Найти в Дзене
Журнал «Эксперт»

30 лет накопления капитала

Какой путь прошла экономика России. Коллаж: «Эксперт»/Oscar Wong/Getty Images Удовлетворенность жизнью и уверенность в завтрашнем дне сейчас достигли максимального значения с советских времен, показывают опросы. Около 60% россиян устраивает их жизнь, а две трети с оптимизмом смотрят в будущее, согласно данным от августа 2025-го. В середине 1990-х оптимистов было едва 10–20%. С момента разрушения СССР российская экономика прошла тяжелый путь трансформаций: от экспортно-сырьевой и олигархической до суверенной и национально ориентированной. Мы постарались проследить, какие управленческие решения оказывали наибольшее влияние на преобразование хозяйства страны, и показать самые примечательные проблемы развития и достижения российской экономики. Разрушение госпланирования Эксперты Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США не смогли предсказать, как именно и когда развалится СССР, считает историк Эндрю Хаммонд. По крайней мере в 1982-м председатель Национального совета разведслужб Ц
Оглавление

Какой путь прошла экономика России.

Коллаж: «Эксперт»/Oscar Wong/Getty Images
Коллаж: «Эксперт»/Oscar Wong/Getty Images

Удовлетворенность жизнью и уверенность в завтрашнем дне сейчас достигли максимального значения с советских времен, показывают опросы. Около 60% россиян устраивает их жизнь, а две трети с оптимизмом смотрят в будущее, согласно данным от августа 2025-го. В середине 1990-х оптимистов было едва 10–20%. С момента разрушения СССР российская экономика прошла тяжелый путь трансформаций: от экспортно-сырьевой и олигархической до суверенной и национально ориентированной. Мы постарались проследить, какие управленческие решения оказывали наибольшее влияние на преобразование хозяйства страны, и показать самые примечательные проблемы развития и достижения российской экономики.

Разрушение госпланирования

Эксперты Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США не смогли предсказать, как именно и когда развалится СССР, считает историк Эндрю Хаммонд. По крайней мере в 1982-м председатель Национального совета разведслужб ЦРУ оценивал, что экономика СССР продолжит расти по 1–2% в год. Проблемы, впрочем, накапливались. С середины 1970-х Советы отставали от США по темпам роста. Душевой ВВП по ППС у СССР снизился к 1984-му до 54% от американского по сравнению с 61% десятилетием ранее. Доходы населения, которые сложнее было отоварить, отставали по темпам роста от производства.

Технологическое состояние планирования не отвечало сложности взаимоучета интересов: контрагентов становилось больше, номенклатура продукции шире, а потребности все разнообразнее. Упущение деталей или неспособность их учесть все чаще приводили к дисбалансам. Проблему старались преодолеть совершенствованием автоматизированной системы управления. К 2000 году СССР планировал запустить вычислительную сеть, взаимодействующую в режиме реального времени со всеми подразделениями Госплана и системами директивных органов, министерств и ведомств, писал ученый-экономист Алексей Сафронов.

Занявший в 1985 году пост генсека Михаил Горбачев пообещал на первом этапе перестройки ускорение развития. Одновременно был взят курс на демократизацию. Это оказалось преамбулой перехода к рынку и приобщению к развитым странам. «Целились в коммунизм, а попали в Россию», — говорил позже философ Александр Зиновьев. С экономической точки зрения целились в Госплан. Закон о госпредприятии разорвал экономические связи и фактически отменил госпланирование. План перестал быть обязательным, а Закон о кооперации вместе с самостоятельностью предприятий усилил диспропорции и дефицит. План на 1991–1995 годы так и не был принят, а в 1991-м сам Госплан был ликвидирован.

Если представить альтернативный сценарий, при котором экономика России за период 1989-2025-го бы росла «низкими» темпами 1985-го (по 2,3%), то при том же уровне производительности труда ВВП стал бы сейчас в 2,3 раза больше, чем был в 1989-ом. По факту прирост составил 36%.

-2

В июне 1990-го Верховный совет СССР принял концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Мол, плановая система не подлежит улучшению, мы пытались, но не получилось, остается только слом.

