Часть 1. Город Бога.
Если бы в день нашей свадьбы нам кто-то сказал, что ее 15-тую годовщину мы будем отмечать в Рио-де-Жанейро, мы бы как минимум удивились. А сегодня мы здесь, и впервые в Южной Америке! Нашим мечтам свойственно сбываться:)
Дорога была очень утомительной: Минск-Стамбул - 5,5, Стамбул-Амстердам - 3,5, а Амстердам-Рио - 12 часов!
И это время только в полете. Добавляем время на дорогу до аэропортов, по 2 часа минимум пребывания там перед каждым вылетом, время задержек рейсов, время на разобраться с мобильным интернетом и такси, доехать до отеля...
Словом, очень хлопотное дельце.
Каждый отрезок пути - это усталость и недосып, который ты пытаешься компенсировать при любом удобном случае и проваливаешься в беспокойный сон где угодно хотя бы на 20-30 минут. И эти урывки сна доканывают тебя еще больше. В общем, тяжело, но, как показал собственный опыт, пережить можно. Особенно в компании с мелатонином и горстью таблеток от головной боли.
Первые впечатления о Рио
Прилетели ночью, кругом темень и дождь.
Любого, кто предлагает помощь, например, в поиске такси, воспринимаешь как потенциального если не убийцу, то как минимум грабителя, шарахаешься от него, как от чумного, и судорожно прижимаешь к груди сумочку с паспортами и кровно заработанными.
В такси то и дело подозреваешь водителя в желании отвезти тебя в фавелу и выпотрошить твой кошелек, а, может, и почку трансплантировать😂
За 30км пути от аэропорта до отеля раз 5 проезжали посты с военными с автоматами наперевес. Такое же встречали мы только однажды: когда летали на Шри-Ланку вскоре после произошедшего там на Пасху теракта.
ПДД в Рио не всегда работают: наш таксист ехал и 140, и на красный. Помимо этого, "ушлый бомбила" содрал-таки с нас на 5 реалов больше, чем договаривались в аэропорту.
Утренний Рио встретил нас ветром, дождем и туманом, благоуханием сочной зелени, в которой город буквально утопает, и штормящей Атлантикой - красота несмотря ни на что!
Тем более что с непогодой справились, купив первый бразильский сувенир, зонт из «Miniso»: черный, 3d, с созвездиями😍
Всем пока! А нам пора в теплый открытый бассейн под прохладную весеннюю морось🏊♀️
***
А это иконическая достопримечательность Рио-де-Жанейро - лестница чилийского художника Хорхе Селарона.
Посетив множество стран, Хорхе Селарон в 1980 году переехал в Рио, а в 1990г начал реставрацию старой лестницы перед его домом, выбрав для обновления в цвет бразильского флага яркие синие, желтые и зеленые плитки, богатство красного появилось на лестнице позже.
Это хобби художника с годами превращалось в навязчивую идею.
Селарон терпел от недостатка средств на свою работу: за неуплату ему отключали телефон, его угрожали выселить из дома. Тогда он продал свои картины и, наконец, покрыл всю лестницу мозаикой из керамических плиток и кусочков зеркала.
Лестница Селарона насчитывает 250 ступенек и составляет около 125 м в длину. На всем протяжении ее покрывают более 2000 кусочков мозаичных плиток, привезенных из более чем 60 стран мира. Первоначально Селарон собирал плитки на стройках и свалках городского мусора на улицах Рио, также в реконструкции широко использовались чугунные ванны, заполненные пустыми пластиковыми бутылками для облегчения конструкций. Позже гости из других стран стали специально привозить плитки художнику и поддерживать его финансово. Побывали в гостях у Селарона и "Орел и решка", но их плитка на лестнице так и не появилась.
Около 300 плиток расписано вручную самим Селароном, часто на них изображена беременная африканская женщина, иногда с лицом самого художника, это, по его словам, "личная проблема из прошлого".
Селарон не прекращал трудиться над лестницей, все переделывая ее и обновляя. В 2013 году его обгорелое тело было обнаружено на ступеньках лестницы. По официальной версии, он, покончил жизнь самоубийством, местные же считают, что Селарона убил и после поджег его партнер, которому художник не дал деньги на наркотики.
И хоть лестница Селарона - это всего-то лестница, соединяющая два района Рио: Лапа и Санта Терезу, - ее снимали во многих рекламных и видеороликах, клипах U2 и Snoop Dogg, а чтобы сфотографироваться здесь, туристы дисциплинированно выстраиваются в длинную очередь. Можно, конечно, приехать сюда для фото на рассвете, но могут ограбить: район здесь небезопасный.
