В один вечер — ужас, слёзы и смех. Джакомо Пуччини рискнул показать сразу три новые оперы — мрачный «Плащ», пронзительную «Сестру Анджелику» и дерзкого «Джанни Скикки».
Три оперы за один вечер: легендарная премьера «Триптиха» Пуччини
Декабрь 1918 года, Нью-Йорк. Великая война только закончилась, и в зале величественной Метрополитен-оперы публика замерла в ожидании небывалого события: итальянский маэстро Джакомо Пуччини решился в один вечер представить цикл из трех контрастных одноактных опер под названием «Триптих».
Рождение замысла
Еще до войны Пуччини задумал оперный триптих — три короткие оперы, разные по настроению, но показанные в одном спектакле. Он намеренно выбрал контрастные сюжеты. В цикл вошли:
- «Плащ» — мрачная драма ревности и убийства на барже на Сене;
- «Сестра Анджелика» — трогательная трагедия искупления в монастыре;
- «Джанни Скикки» — фарс о хитром плуте во Флоренции.
К весне 1918-го партитура была готова, но война фактически закрыла путь к европейской премьере — и по настоянию директора Метрополитен-оперы Джулио Гатти-Казацца Пуччини согласился открыть «Триптих» в Нью-Йорке.
Премьера в Нью-Йорке
14 декабря 1918 года на сцене Метрополитен-оперы поднялся занавес сразу над тремя новинками. Пуччини не смог присутствовать на премьере — его новинку представила труппа Метрополитена. В тот вечер выступали звезды оперы: Клаудия Муцио (Жоржетта), Джеральдина Фаррар (Сестра Анджелика), Джузеппе Де Лука (Джанни Скикки) и Флоренс Истон (Лауретта).
Публика успела и содрогнуться от мрачной драмы ревности, и прослезиться над судьбой несчастной монахини, и посмеяться над проделками хитреца Скикки. Когда в третьей опере прозвучала нежная ария O mio babbino caro, зал потребовал бис — арию исполнили еще раз. По окончании спектакля артистов вызывали на поклоны сорок раз.
Судьба «Триптиха»
Несмотря на овации публики, пресса встретила новый цикл прохладно. Критики хвалили в основном «Джанни Скикки», а «Плащ» и «Сестру Анджелику» сочли менее удачными. Вскоре «Джанни Скикки» стали ставить отдельно, часто в паре с другими одноактными операми (например, с «Паяцами» Леонкавалло). «Плащ» изредка включали в двойные спектакли, а «Сестра Анджелика» вне полного цикла почти не появлялась. Полный «Триптих» не возобновляли десятилетиями — в Метрополитен-опере его вернули лишь в 1975 году.
Сегодня премьера «Триптиха» считается уникальным событием в истории оперы. За один вечер публика прошла весь спектр чувств — от ужаса и скорби до смеха и восторга, а Пуччини подтвердил свою смелость и универсальный талант. Этот дерзкий эксперимент ознаменовал новую главу оперного искусства в послевоенную эпоху.
А ещё в этот день...
Самый знаменитый Бах своего века — и это был не Иоганн Себастьян: день памяти Карла Филиппа Эммануила Баха
14 декабря 1788 года в Гамбурге ушёл из жизни Карл Филипп Эммануил Бах — тот самый «гамбургский Бах», чья слава при жизни нередко затмевала славу отца. Двадцать лет он руководил музыкой города, сменив Телемана, и должен был постоянно обеспечивать музыкой службы в главных церквях.
Его стиль называли чувствительным: резкие паузы, внезапные повороты, музыка будто говорит человеческим голосом. Именно у него учились слушать и писать по-новому Гайдн, Моцарт и даже Бетховен. Похоронен он в церкви Святого Михаила — там, где звучала большая часть его гамбургской музыки.
Королева фортепиано до Шопена: день рождения Марии Шимановской
14 декабря 1789 года в Варшаве родилась женщина, изменившая правила игры. Мария Шимановская — пианистка-виртуоз и композитор, доказавшая, что женщина может быть не вдохновительницей, а полноправной звездой европейской сцены.
В эпоху, когда выступления по нотам были нормой, она смело играла наизусть, покоряя аристократические салоны и королевские дворы. Её талант признавал сам Иоганн Вольфганг Гёте: их встреча в Мариенбаде переросла в творческую дружбу, и великий поэт посвятил ей стихи.
Позже Шимановская покорила и русскую столицу, став придворной пианисткой в Петербурге. Музыкальные вечера в её доме стали одним из центров притяжения — сюда заглядывали Пушкин, Глинка и Мицкевич. Её изящные ноктюрны и мазурки звучали как пророчество — именно в них критики услышали прообраз будущей музыки Шопена.
Дочь Полины Виардо, чья музыка почти исчезла
14 декабря 1841 года в Париже родилась Луиза Эритт-Виардо — дочь легендарной певицы Полины Виардо и племянница оперной дивы Марии Малибран. Казалось бы, судьба заранее отвела ей роль наследницы громкой фамилии, но Луиза выбрала иной путь — путь творца.
Она пела контральто, виртуозно играла на фортепиано, сочиняла и даже поднимала дирижёрскую палочку — редкость для женщины XIX века. Однако болезнь рано оборвала её сценическую жизнь. И тогда Луиза нашла себя в педагогике, став наставником для нового поколения певцов.
Но её главная тайна — музыкальное наследие. За жизнь она создала более 300 произведений, но большая их часть бесследно исчезла. И всё же каждое найденное произведение звучит как письмо из XIX века: «я была — и я написала».
Вечер, когда Москва впервые услышала «Танцы» Чайковского
14 декабря 1867 года в Москве, на концерте Русского музыкального общества, публика впервые услышала необычный номер. В программе значился фрагмент из ещё не поставленной «Воеводы» — «Антракт и пляска сенных девушек», но для молодого Петра Чайковского это была важнейшая творческая ставка.
До премьеры оперы в Большом театре оставалось больше года, и потому этот выход в концертный зал был для композитора редкой возможностью показать публике самое «живое» место будущего спектакля — без декораций и сюжета, одной музыкой.
Ирония судьбы в том, что сама опера вскоре бесследно исчезла из репертуара, а вот эти танцы начали собственную славную жизнь. Они стали той самой концертной жемчужиной, которая предсказала будущее величие Чайковского, ещё до его громких триумфов.
Семилетний Артур Рубинштейн: дебют, который запустил легенду
Как начинается судьба «короля фортепиано»? Иногда — с одного вечера, когда ребёнок выходит к инструменту и играет так, будто ему уже всё можно. Ещё в четыре года его услышал скрипач Йозеф Иоахим и настоял: мальчику нужна серьёзная школа.
14 декабря 1894 года в Лодзи семилетний Артур Рубинштейн даёт первый публичный концерт: в программе — Моцарт, Шуберт и Мендельсон. Для города это просто «вундеркинд», а для истории — точка отсчёта.
Дальше будут мировые сцены, слава и особая любовь публики к его Шопену. Но всё началось с того декабрьского вечера в Лодзи.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.