Что на деле будет означать встраивание России в мировой рынок, мало кто отдавал себе отчет. Предприятия рассчитывали, что их продукцию с руками оторвут на внешних рынках, а на валюту они закупят современное оборудование. Государство думало о пополнении бюджета, а население на фоне опустевших полок мечтало о товарном изобилии, как в иностранных супермаркетах.

Мало кто задумывался, что мировая капиталистическая экономика включает не только «центр», но и «периферию», из которой ресурсы, капитал и лучшие кадры утекают в богатые страны. Это следствие закона распределения стоимости по силе капитала, свойственного рыночному строю: чем надежнее господство над активом, тем выше степень изъятий. Он во многом и объясняет благополучие «золотого миллиарда», живущего, словами президента, за «чужой счет». Экономическая система в странах периферии не воспроизводит то, что было в центре на предыдущем этапе развития, эти системы различаются качественно. Высокоприбыльная деятельность сосредотачивается в головных компаниях «центра», а трудозатратная — на периферии. Равноправной конкуренции не происходит, а наоборот, поляризация только нарастает, и догнать развитые страны становится невозможно.

Именно в результате реформ 1990-х сформировалась экспортно-сырьевая зависимость, тогда как ее влияние на советскую экономику часто переоценивают.

Цена нефти упала со $148 за баррель в 1980-м до $38 в 1988-м в современных ценах. Но доля экспорта товаров в экономике была в 1990 году всего 14% ВВП (в 2000-м — 40%), а доля минерального сырья в экспорте составляла 45% (в 2010-м — 69%). При этом половина сырья шла союзным республикам, тогда как уже к середине 1990-х более 80% — в дальнее зарубежье.

В 1993-м Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле и продолжила либерализацию внешнеэкономических отношений. Ориентированные на экспорт отрасли усиливали свое привилегированное положение. Тогда как высокотехнологичные годами страдали от агрессивной экспансии иностранных товаров. Доля машин и оборудования в экспорте РФ упала с 18% в 1990 году до 5% в 2010-м.

Другой неприятной стороной неолиберальных преобразований оказалось то, что платой за право продать свое сырье на мировом рынке является свобода оттока капитала за рубеж. Россия в период 1991–2022 годов потеряла $1,4 трлн, что эквивалентно 2,7% ВВП ежегодно, согласно исследованию Гастона Ньеваса и Элис Содано из Парижской школы экономики по данным платежных балансов стран и данным МВФ. Тогда как США обогатились за счет других стран на $12 трлн.

Коллаж: «Эксперт»/Oscar Wong/Getty Images
Коллаж: «Эксперт»/Oscar Wong/Getty Images

Приватизация государства

Съезд народных депутатов в ноябре 1991-го предоставил президенту Борису Ельцину чрезвычайные полномочия и право издавать указы, противоречащие законодательству, оговорив, что они будут вступать в силу, если Верховный Совет за семь дней после подписания не наложит вето. Поначалу парламент не блокировал указы, но по мере нарастания кризиса депутаты стали отклонять решения.

Так, в 1991-м парламент принял закон о приватизации по именным чекам, которые нельзя продавать. Но такой порядок не устраивал зарождавшуюся олигархию. Поэтому Ельцин в августе 1992-го издал указ о приватизации, по которому именной чек заменили чеком на предъявителя. Указ бы не прошел, но зампред ВС РФ Сергей Филатов, получив текст, скрыл его от парламента, а обнародовал, когда тот уже вступил в силу. «Это был чудовищный подлог», — писал академик РАН Сергей Глазьев.

Ускоренная приватизация совпала с массовым обнищанием людей. Оно подталкивало граждан избавляться от ваучеров, а дельцам позволило получить предприятия за бесценок. Обещанные бывшим председателем Госкомитета РФ по управлению госимуществом Анатолием Чубайсом две «Волги» за ваучер никому так и не достались.