***
О фавелах. Часть 1.
Не только карнавалами, зажигательными танцами, шикарными пляжами и потрясающими видами со статуи Христа славится Рио-де-Жанейро: кто не был в фавеле, тот не был в Рио.
Сегодня в расположенных на холмах Рио-де-Жанейро трущобах живет около 1,5 млн человек.
Появились фавелы в конце 19 века как временные жилища для участников неудавшегося мятежа, которых "сослали подальше". Тогда же и появился термин "фавела": по названию растения, произраставшего на заселенных мятежниками холмах. Со временем эти районы стали разрастаться и из-за слабой государственной поддержки превращаться в оплот нищеты, безработицы и преступности.
Сегодня слово "фавелы" имеет пренебрежительный оттенок, поэтому их жители предпочитают называть себя жителями общин (community).
В фавелах процветает наркоторговля, вооруженные банды делят сферы влияния, слышится стрельба, избавляются от тел, случаются столкновения с полицией.
Причем иногда заканчиваются они не в пользу полиции по причине худшей степени вооружения! Поэтому нередко полиция на территории фавел даже не показывается.
Многочисленные попытки властей искоренить фавелы: их разрушали бульдозерами, выселяли людей, - не имели успеха, и сегодня правительство пытается развивать общины, предоставив их жителям доступ хотя бы к водоснабжению, канализации, электричеству, медицинской помощи.
Из-за сильнейшего социального неравенства в стране бразильцы из фавел не могут рассчитывать на хорошее образование, социальные лифты и возможность выбраться из нищеты и антисанитарии. Единичные исключения - артисты и футболисты. Остальным ничего не остается, как становиться частью криминального мира. К примеру, воры и грабители, орудующие в прибрежных районах и на пляжах Рио, - выходцы из фавел.
Однако, помимо бедности и лишений, фавелы - это еще и место культуры. Во многих общинах есть своя уникальная музыка, танцы и формы искусства, завоевавшие популярность в Бразилии и во всем мире, например, бразильский фанк.
***
О фавелах. Часть 2
Фавела по сути - это город в городе, со своими законами и органами самоуправления.
Известнейшие фавелы Рио: самая густонаселенная - Росинья, с прекрасными видами на город - Видигал, и Сидаде-де-Деуш, или "Город бога", ставшая известной благодаря одноименному фильму бразильского режиссера.
Мы же отправились в фавелу Санта-Марта, в целом безопасную для туристов, несмотря на то, что до перехода под контроль полиции в 2008г. она была классической криминальной общиной.
Понятие "полиция вошла в фавелу" означает по сути операцию зачистки, когда полицейские отряды прочесывают каждый дом с целью обезвреживания бандитов и изъятия оружия.
Сейчас в Санта-Марте есть свой президент, правит он уже 35 лет и его работой, в отличие от других известных личностей, жители довольны.
Нашим гидом по фавеле стала молодая доброжелательная женщина Вероника, она здесь а-ля министр туризма. Вероника местная, всю жизнь она с родными прожила в Санта-Марте.
Вход в общину платный, $20 с человека.
Вероника провела нас по фавеле, координируя по всем возможным вопросам, от "аккуратно, собачьи какашки" (а их, к слову, было очень много) до "здесь не снимать, камеры спрятать".
Запрет на съемку людей в фавелах объясняется тем, что некоторые из них могут разыскиваться полицией и глупо случайно "засветиться" в чьих-то соцсетях.
Мы прятали камеры, когда проходили мимо смотрящих фавелы, вооруженных людей (бандюки с заряженными автоматами наизготовку, развалившиеся на пластиковых стульях) и наркоторговцев: в сумрачных туннельчиках стояли накрытые чумазыми клеенками столы с заботливо разложенными на них пакетиками дешевой, но, как говорят, великолепного качества наркоты.
В Санта-Марте нет автомобильных дорог, по лабиринтам узких грязных улочек здесь перемещаются пешком или на мотороллерах. Для живущих высоко на холме работает по расписанию фуникулер.
Считается, что именно с фавел, раскинувшихся на холмах города, открываются лучшие виды на Рио-де-Жанейро.
Вероника любит Санта-Марту и отметила, что ее родная фавела и есть олицетворение жизни в Бразилии: вот тебе бедность, вот красота природы, а вот с распростертыми руками виднеется среди облаков на вершине горы покровитель Иисус.
