Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 14 декабря в классической музыке

В один вечер — ужас, слёзы и смех. Джакомо Пуччини рискнул показать сразу три новые оперы — мрачный «Плащ», пронзительную «Сестру Анджелику» и дерзкого «Джанни Скикки». Декабрь 1918 года, Нью-Йорк. Великая война только закончилась, и в зале величественной Метрополитен-оперы публика замерла в ожидании небывалого события: итальянский маэстро Джакомо Пуччини решился в один вечер представить цикл из трех контрастных одноактных опер под названием «Триптих». Еще до войны Пуччини задумал оперный триптих — три короткие оперы, разные по настроению, но показанные в одном спектакле. Он намеренно выбрал контрастные сюжеты. В цикл вошли: К весне 1918-го партитура была готова, но война фактически закрыла путь к европейской премьере — и по настоянию директора Метрополитен-оперы Джулио Гатти-Казацца Пуччини согласился открыть «Триптих» в Нью-Йорке. 14 декабря 1918 года на сцене Метрополитен-оперы поднялся занавес сразу над тремя новинками. Пуччини не смог присутствовать на премьере — его новинку предс
Оглавление
В один вечер — ужас, слёзы и смех. Джакомо Пуччини рискнул показать сразу три новые оперы — мрачный «Плащ», пронзительную «Сестру Анджелику» и дерзкого «Джанни Скикки».

Три оперы за один вечер: легендарная премьера «Триптиха» Пуччини

Джакомо Пуччини, 1858–1924 гг.
Джакомо Пуччини, 1858–1924 гг.

Декабрь 1918 года, Нью-Йорк. Великая война только закончилась, и в зале величественной Метрополитен-оперы публика замерла в ожидании небывалого события: итальянский маэстро Джакомо Пуччини решился в один вечер представить цикл из трех контрастных одноактных опер под названием «Триптих».

Рождение замысла

Джакомо Пуччини за работой над «Триптихом».
Джакомо Пуччини за работой над «Триптихом».

Еще до войны Пуччини задумал оперный триптих — три короткие оперы, разные по настроению, но показанные в одном спектакле. Он намеренно выбрал контрастные сюжеты. В цикл вошли:

  • «Плащ» — мрачная драма ревности и убийства на барже на Сене;
  • «Сестра Анджелика» — трогательная трагедия искупления в монастыре;
  • «Джанни Скикки» — фарс о хитром плуте во Флоренции.

К весне 1918-го партитура была готова, но война фактически закрыла путь к европейской премьере — и по настоянию директора Метрополитен-оперы Джулио Гатти-Казацца Пуччини согласился открыть «Триптих» в Нью-Йорке.

Премьера в Нью-Йорке

Премьера «Триптиха» в Метрополитен-опере.
Премьера «Триптиха» в Метрополитен-опере.

14 декабря 1918 года на сцене Метрополитен-оперы поднялся занавес сразу над тремя новинками. Пуччини не смог присутствовать на премьере — его новинку представила труппа Метрополитена. В тот вечер выступали звезды оперы: Клаудия Муцио (Жоржетта), Джеральдина Фаррар (Сестра Анджелика), Джузеппе Де Лука (Джанни Скикки) и Флоренс Истон (Лауретта).

Публика успела и содрогнуться от мрачной драмы ревности, и прослезиться над судьбой несчастной монахини, и посмеяться над проделками хитреца Скикки. Когда в третьей опере прозвучала нежная ария O mio babbino caro, зал потребовал бис — арию исполнили еще раз. По окончании спектакля артистов вызывали на поклоны сорок раз.

Судьба «Триптиха»

Нью-йоркская пресса после премьеры «Триптиха».
Нью-йоркская пресса после премьеры «Триптиха».

Несмотря на овации публики, пресса встретила новый цикл прохладно. Критики хвалили в основном «Джанни Скикки», а «Плащ» и «Сестру Анджелику» сочли менее удачными. Вскоре «Джанни Скикки» стали ставить отдельно, часто в паре с другими одноактными операми (например, с «Паяцами» Леонкавалло). «Плащ» изредка включали в двойные спектакли, а «Сестра Анджелика» вне полного цикла почти не появлялась. Полный «Триптих» не возобновляли десятилетиями — в Метрополитен-опере его вернули лишь в 1975 году.

Сегодня премьера «Триптиха» считается уникальным событием в истории оперы. За один вечер публика прошла весь спектр чувств — от ужаса и скорби до смеха и восторга, а Пуччини подтвердил свою смелость и универсальный талант. Этот дерзкий эксперимент ознаменовал новую главу оперного искусства в послевоенную эпоху.

А ещё в этот день...

