Как я становлюсь ТОП-овым автором!
Друзья, сегодня поговорим о критике и троллях и нелегком пути писателя в самиздате. Поговорим также о том, какова основная критика в адрес моих книг и почему я на нее никак не реагирую.
Далее будет много текста - все, как люблю я и, как не любите вы, поэтому можно долистать до последнего абзаца, где я выводы делаю и не страдать. Остальные же, велком в мою голову. Статья будет полезна начинающим писателям, сетераторам и всем творческим людям. Погнали!
Каждый творческий человек рано или поздно испытывает необходимость перехода от творчества “для себя и в стол” к творчеству “для других и в массы”. Признание и живой отклик от кого-то кроме родных и близких очень важны любому творческому человеку. Он этим живёт, этим дышит. Он счастлив, когда получается коснуться чьей-то души своим творением. И совсем не важно что это будет: картина, песня, мелодия, лирика или проза… мы создаем не столько для себя, сколько для того, чтобы обогатить этот мир. Как пела моя любимая Екатерина Яшникова: “... Хотя бы на кандел светлее сделать всю планету”.
Кандел, если что, единица измерения света.
И на этом пути к людям, мы зачастую сталкивается с одним малоприятным фактом - не всем вокруг нравятся наши труды. Если раньше ты ничего не писал и не выкладывал, получая жаркие овации от мамы с бабушкой, то вывалив на свет божий свои опусы, сталкиваешься с теми, кто хвалить тебя не обязан. Более того, люди, которые увидят твои произведения искусства будут еще и скептически настроены к твоему “творчеству” ибо “филфаков” ты не кончал и о понятии “структура драматического произведения” представление имеешь лишь поверхностное. Хорошо еще если что-то слышал о трехактной структуре сюжета.
Так вот, любое твое раннее произведение будет с огромным числом изъянов и огрехов. И это еще мягко сказано. В лучшем случае ты догадаешься “причесать” свой текст у грамотного корректора. Его даже могут, худо-бедно, отредактировать за большое спасибо с шоколадкой (Спасибо Вам Радмила). Но это, если повезет. Чаще тексты остаются сырыми и с огромным количеством орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Прям, как в этом тексте.
С этим добром ты суешься в редакцию(ии), ждешь полгода-год и не получив (вполне ожидаемо) отклика от издателя, идешь со своей нетленкой в самиздат. Уж там-то тебя заметят. Уж там то я выстрелю!
Ага, выстрелил один такой))) В самиздате, на любом из сайтов ты быстро понимаешь масштаб трагедии. Твое произведение (даже если прошло модерацию и успешно выложилось) залетает на миг в виджет “Новинки”, а уже через пять минут ты сам его не можешь найти под пластом свеженьких произведений таких же, как и ты сам творцов.
Иными словами. ты с первых же мгновений своей самиздательской жизни проваливаешься в жесточайшую конкуренцию. И даже не это самое печальное - прикол в том, что даже если ты и выкарабкаешься из-под груды всех этих, безусловно, талантливых писателей, приблизиться к “Элите” самиздате, тебе все равно не удастся. И не потому, что ты плохо пишешь - нет, твои книги вполне конкурентоспособны. Дело в том, что мастодонты самиздата стали таковыми поскольку были в самиздате тогда, когда он только зарождался. Многие из них вообще с ЖЖ начинали и прочих Проза.ру. И сдвинуть их с Олимпа самиздата просто невозможно ибо у них уже сформирована аудитория, которая в любом случае и при любом раскладе выпихивает каждую их новинку в тренды и всевозможные виджеты. Вот и получается, что если раньше было достаточно написать сносную годноту и люди сами ее раскрутят, то сейчас даже с приличной книгой выбиться в люди будет ох как непросто.
Из хороших новостей - ты все еще живой и у тебя есть мозги, руки и рот. При помощи первого инструмента ты будешь придумывать инструменты собственного продвижения ,а при помощи второго - реализовывать свой гениальный план. И да, вариантов продвижения на рынке самиздата тьма тьмущая - начиная от банального сарафанного радио и таргетной рекламы в ВК, Директе и прочих сМЕТАнах, и заканчивая победой во всех конкурсах, до которых ты можешь дотянуться.
Еще одной, условно, хорошей новостью будет осознание того, что ты, друг мой, творишь в благословенные времена интернета. Гласность и свобода слова творят чудеса. Кто только не издает сам себя в наше неспокойное время. А потому шанс быть услышанным у тебя всегда есть. Да, как уже выше сказано, свобода и относительная простота издания себя в цифре, рождают лютую конкуренцию. Но разве о ней ты думал, когда творил свой шедевр? Ты мечтал лечить (или калечить) души. а стало быть своего читателя точно найдешь. Рано или поздно. Нет, правда, найдешь.
Кроме того в мире реально очень много народа. Только в нашей ста сорока миллионной стране читающего населения, по усредненным данным, около сорока миллионов. Прибавь ближнее зарубежье и иную русскоязычную аудиторию по всему свету и получишь около ста миллионов потенциальных читателелей. Для сравнения - у топовых авторов Автор Тудей обойма постоянных читателей колеблется в пределах ста тысяч. ТЫСЯЧ, Карл! Не миллионов. Так что в этом пруду еще ох как много рыбки, которой можно потешить свое авторское самолюбие и финансовые амбиции.
