"Шахматы — это не только знание и логика" Александр Алехин Шахматы О субъективной и объективной реальностях Реальность субъекта сплетена из двух составляющих - объектов и субъективного восприятия. Объективная реальность состоит 4 главных параметров: пространственно-временной среды и материально-энергетических объектов. Субъективная реальность образуется у субъектов в результате переработки информации поступающей из объективной реальности и состоит из 4 главных психических процессов: ощущений - воспринимающих пространство; интуиции - воспринимающих время; мышления - воспринимающих материю; чувств - воспринимающих энергию. Главные психические процессы в обработке информационные процессов разделяются на объективные (экстравертные) и субъективные (интровертные) функциональные психические процессы, соответственно: ощущения - воля и комфорт; интуиция - варианты и детали; мышление - рациональность и логика; чувства - эмоции и отношения. Шахматы с объективной и субъективной сторон реальност
"Шахматы — это не только знание и логика" Александр Алехин Шахматы О субъективной и объективной реальностях Реальность субъекта сплетена из двух составляющих - объектов и субъективного восприятия. Объективная реальность состоит 4 главных параметров: пространственно-временной среды и материально-энергетических объектов. Субъективная реальность образуется у субъектов в результате переработки информации поступающей из объективной реальности и состоит из 4 главных психических процессов: ощущений - воспринимающих пространство; интуиции - воспринимающих время; мышления - воспринимающих материю; чувств - воспринимающих энергию. Главные психические процессы в обработке информационные процессов разделяются на объективные (экстравертные) и субъективные (интровертные) функциональные психические процессы, соответственно: ощущения - воля и комфорт; интуиция - варианты и детали; мышление - рациональность и логика; чувства - эмоции и отношения. Шахматы с объективной и субъективной сторон реальност
...Читать далее
Оглавление
"Шахматы — это не только знание и логика" Александр Алехин
Шахматы
О субъективной и объективной реальностях
- Реальность субъекта сплетена из двух составляющих - объектов и субъективного восприятия.
- Объективная реальность состоит 4 главных параметров: пространственно-временной среды и материально-энергетических объектов.
- Субъективная реальность образуется у субъектов в результате переработки информации поступающей из объективной реальности и состоит из 4 главных психических процессов: ощущений - воспринимающих пространство; интуиции - воспринимающих время; мышления - воспринимающих материю; чувств - воспринимающих энергию.
- Главные психические процессы в обработке информационные процессов разделяются на объективные (экстравертные) и субъективные (интровертные) функциональные психические процессы, соответственно: ощущения - воля и комфорт; интуиция - варианты и детали; мышление - рациональность и логика; чувства - эмоции и отношения.
Шахматы с объективной и субъективной сторон реальности
- Уникальность шахмат в том, что они в игровой форме имеют богатый арсенал реализации инструментов объективной и субъективной сторон реальностей. С объективной стороны - это сами шахматы, а с субъективной стороны - это личности игроков и техника игры.
- В объективной стороне реальности шахмат: пространство - это сама шахматная доска из 64 клеток, пешечная структура, свобода действий, угрозы, сильные и слабые поля; время - это стадии шахматной игры (дебют, миттельшиль, эндшпиль), полезность ходов, темпы развития, скорость движения проходной пешки или штурма королевской крепости, а при временном контроле еще и учет времени; материя - это материал (фигуры и пешки); энергия - это качество позиции, активность фигур, инициатива, контроль полей.
- В субъективной реальности личности игроков: пространство - это ощущения в воле к победе и комфорт и удовольствие разыгрывать позиции; время - это интуиция (знания, опыт), а при временном контроле, еще скорость игры и распределение времени на обдумывание; материя - это мыслительные процессы (расчет вариантов); энергия - это чувства в мотивация играть и побеждать, оценка позиции.
Мастерство в шахматах, эволюция шахматной игры
- Мастерство шахматный игры состоит в учете вышеприведенных четырех компонент в меру сил отдельной личности.
- Ощущающая (сенсорная) составляющая - дает игроку выраженный атакующий или наоборот защищающийся стиль игры.
- Интуитивная составляющая - придает игре скорость и позиционную надежность/прочность, точность планов и ходов.
- Мыслительная составляющая придает игроку уверенности в ходах за счет глубины расчетов, в совокупности с чувственной стороной подкрепленной корректным оцениванием позиций.
- Чувственная сторона наполняет игру оценками являющимися "маяками" для шахматистов, к позициям к которым нужно стремиться, а с другой дает как эмоциональное удовлетворение, так и эстетическое удовольствие от игры.
- Высший пилотаж - достижение высокого уровня во всех четырех компонентах, что делает шахматиста универсальным.
- Эволюция, как в жизни, так и шахматах – это величайшее достижение и самая большая награда.
- В шахматах эволюция заключается в росте уровня мастерства игроков, их рейтинга.
- В отдельной партии эволюция - это постоянное наращивание преимуществ и трансформации их в зависимости от позиции в другие виды преимуществ. Преимущество в каждом аспекте жестко связано с другими аспектами и параметрами. Одно преимущество усиливает другое. К примеру преимущество во времени имеет потенциал давать преимущество по материалу, пространству или энергии.
- Эволюцию шахмат отражают сильнейшие шахматисты своего времени. Каждый новый чемпион мира должен был встать на пласт умений предшественника.
- “Чемпионы мира по шахматам сменялись по разным причинам, и все же главной из них была чаще эволюционная: непрерывное и стремительное развитие самой игры. Каждый чемпион мира по-тихоньку перестает добавлять в шахматы нечто новое и улавливать доминирующую тенденцию их развития. И рано или поздно наступает неизбежная расплата, поскольку молодой претендент обычно, наоборот, делает шаг вперед. Догонять время всегда было тяжело, ибо лидеры новых поколений привносили в шахматы свои идеи и стилевые особенности, легче решали те игровые проблемы, которые прежде считались сложными”.
- “Революционно новый подход к шахматам совершал каждый пятый чемпион мира: В.Стейниц (1-й) - М.Ботвинник (6-й) - Р.Фишер (11-й). Стейниц создал школу позиционной игры. Ботвинник - систему подготовки к соревнованиям и острые дебютные схемы, где черные, игнорируя классические каноны, сразу же нарушают позиционное равновесие и стремятся перехватить инициативу. Фишер - первый шахматный профессионал”.
- М. Карлсен (16-й). Абсолютный чемпион более 10 лет во всех видах шахмат: классических, быстрых, блиц и пуле; сильнейший и в фристайл-шахматах или иначе называемых шахматах Фишера. Карлсен идет по пути ускорения шахмат, отказавшись отстаивать звание чемпиона мира по классическим медленным шахматам и активно играя в быстрые шахматы и фристайл-шахматы. Карлсен, продвигает идею удовольствия от игры и жизни в целом. Благодаря развитию шахмат в интернете, в период доминирования Карлсена, аудитория шахматистов в мире и количество зарегистрированных партий в год увеличилась более чем в десять раз.
- В продолжении общих вопросов эволюции шахматной игры и отдельных шахматистов, их развитие неразрывно связано с исследовательской работой. Если она останавливается, останавливается и развитие. Это объясняет утрату былого величия Петросяна, Спасского и прочих, и в то же время подъем продолжавших свою работу Корчного, Смыслова, Портиша, Ананда, Гельфанда и других "старичков" и не только в шахматах.