Самый знаменитый Бах своего века — и это был не Иоганн Себастьян: день памяти Карла Филиппа Эммануила Баха

Карл Филипп Эммануил Бах, 1714–1788 гг.
Карл Филипп Эммануил Бах, 1714–1788 гг.

14 декабря 1788 года в Гамбурге ушёл из жизни Карл Филипп Эммануил Бах — тот самый «гамбургский Бах», чья слава при жизни нередко затмевала славу отца. Двадцать лет он руководил музыкой города, сменив Телемана, и должен был постоянно обеспечивать музыкой службы в главных церквях.

Его стиль называли чувствительным: резкие паузы, внезапные повороты, музыка будто говорит человеческим голосом. Именно у него учились слушать и писать по-новому Гайдн, Моцарт и даже Бетховен. Похоронен он в церкви Святого Михаила — там, где звучала большая часть его гамбургской музыки.

Королева фортепиано до Шопена: день рождения Марии Шимановской

Мария Шимановская, 1789–1831 гг.
Мария Шимановская, 1789–1831 гг.

14 декабря 1789 года в Варшаве родилась женщина, изменившая правила игры. Мария Шимановская — пианистка-виртуоз и композитор, доказавшая, что женщина может быть не вдохновительницей, а полноправной звездой европейской сцены.

В эпоху, когда выступления по нотам были нормой, она смело играла наизусть, покоряя аристократические салоны и королевские дворы. Её талант признавал сам Иоганн Вольфганг Гёте: их встреча в Мариенбаде переросла в творческую дружбу, и великий поэт посвятил ей стихи.

Позже Шимановская покорила и русскую столицу, став придворной пианисткой в Петербурге. Музыкальные вечера в её доме стали одним из центров притяжения — сюда заглядывали Пушкин, Глинка и Мицкевич. Её изящные ноктюрны и мазурки звучали как пророчество — именно в них критики услышали прообраз будущей музыки Шопена.

Дочь Полины Виардо, чья музыка почти исчезла

Луиза Эритт-Виардо, 1841–1918 гг.
Луиза Эритт-Виардо, 1841–1918 гг.

14 декабря 1841 года в Париже родилась Луиза Эритт-Виардо — дочь легендарной певицы Полины Виардо и племянница оперной дивы Марии Малибран. Казалось бы, судьба заранее отвела ей роль наследницы громкой фамилии, но Луиза выбрала иной путь — путь творца.

Она пела контральто, виртуозно играла на фортепиано, сочиняла и даже поднимала дирижёрскую палочку — редкость для женщины XIX века. Однако болезнь рано оборвала её сценическую жизнь. И тогда Луиза нашла себя в педагогике, став наставником для нового поколения певцов.

Но её главная тайна — музыкальное наследие. За жизнь она создала более 300 произведений, но большая их часть бесследно исчезла. И всё же каждое найденное произведение звучит как письмо из XIX века: «я была — и я написала».

Вечер, когда Москва впервые услышала «Танцы» Чайковского

Пётр Ильич Чайковский, 1840–1893 гг.
Пётр Ильич Чайковский, 1840–1893 гг.

14 декабря 1867 года в Москве, на концерте Русского музыкального общества, публика впервые услышала необычный номер. В программе значился фрагмент из ещё не поставленной «Воеводы» — «Антракт и пляска сенных девушек», но для молодого Петра Чайковского это была важнейшая творческая ставка.

До премьеры оперы в Большом театре оставалось больше года, и потому этот выход в концертный зал был для композитора редкой возможностью показать публике самое «живое» место будущего спектакля — без декораций и сюжета, одной музыкой.

Ирония судьбы в том, что сама опера вскоре бесследно исчезла из репертуара, а вот эти танцы начали собственную славную жизнь. Они стали той самой концертной жемчужиной, которая предсказала будущее величие Чайковского, ещё до его громких триумфов.

Семилетний Артур Рубинштейн: дебют, который запустил легенду

Юный Артур Рубинштейн за роялем.
Юный Артур Рубинштейн за роялем.

Как начинается судьба «короля фортепиано»? Иногда — с одного вечера, когда ребёнок выходит к инструменту и играет так, будто ему уже всё можно. Ещё в четыре года его услышал скрипач Йозеф Иоахим и настоял: мальчику нужна серьёзная школа.

14 декабря 1894 года в Лодзи семилетний Артур Рубинштейн даёт первый публичный концерт: в программе — Моцарт, Шуберт и Мендельсон. Для города это просто «вундеркинд», а для истории — точка отсчёта.

Дальше будут мировые сцены, слава и особая любовь публики к его Шопену. Но всё началось с того декабрьского вечера в Лодзи.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.