Самым западным населенным пунктом Свердловской области является маленькое село Красносоколье, где живет несколько десятков человек. Оно расположено в Красноуфимском районе. Его можно назвать окраиной региона, но это уникальное место притяжения и не только из-за его географического положения.
Здесь есть объекты, название которым дала Гражданская война, это самое восточное место распространения черешчатого дуба в Европе, занесенного в Красную книгу, незамерзающая река, горы, крупнейший музей радиотехники и замечательные люди, которые возрождают это старинное село.
Соколы, не только птицы
Село Красносоколье – одно из старейших русских населенных пунктов Свердловской области. Датой его основания считает 1649 год. Оно расположено в красивейшем месте – на берегах реки Иргина, которую с обеих сторон окружают хребты.
Есть несколько версий появления названия населенного пункта Соколье, который спустя почти три века стал называться Красносокольем. Здесь две красивые легенды. Первая связана с соколами-сапсанами, которые селились на горах вокруг реки Иргина, что и дало название селу.
Вторая тоже связана с соколами, только это были уже не птицы, а люди. Недалеко от этого места шел Сибирский (Московский) тракт, по которому на Урал и в Сибирь доставляли заключенных. Многие из них были «лихими» людьми, вольная жизнь у них была в крови. Они сбегали от каторги и селились здесь, в глухих лесах, где их сложно было найти и поймать. Дома свои строили на горах, словно соколы-сапсаны. От этого и произошло название села.
Другая версия появления села Соколье связана не с вольными людьми, бежавшими от власти, а с переселенцами из Кунгурского и Осинского уездов Пермской губернии. Их считают первыми жителями этих мест.
Официальные власти не всегда могли оказать влияние на вольных жителей Соколья. Надзорные органы с солдатами иногда просто физически не могли пройти в этих труднопроходимых местах. А вот исконное местное население оказывало влияние. В Красноуфимском районе и окрестностях издревле жили татары, марийцы, башкиры, ханты, манси. Населенные пункты с компактным проживанием представителей первых двух национальностей все еще остались в муниципалитете.
По одной из преданий, в 1708 году башкиры, которые тогда очень сильно были недовольны приходом русских на Урал, сожгли Соколье. Причины уничтожения села не называются.
По мнению местного краеведа Анатолия Пяткова, который написал книгу «Страницы истории села Красносоколье», в этих местах было два «Соколья». На картах XVII века видно, что река Иргина разделяла два населенных пункта. На левом берегу было поселение Сокольское, а на правом – деревня Соколье Горы (именно такой вариант названия, по мнению краеведа). Затем оба населенных пункта объединились в один.
Три храма
В истории населенного пункта было три храма. Все они оказали большое влияние на село. По мнению Анатолия Пяткова, первая церковь была открыта в деревне Соколье Горы и называлась Преображенской. Что с ней произошло – неизвестно.
Название Соколье продержалось до начала XVIII века. Краевед пишет, что в 1703 году село уже называлась Преображенским, значит, церковь, уже была. Ведь именно по названию храма многие населенные пункты получали названия в те времена.
Новая церковь в честь Преображения Господня появилась в конце XVIII века. Ее привезли, причем в реальном смысле этого слова. Церковь доставили за одни сутки из села Мехино, проделав расстояние в 30 километров (на данный момент примерно в 30 километрах от Красносоколья есть деревня Михино, расположенная в Пермском крае). Везли церковь в разобранном виде вместе с колоколами. А затем в течение года собрали.
Есть и конкретная дата появления названия села. Новая церковь Преображения Господня была построена в Соколье в 1792 году. Тогда село и было переименовано из Соколья в Преображенское.
Новая церковь была двупрестольной. Ее назвали Преображение Господне, в честь чего была освящена часть храма, вторая – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь открыли 19 августа 1792 года. В этот день сейчас празднуется День рождения села.
Именно с этой церковью связывают расцвет села, ведь в то время именно храм был главным местом в населенном пункте. Церковь Преображение Господне была крупнейшей в окрестностях (сейчас это не только территория Красноуфимского района, но Пермского края). На богослужения собирались жители многих соседних сел и деревень. В XIX века Преображенское было одним из самых больших населенных пунктов Красноуфимского уезда. Население превышало 1 тысячу человек.
Земли всем желающим жить в Преображенском не хватало, поэтому «соколята» покидали родные просторы и селились недалеко, основывая новые населенные пункты. Но главным все равно оставалась Родина, ведь сюда они приходили на богослужения.
Спустя почти три века, в 1924 году, населенному пункту вернули прежнее название, только добавили приставку красный/красивый. Сейчас мы его знаем, как Красносоколье.
Вначале село лишилось названия, затем и церкви. Сначала сбросили колокола, затем устроили гонения на священнослужителей. Одного сослали в Сибирь. Преображенскую церковь закрыли в 1936 году. После этого из нее сделали сельский клуб, затем здесь выращивали цыплят, а потом в ней располагался склад удобрений. В 1966 году ее разрушили. На данный момент от церкви осталась часть фундамента, часть основания каменного забора, которым когда-то была обнесена территория церкви (он был высотой в 1,5 метра), а также разрушенный дом священника. Любители таких исторических памятников могут их найти. Они располагаются недалеко от третьей по счету церкви Красносоколья, которая была открыта в 2024 году.
Храм во имя Пророка Божиего Илии появился по инициативе местных жителей, которые намерены возродить Красносоколье.
На данный момент в селе прописано менее 100 человек, а живет постоянно человек 20-30. Сравните цифры первой половины XX века, когда жило больше тысячи. Можно связать такое резкое снижение населения с разрушением церкви Преображение Господне. Ведь именно после ее закрытия население Красносоколья постепенно начало уменьшаться.
Оставшиеся жители пытаются возродить одно из самых старых русских поселений в Красноуфимской районе. И это получается, с появлением церкви во имя Пророка Божиего Илии стали возвращаться не только старые жители, но и появляться новые.
Возрождение села, может быть, не зря связывают со строительством церкви. О ее возведении начали говориться давно. Одним из знаков необходимости ее появления стала икона Иисуса Христа Вседержителя. Ее нашли случайно, разбирая мебель в школе. Икона долгое время служила столешницей учительского стола, и таким образом была спасена. Никто не знает, случайность ли это, или тем самым пытались сохранить икону из разрушенной Преображенской церкви, сделав из нее стол. Сейчас она хранится в одном из храмов Красноуфимска и ждет возвращения в Красносоколье.
Продолжение о местах и объектах, которые можно и нужно посетить в Красносоколье, доступно по ссылке.