Найти в Дзене

Ель на могиле: необычные похоронные традиции Румынии

В большинстве стран принято ставить ель в домах на Новый год, а в Румынии — традиция ставить ель на могилы во время похорон. В некоторых регионах её даже украшают нитками и цветами. Расскажем и о других похоронных ритуалах румын. Все похоронные ритуалы в Румынии в первую очередь с давних времён преследовали одну цель — помочь покойному спокойно перейти в мир мёртвых, чтобы его дух не вернулся на бренную землю. Считалось, что душа, о которой плохо позаботились, может обратиться в стригоя. Это такое существо, которое принимает человеческий облик, обретает среди живых и высасывает их жизненную силу. В общем, вампир. Поэтому усопшему старались максимально облегчить путешествие в загробный мир: клали в могилу еду, чтобы он не был голоден в дороге, монеты — чтобы мог заплатить за проход или проезд на том свете, и различные предметы, которые любил при жизни. Как и у многих других народов, у румын было принято одевать покойника в новую одежду. Сверху тело обычно покрывали саваном, чьё названи

В большинстве стран принято ставить ель в домах на Новый год, а в Румынии — традиция ставить ель на могилы во время похорон. В некоторых регионах её даже украшают нитками и цветами. Расскажем и о других похоронных ритуалах румын.

Все похоронные ритуалы в Румынии в первую очередь с давних времён преследовали одну цель — помочь покойному спокойно перейти в мир мёртвых, чтобы его дух не вернулся на бренную землю. Считалось, что душа, о которой плохо позаботились, может обратиться в стригоя. Это такое существо, которое принимает человеческий облик, обретает среди живых и высасывает их жизненную силу. В общем, вампир. Поэтому усопшему старались максимально облегчить путешествие в загробный мир: клали в могилу еду, чтобы он не был голоден в дороге, монеты — чтобы мог заплатить за проход или проезд на том свете, и различные предметы, которые любил при жизни.

Как и у многих других народов, у румын было принято одевать покойника в новую одежду. Сверху тело обычно покрывали саваном, чьё название похоже на русское слово «покров» — procóv. Нередко саван украшали изображениями крестов, вышитых красными и чёрными нитками.

Нитками в некоторых регионах украшали и ель, которую ставили на могиле покойного. Также на дерево могли повесить цветную бумагу, цветы, платок или полотенце. Сперва это дерево несли за гробом в похоронной процессии, а затем устанавливали на могиле. В разных населённых пунктах делают по‑разному: в одних коммунах «с елью» хоронят только неженатых и незамужних, в других — людей, чьи дети не успели вступить в брак, в третьих — абсолютно всех.

Как и у многих других народов, сразу после похорон у румын проходят поминки. Называется эта поминальная трапеза поманой. И изначально этот ритуал был призван накормить душу покойного. Иначе она могла вернуться в дом голодной и злой или и вовсе кормиться в пшеничном поле, что приведёт к неурожаю. Так что трапезу на поману старались сделать обильной и разнообразной — чтобы сытыми остались и душа покойного, и гости.

Обычно на трапезу приглашают священника — он освящает еду, обходя вокруг стола. В некоторых округах есть традиция, чтобы одновременно с ним стол обходила одна из живущих в доме женщин. В руках она несёт жезл, на который прикреплён клок шерсти, пакет с фруктами и яйцами и особый калач. Этим жезлом она периодически прикасается к столу.

Поману проводят в день похорон, на шесть недель и на годовщину смерти. А вот траур длится меньше: обычно шесть недель, хотя особо близкие покойному люди могут носить его и в течение года. Выражается траур обычно в том, что мужчины крепят к одежде чёрные ленточки, а женщины носят чёрные платки. Также принято вешать на внешнюю стену дома умершего табличку чёрного цвета. На ней пишут имя и годы жизни покойного и снимают лишь через год после дня смерти.

Статья подготовлена по исследованиям Н. Г. Голант «Материалы по погребально‑поминальной обрядности жителей юго‑западной Румынии».