Найти в Дзене
Торжество православия

Как исповедовать тяжёлые и стыдные грехи: говорить ли подробно или достаточно одного слова. Протоиерей Александр Никольский.

Очень часто люди, которые искренне хотят покаяться, спотыкаются не о сам грех, а о стыд. Особенно если речь идёт о так называемых «плотских», грязных, мерзких грехах — рукоблудии, нечистых помыслах, извращённых фантазиях. Человек заранее мучается вопросом:
«А как это сказать на исповеди? Нужно ли всё называть? А если станет ещё хуже? А если священник осудит?» Первое, что нужно помнить: исповедь — это покаяние перед Богом, а священник — лишь свидетель и служитель Таинства. Мы не исповедуемся батюшке «для отчёта» и не обязаны вдаваться в детали, которые могут навредить душе. Цель исповеди — исцеление, а не повторное погружение в грязь. Ответ Церкви здесь достаточно чёткий: нет, подробности не нужны и даже вредны. Когда человек начинает вспоминать детали плотских грехов, особенно связанных с фантазиями и помыслами, это может снова разжечь страсть. Мы устроены так, что память легко возвращает переживания, и вместо покаяния человек может вновь оказаться в искушении. Поэтому на исповеди н
Оглавление

Очень часто люди, которые искренне хотят покаяться, спотыкаются не о сам грех, а о стыд. Особенно если речь идёт о так называемых «плотских», грязных, мерзких грехах — рукоблудии, нечистых помыслах, извращённых фантазиях. Человек заранее мучается вопросом:

«А как это сказать на исповеди? Нужно ли всё называть? А если станет ещё хуже? А если священник осудит?»

Исповедь — не допрос и не исповедь перед человеком

Первое, что нужно помнить: исповедь — это покаяние перед Богом, а священник — лишь свидетель и служитель Таинства. Мы не исповедуемся батюшке «для отчёта» и не обязаны вдаваться в детали, которые могут навредить душе.

Цель исповеди — исцеление, а не повторное погружение в грязь.

Нужно ли подробно описывать грязные грехи?

Ответ Церкви здесь достаточно чёткий: нет, подробности не нужны и даже вредны.

Когда человек начинает вспоминать детали плотских грехов, особенно связанных с фантазиями и помыслами, это может снова разжечь страсть. Мы устроены так, что память легко возвращает переживания, и вместо покаяния человек может вновь оказаться в искушении.

Поэтому на исповеди не нужно описывать, как, где, сколько раз, при каких обстоятельствах. Это не требуется.

Но и слишком общими словами ограничиваться опасно

С другой стороны, есть и другая крайность. Иногда человек говорит на исповеди одно слово — например, «блуд» или «нечистота» — но под этим словом может скрываться что угодно.

Для одного человека «блуд» — это нечистые мысли, с которыми он борется молитвой.

Для другого —
измена супругу.

Для третьего —
блудное сожительство или реальные греховные действия.

Священник не телепат. Он не может угадать, что именно вы имеете в виду. Поэтому иногда он уточняет — не из любопытства, а чтобы правильно принять исповедь и дать духовный совет.

Как правильно говорить о стыдных грехах

Правило очень простое и мудрое:

👉 назвать грех по имени, но без подробностей.

Например:

  • «Рукоблудие»
  • «Нечистые плотские помыслы»
  • «Скотоложные помыслы»
  • «Блудные действия»
  • «Измена супруге»
  • «Блудное сожительство»

Этого достаточно.

Одно короткое, точное название даёт священнику понимание, о чём именно идёт речь, и при этом не травмирует ни вас, ни его.

Почему нельзя всё называть одним словом «блуд»

Иногда люди говорят: «Я согрешил блудом» — и на этом всё. Но блуд — понятие широкое. И под ним могут скрываться очень разные степени греха.

Если человек борется с помыслами — это одна духовная ситуация.

Если человек живёт в блудном сожительстве или изменяет — совсем другая.

Поэтому краткая, но точная формулировка нужна не для осуждения, а для духовной пользы самого кающегося.

Почему стыд — не повод молчать

Очень важно понять: стыдно — грешить, а не каяться.

Святитель Иоанн Златоуст прямо говорил, что дьявол внушает людям перевёрнутую логику: грешить не стыдно, а каяться — стыдно. Хотя всё должно быть наоборот.

В Писании сказано:

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» (1 Ин. 1:9).

Бог не ждёт красивых слов. Он ждёт честности.

А если боюсь, что воспоминания снова подействуют плохо?

Это нормальный страх, и он справедлив. Поэтому и не нужно вдаваться в детали. Назвал грех — и всё. Не прокручивай в голове, не смакуй, не объясняй.

Можно даже сказать коротко:

«Грехи плотской нечистоты — в делах и помыслах».

И этого достаточно.

После исповеди хорошо прочитать короткую молитву, например Иисусову:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»

Или просто сказать от сердца:

«Господи, очисти меня и дай силы больше не возвращаться к этому».

Главное — не форма, а покаянное сердце

Исповедь — это не литературный рассказ и не медицинская карта. Это встреча с Милосердным Богом. Он знает о нас всё — и то, что мы сказали, и то, что не решились сказать словами.

Важно не уйти от правды и не прятаться за слишком расплывчатыми формулировками. Но и не нужно вредить себе излишней откровенностью.

И самое главное — не откладывайте исповедь из-за стыда.

Христос пришёл именно ради грешников:

«Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Лк. 5:32).

И если человек идёт на исповедь — значит, он уже делает шаг к свету.