Всего за 1992–1997 годы было приватизировано 129 тыс. предприятий и объектов. Поначалу крупные предприятия акционировались, за 1992–1994-й появилось 26 тыс. акционерных обществ. На втором этапе приватизации правительство через залоговые аукционы передавало в разы ниже стоимости крупные пакеты акций сырьевых компаний. Оно закладывало активы под взятые у приближенных банкиров кредиты, которые и не собиралось возвращать. За 12 пакетов государство выручило $886 млн, или $1,9 млрд в нынешних ценах.

Массовый характер в 1990-е приняли невыплаты зарплат, причем невыполнение обязательств практиковало само государство в попытках сдержать рост дефицита бюджета. К 1997-му невыплаты достигли 2% ВВП, а грянувший кризис усугубил ситуацию с неплатежами.

Безработица в 1992–1998-е выросла с 4 млн до 9 млн человек — до 13%. С учетом роста не желающих работать вовсе количество людей без работы увеличилось с 18 млн в 1990 году до 31 млн.

Если раньше предприятия недоплачивали работникам 16% созданной стоимости, то теперь владельцы извлекали 37% в форме прибыли. Несмотря на рост доходов в три раза с 2000-го, быстрее они росли у наиболее состоятельных. Тогда как 70% населения, скорее, проиграли от реформ, недополучив почти $8 трлн.

-4

Реанимация производства

«Шок без терапии» испытало не только население, но и промышленность. Разрыв хозяйственных связей в результате разрушения системы планирования привел к спаду производства более чем в два раза к концу 1990-х. На фоне гиперинфляции и неэффективности рыночных механизмов возник кризис неплатежей между предприятиями. Заводы не получали денег за продукцию, не могли выплачивать зарплату и страдали от нехватки оборотных средств.

Правительство Евгения Примакова с сентября 1998-го взяло курс на скорейшее оздоровление экономики. Оно отказалось от жесткого монетарного регулирования, стало поддерживать отечественных производителей. Усилилось государственное регулирование, были приняты меры по сокращению импорта, введены экспортные пошлины на нефть. Благодаря выплате долгов населению удалось простимулировать внутренний спрос.

В 2000-м правительство приняло основные направления социально-экономической политики правительства РФ до 2010 года. Она предполагала снятие барьеров для бизнеса, развитие финансового рынка, сокращение налогового бремени. С 2001-го перешли к плоской шкале НДФЛ в 13%, а через год бизнесу снизили налог на прибыль с 35% до 24%.

В 2003-м в послании Федеральному собранию Владимир Путин назвал одним из ориентиров удвоение ВВП в ближайшие десять лет. До глобального финансового кризиса 2008–2009 годов экономика страны росла по 7% в год.

цифра

Рекордных $878 млрд достигли к августу 2008 года золотовалютные резервы России.

В России наблюдалось несколько волн спада и наращивания инвестиций. В советское время капиталовложения обычно опережали и стимулировали рост экономики. В РФ ситуация обратная: ветра в парусах не хватает, на вложения в основные средства все еще приходится около 22% ВВП (32% ВВП в 1989-м). Недоинвестирование экономики по-прежнему замедляет экономический рост.

Еще в 1980-е, несмотря на высокий уровень капиталовложений, нарастала проблема износа основных фондов. Если в 1970 году в промышленности она составляла 26%, то в 1980-м — 36%, а к середине 1992-го показатель вырос до 47%. К 1998-му объем инвестиций в основной капитал рухнул в пять раз по сравнению с 1990 годом. А износ машин и оборудования достиг максимальных 68%.

За 2000-е годы цены на нефть поднялись почти в четыре раза. Потоки нефтедолларов позволили увеличить объемы инвестиций к 2008 году в 3,5 раза по сравнению с концом 1990-х. Но износ машин и оборудования удалось снизить всего до 51%.

Сборка экономики

С 2002-го в России начали принимать первые федеральные целевые программы. В 2006-м стартовала реализация четырех приоритетных национальных проектов: в области здоровья, жилья, образования и сельского хозяйства. Отвечал за их реализацию совет при президенте, что оказалось не самой удачной формой. В 2019-м нацпроекты перезапустили. За выполнение целей по 13 направлениям развития до 2024 года стал лично отвечать глава правительства.