Поиск своего читателе вопрос времени, трудолюбия, регулярности. Ты должен уделять своему любимому (любимому же, не так ли?) делу должное количество времени. То есть ты должен писать книги. Да, вот так незатейливо и просто - чтобы стать писателем нужно писать. Прикинь! Далее, трудолюбие, что с ним? Писать ты должен много и качественно. Для этого тебе придется все-таки научиться писать по шаблону. Изучить структуру драматургии и делать интересный контент. Иначе, будешь многих потенциальных читателей терять еще на первой главе (как это с успехом делаю я). И третье, ты просто обязан выкладываться постоянно (как я этого не делаю).
Все - вот по сути рецепт успешного успеха в мире самиздата. Ну, пожалуй, нужно еще немного везения. Подайся и желательно выиграй несколько конкурсов на топовых площадках - это поможет тебе обзавестись той самой первоначальной аудиторией, которая и будет двигать каждую твою новую книгу к виджетам и трендам. Кроме того, площадки самиздата годных писателей охотно сами продвигают, ибо имеют после на этом неплохие деньги. Площадки созданы, чтобы сводить нас, писателей и их, читателей. И разумеется зарабатывать на обеих сторонах. Именно поэтому “алгоритмы” будут тебе врагами лишь в первое время. После, они уже станут тебе помогать. Это как войти в реку и первые километры плыть против течения, а после обзавестись друзьями, расслабиться и поддавшись воле течения, плыть к вершинам самиздата.
Что мешает лично мне? Лень и, пожалуй, лень. Я медленно пишу. Истории мои больше на подумать и прожить вместе с героями все нюансы их нелегких судеб. Сейчас так уже никто не пишет. Сейчас пишут под аудиторию. А она, аудитория, давно избалована короткими и емкими рилсами, видосиками из ютюб и так далее. Мозг современного читателя устроен так, что ему проще потребить что-то быстроусвояемое, четкое и понятное. Я же в своих книгах люблю поразмыслить над смыслом жизни и прочими сакральными темами бытия.
Опытные сценаристы говорят, что в кино они видят самый важный момент в жизни персонажа, а в телесериалах - самый важный жизненный путь персонажа. В моем творческом пути все как в кино. Все вокруг снимают (пишут) экшн, а я среднеразмерные сериалы, где сам путь героя, его мотивация и моральные дилеммы куда важнее действия ради действия.
Плохо ли это? Вероятно да, если смотреть с точки зрения набора читателей и роста популярности - такой подход дает мне куда меньше аудитории. Он же - основной источник критики в мой адрес. Довольно часто мне пишут о том, что мои книги размеренные и обстоятельные, направленные больше на рефлексию, чем на действие. И это если еще критик адекватный попадется. Чаще пишут что-то вроде: “Говно редкое, зря читал все три книги”. Такие комментаторы меня больше всего умиляют. Как в анекдоте: “Я бежал за вами, автор, три остановки, поднимался пешком на девятый этаж и долблюсь в вашу дверь уже минут десять только для того, чтобы сказать, как вы мне безразличны!”
Меня едкие комментарии троллей задевали лишь в самом начале пути. Потом, как-то подостыл и оброс кожей с задницы дракона - не цепляет. Куда важнее то, что со временем я все же обрастаю “своим” читателем. Людьми, которым мой стиль не режет глаза и слух. Чего и вам, друзья, желаю. Идите своим путем, нарабатывайте свою аудиторию. Пусть медленно, пусть сложно - зато она будет именно ваша. Лояльная, преданная и чуткая. Вы же, в свою очередь, не предавайте ее и уважайте их выбор. Они выбрали вас, стало быть разочаровать их вы не в праве.
Итак, выводы:
1 - Не старайся писать в тренды - не угонишься. Ищи Своего читателя и пиши для него. Расти свою аудиторию, общайся с читателем.
2 - Площадки самиздата покорить сложно, но можно. Три главные вещи тебе в этом помогут: время (ничего не происходит мгновенно), трудолюбие (писать все же придется), регулярность (чтобы тебя не забыли, нужно выкладываться регулярно. В идеале, вообще нон стоп)
3 - Критика будет всегда, ибо понравиться всем невозможно. Чем быстрее ты это поймешь, тем проще будет потом. Вероятнее всего ты вообще большинству не понравишься. Но есть и плюс - те, кому зайдет твое творчество останутся с тобой. Цени их и люби.
4 - Не обращай внимания на тех, кто критикуя (хамя и дерзя в комментариях), сам в своей писательской карьере ничего не достиг. Мнение такие “критегов” ничего не стоит. Цени адекватную критику, то есть, обоснованное мнение с примерами и предложениями по улучшению качества твоих текстов.
5 - Выучи и используй законы классической драматургии. Их не на ровном месте придумали. Тексты станут реально лучше.
6 - И помни, дорогой друг, дорогу осилит лишь идущий. Нельзя просто хотеть достичь мечты, нужно идти к ее исполнению. Ставишь цель, говоришь о ней, составляешь план и идешь. Все, больше ничего не нужно. Цель и путь к ней.
На этом пока все.
Ваш Евгений Ильичев.