и сейчас хранятся в Научном архиве ИРИ РАН Ф.2 разд.2.

После приема у Сталина к своим партизанам Шмырёв больше не вернулся, его оставили работать в Москве в Центральном штабе.

В 1944г Минаю Филипповичу Шмырёву присвоено звание Героя Советского Союза. После награждения прославленный партизан давал интервью корреспонденту газеты «Советская Беларусь» А. Белевичу, который в 1978г выпустит книгу «У Батьки Миная». На вопрос корреспондента о детях Минай Шмырёв ответил:

«Детки мои дорогие, родные мои. Как вам (читателям) передать это, как поведать про боль мою? Как это словами то. Страшные те дни были, когда я знал, что их в неволе держат, а того хуже - ночи. Часто снятся мне, вижу, как живых, тянут ручонки ко мне. Вскакиваю. Какой уж тут сон. Задремлю опять на минутку и всё слышу их голоса. Отомстить просят».

Минай Филиппович дослужился до генеральского звания и должности заместителя председателя Витебского облисполкома. Умер 3 сентября 1964г, похоронен в парке героев, в центре Витебска.

Могила М.Ф. Шмырева в Витебске
Могила М.Ф. Шмырева в Витебске

В 1985г в поселке Сураж, во дворе средней школы был открыт небольшой памятник Мише, Зине, Сереже и Лизе Шмырёвым. Памятник стал напоминанием о политике фашистского геноцида на оккупированных территориях и о преданности Родине.

Памятник детям М.Ф. Шмырёва в п. Сураж
Памятник детям М.Ф. Шмырёва в п. Сураж
Табличка на памятнике
Табличка на памятнике

«Дело сейчас не в одних моих детях, дело идет о жизни всей страны и всего народа. Вот о чем всегда нужно помнить»

Из беседы с И.И. Шкадаревичем в Кремле, сентябрь 1942г

Любил ли «Батька Минай» своих детей? По воспоминаниям соседей и сослуживцев- партизан, очень любил. Очень переживал за них. Но понятия долг, честь и любовь к Родине были для него выше. Правильно это или нет каждый - каждый решает сам для себя.