Преимущество нацпроектов оказалось в том, что они согласованы с бюджетным процессом. А поставленные целевые показатели стали отслеживаемы статистикой и проверяемы.

Недостаток по-прежнему в том, что выполнение целей нацпроектов трактуется монетарно: в том смысле, что все выделенные средства освоены. Кроме того, в нацпроектах не прописаны механизмы того, как именно осуществляемые меры ведут к реализации поставленных целей.

Российская собственность за 1992–1994 годы утратила в основной массе свою государственную форму в результате массового акционирования. Но многие средства производства находились по-прежнему под контролем государства. Например, в 2007-м в собственности властей и госкорпораций было 46% активов организаций (к 2023-му доля снизилась до 32%).

Первым юрлицом в форме госкорпорации стало в 2004-м Агентство по страхованию вкладов. В 2007-м появились еще шесть: ВЭБ.РФ, «Олимпстрой», «Росатом», «Роснано», «Ростех», ФСР ЖКХ. В 2015-м госкорпорацией стал также «Роскосмос».

Сборка активов в рамках корпораций сделала подконтрольные предприятия устойчивее в глобальной конкуренции и обеспечила бóльшую предсказуемость их функционирования в долгосрочной перспективе. Горизонт планирования расширился, и предприятия стали активнее инвестировать в развитие.

Об этом, в частности, позволяет судить исследовательская активность компаний. Лидерами являются «Ростех», который контролирует 200 научных организаций, а также «Росатом» и «Роскосмос».

Существенный полезный эффект дали и иные формы взаимодействия бизнеса с государством. В 2005-м был принят закон о концессиях. Закон о промышленной политике от 2014-го стал регулировать такие меры господдержки промышленности, как субсидии, гранты и налоговые льготы. В 2016-м вступил в силу закон о государственно-частном партнерстве. Всего в рамках совместных инвестпроектов бизнеса и государства сейчас действует 4,5 тыс. соглашений на 14 трлн руб.

-5

Мегапроекты России

В рамках плановой экономики велось не только планирование на 5 лет, но и на перспективу 10–15 лет. Разработка долгосрочных мегапроектов была на потоке. В 1990-е государство отказалось от инструментов их реализации, и многие наработки пропали зря. К некоторым вернулись позже.

Яркий пример — космодром «Восточный», вопрос строительства которого поставили еще в 1992-м, но всерьез взялись спустя 15 лет.

Среди значимых проектов, которые начали строить в 1990-е, выделяются немногие: «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые можно оценить в 4,6 трлн руб. (здесь и далее — в ценах 2025 года), а также строительство в Москве ТТК (0,8 трлн руб.) и МКАД (0,7 млрд руб.).

К середине 2000-х накопились средства не только на быстро окупаемые нефтегазовые объекты или остро необходимые на фоне автомобилизации столичные дороги, но и крупные статусные проекты в регионах. Среди них выделяются объекты к Олимпиаде в Сочи и саммиту АТЭС в 2012-м.

Разворот потоков полезных ископаемых в сторону Китая еще больше сфокусировал внимание на Дальнем Востоке. Активно строятся БАМ и Транссиб, изучается проект транспортного перехода и моста на Сахалин, который оценивают в 1,2 трлн руб. В Приморье построили судоверфь «Звезда» (340 млрд руб. за две очереди). Уникальностью выделяется Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений — «завод по производству заводов» для сжижения газа, что возводят в Мурманской области (290 млрд руб.).

-6

Лидеры рентабельности

Взаимодействие с иностранным капиталом требовало от российского бизнеса перестроения на международные стандарты права, налогообложения и отчетности. Это было существенным шагом вперед, поскольку повышало конкурентоспособность на мировой арене. С другой стороны, прозрачность российского бизнеса в результате доступа иностранных аудиторов и консультантов ослабила защиту коммерческой и иной тайны.

Отчетность по международным стандартам российские компании начали впервые публиковать по итогам за 1999 год. Если взять их как базу для сравнения, то за последние 25 лет сотня лидирующих сейчас по выручке компаний продемонстрировала совокупный рост с 24 трлн до 118 трлн руб. в текущих ценах, подсчитал «Эксперт».

Лидером по выручке в 2024 году стал «Газпром», который вырос с момента публикации первой консолидированной отчетности в 1999-м в 3,1 раза. Среди лидеров также «Роснефть» (рост в 17 раз), и Сбербанк (рост в 10 раз). Самыми быстрорастущими компаниями были «Яндекс» (в среднем по 38% в год), «Т-Технологии» (34%), Газпромбанк (21%), ВТБ (18%) и «Магнит» (17%).

Впервые «Яндекс» объявил о выручке по международным стандартам отчетности (американскому GAAP), подводя итоги 2004 года. Тогда оборот составил $14 млн и за счет стремительного наращивания объемов контекстной рекламы удваивался каждый следующий год — до $300 млн в 2008-м.

Из-за санкций капитализация компаний Мосбиржи в третьем квартале 2025-го была с поправкой на инфляцию на 43% ниже, чем в конце 2021-го. У «Роснефти» по-прежнему в два раза ниже, а у «Газпрома» — в три раза. В то же время на фоне рекордного роста цен на золото на треть поднялась рыночная стоимость у золотодобывающей группы «Полюс». Среди 50 торгующихся на бирже лидеров прирост стоимости показали ритейлеры «Лента» и Х5, банк «Санкт-Петербург», Дальневосточное морское пароходство и ТМК.

-7

Банки и сырьевые компании остаются лидерами и по чистой прибыли. За 2021–2024 годы у крупных банков прибыльность снизилась с 30% до 15%, а у сырьевиков — с 15% до 14%. Для сравнения: у «Росатома» рентабельность продаж снизилась с 13% до 11%. У ТМХ она выросла с 2,8% до 5,6%, у «Ростеха» — снизалась с 7,9% до 3,6%, у «Яндекса» — с 2,2% до 1,1%, а ОАК лишь сократила убыточность с 4,2% до 2,6%.

Несмотря на снижение доходности, финансово-сырьевой сектор по-прежнему в более привилегированном положении. Рентабельность продаж в добыче полезных ископаемых была в 2023-м около 30%, в финансах — 23%, тогда как в производстве транспорта и авто — всего 5–6%. Почти две трети отраслей имеют рентабельность ниже ключевой ставки ЦБ РФ в 16,5%.

Некоторые сырьевики долгие годы выводили высокие прибыли за границу. В 2013-м государство стало этому активно препятствовать. А в 2018-м был принят закон о международных компаниях, который вводил процедуру редомициляции. Ею воспользовались многие крупные игроки после начала шквала санкции.

-8

Суверенизация России

С момента распада СССР прошло уже шесть волн расширения НАТО на восток. Попытки России договориться с ведущими странами альянса о принципах равной безопасности в Европе заканчивались обманом и давлением, отмечал Владимир Путин.

России приходится отвлекать значительные средства на оборону, расходы на которую выросли с 3,6% ВВП в 2021-м до 6,9% в 2024-м, по данным SIPRI. Военные разработки сложно и небыстро дают отдачу в гражданском секторе в результате конверсии, однако полного омертвления капитала не происходит. В 2021-м Россия экспортировала вооружения на $15 млрд. И, хотя в 2003-м этот показатель упал до $6 млрд, через два-три года у страны есть шанс вернуться на второе место.

Укрепление стратегической безопасности и развитие новейшей техники на десятилетку предусмотрено в главном плановом документе ВПК — госпрограмме вооружения (ГПВ). Первая ГПВ, принятая в 1996-м, была сорвана уже на следующий год. Со второй и третьей программой тоже были проблемы реализации. И только четвертая ГПВ-2020, утвержденная в 2010-м, по большей части выполнялась по графику. Россия в 2024–2025 годах испытала целый ряд уникальных стратегических вооружений: баллистическую ракету «Орешник», ядерную торпеду «Посейдон» и ядерную крылатую ракету «Буревестник». Сохранять лидирующие позиции на международной арене ВПК позволила консолидация активов под началом госкорпорации.

цифра

4,75 трлн руб. пойдет на развитие новых регионов в ближайшие пять лет.

Суверенизации России способствуют также активные меры в международной экономической политике. На 60% платежи за российский экспорт происходят в рублях. Доля стран Запада в товарообороте России упала с 44% в 2021-м до 11% в 2024-м. Доля стран БРИКС в товарообороте России выросла с 23% до 48%.

На саммите БРИКС в Казани в 2024-м приняли участие лидеры 22 стран. На параде Победы 9 мая 2025 года были лидеры уже 29 государств. Наконец, окончательно разорвал блокаду России саммит Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске. С главами многих стран у России есть что обсудить: это не только поставки нефти, газа и продовольствия, но и совместная разведка и добыча цветных металлов и редкоземельных элементов, вхождение или возврат иностранных компаний на российский рынок, строительство ядерных реакторов, общие проекты в космосе и Арктике.

Особое внимание Россия уделяет налаживанию хозяйства в новых регионах. В 2023-м правительство утвердило госпрограмму их восстановления и социально-экономического развития до 2030 года. 98 городов и сел 4 новых регионов признаны опорными населенными пунктами России в стратегии пространственного развития до 2030-го. Это каждый 20-й «опорник» страны, развитию которого будет уделено приоритетное внимание.

-9

Вызовы светлого будущего

В 2024-м президент Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития до 2030-го и на перспективу до 2036 года. К их достижению правительство подошло основательно и приняло в начале 2025-го Единый план. Он взаимоувязывает указ президента, нацпроекты, госпрограммы, отраслевые и региональные стратегии, «дорожные карты», а также предусматривает участие институтов развития, государственных компаний и корпораций. Нацпроектов на ближайшую пятилетку запустили уже 19.

Ключевых целей семь: народосбережение, реализация потенциала граждан, комфортная жизнь, экологическое благополучие, устойчивое развитие экономики, цифровизация и технологическое лидерство.

Особенно многообещающими выглядят планы обеспечения технологической независимости, в частности в машиностроении — с 65% до 95%, авиастроении — с 23% до 50%, космосе — с 55% до 74%, производстве беспилотников — с 38% до 81%. Параллельно должна вырасти плотность роботизации с 25 до 145 роботов на 10 тыс. работников, что примерно соответствует среднемировому уровню. А доля отечественных самолетов у авиаперевозчиков увеличится с 19% до 50%. Это позволит гражданам летать на 42% чаще. В десять раз вырастет производство судов и в девять раз — электромобилей. Орбитальную группировку планируется нарастить в пять раз — с 253 до 1205 спутников.

Высокотехнологичные отрасли должны расти опережающими темпами благодаря наращиванию расходов на исследования. К 2030-му внутренние расходы на НИОКР должны увеличиться с нынешних 0,85% до 2% ВВП. Положительные тенденции уже видны. Хотя расходы бюджета на науку с учетом оборонных исследований упали с 2016 года примерно на треть, в 2025-м их хотят поднять на 12% в реальном исчислении.

цифра

40 трлн руб. направят на реализацию национальных проектов до 2030 года.

Число россиян в трудоспособном возрасте вырастет с 84,7 млн в 2024 году до 87,3 млн в 2030-м, согласно среднему прогнозу Росстата. Население стремительно стареет. Несмотря на рост пенсионного возраста, доля лиц старше трудоспособного возраста с 2028-го начнет существенно расти, а доля детей и подростков — падать. 2034 год окажется моментом, когда, по прогнозу Росстата, население в трудоспособном возрасте начнет сокращаться по 0,8% в год.

Поэтому особое внимание в Едином плане до 2030 года уделено целям сохранения населения. К 2030-му суммарную рождаемость планируется поднять с 1,4 до 1,59, а к 2035-му — до 1,8 ребенка у женщины. Подход стал более комплексным: опережающий экономику рост доходов населения, повышение обеспеченности жильем и одновременно снижение неравенства и бедности среди многодетных семей.

Автор: Данила Соколов

Материалы по теме:

Все материалы «Эксперта» на expert.ru

Эксперт - последние новости и публикации журнала Эксперт
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag
Эксперт ️