***
О фавелах. Часть 3
Главная достопримечательность фавелы Санта-Марта - смотровая площадка, открывающая великолепный вид на Рио и где установлен памятник Майклу Джексону, снявшему здесь в 1996 году клип на песню "They Don’t Care About Us" ("Им на нас плевать").
Съемки в фавеле, на тот момент одной из самых опасных в Рио, требовали особых мер предосторожности, и, несмотря на то, что Джексон хорошо заплатил местным наркобаронам за разрешение на съемки, его охраняла команда из 50 телохранителей.
Наш гид Вероника рассказала также, что во время съемочной недели в фавеле установили карантин, и никто не мог ни выйти из Санта-Марты, ни попасть обратно. Жители сидели по домам.
Песня и клип получились пронзительными и потрясающими, а в благодарность за привлечение внимания всего мира к проблеме фавел жители общины после смерти Майкла Джексона и установили здесь его бронзовую статую.
Вероника пригласила нас заглянуть в гости к женщине, которая в своем доме устроила нечто подобное мини-музею, посвященному съемкам: посетителей она приглашает, разместившись посмотреть клип Майкла Джексона, в клипе несколько раз указывает на девочку, себя в детстве, а потом предлагает приобрести сделанные вручную аутентичные сувениры, которых нигде в Бразилии больше не купишь. Чем не повод хоть минимально поддержать благосостояние фавел!
Кстати, в Бразилии все сувениры местные, потому как из Китая их везти очень затратно.
***
Визитная карточка не только Рио-де-Жанейро, но и всей Бразилии - пляж Копакабана.
Вытянутый в форме подковы, окруженный холмами и высотными зданиями, с узнаваемой мозаикой набережной, собирающий милионную публику на концерты мировых суперзвезд и многомилионную - посмотреть на фейерверки в новогоднюю ночь.
На новый год, кстати, вне зависимости от религий все приходят в белых одеждах. А вот цвет нижнего белья подбирают со смыслом: зеленое - если в новом году крайне нужно здоровье, красное - счастье в личной жизни, желтое - деньги.
Ну и сами можете представить, во что превращается береговая линия и набережная во время таких массовых мероприятий, с пивом, едой и отсутствием туалетов. Но это уже нюансы.
Несмотря ни на что, Копакабана прекрасна! Колоритная, оживленная, но с тотальной атмосферой полнейшего chill.
***
О Рио религиозном
Кафедральный собор Святого Себастьяна в Рио-де-Жанейро вместимостью около 20 тысяч человек, безусловно, был must see для нас!
Потому что это грандиозное строение меньше всего похоже на то, что мы представляем, слыша слово "собор".
Архитектура здания напоминает пирамиды майя, некоторые считают, что именно их монументами архитектор собора Эдгар Фонсека вдохновлялся при его проектировании. Однако на самом деле замысел художника более глубинный и прототипом собора стала Вавилонская башня.
Главный храм Рио впечатляет не только внешним видом, но и величиной. Построенный в модернистском стиле в 1979 году, собор имеет форму конуса высотой в 75м, наружный диаметр которого 106м, внутренний - 96м.
В потолок диаметром 30 метров врезано гигантское окно в виде креста, вниз от которого спускается на тросах огромное распятие. Стены от пола до потолка собора украшают четыре группы витражей.
Возле собора построена необычная колокольня, в секциях которой один под другим размещены колокола разных размеров.
В историческом центре Рио также побывали в Церкви святого Франциска Паоланского, красивейшее убранство которой выполнено исключительно из дерева.
Церковь Канделарию увидели только снаружи. Согласно легенде, в 17 веке из-за шторма почти затонул корабль "Канделария". Два испанца, плывшего на нем, пообещали построить храм, если переживут бурю. Так, на этом месте в 1609 году появилась часовня. С церковью связана трагичная для всей Бразилии история, известная как "резня в Канделарии", произошедшая ночью 23 июля 1993 года.
Церковь оказывала поддержку и обеспечивала ночлегом беспризорников. Ночью возле церкви остановились автомобили, из которых вышли полицейские и открыли стрельбу по 70 спящим подросткам, в результате которой погибли 8. В память о погибших на тротуаре возле церкви краской обозначены контуры их тел.
По этому делу были осуждены двое полицейских, которые получили сроки заключения 309 и 261 год. Социальными работниками, следящими за судьбой выживших в стрельбе подростков, было установлено, что 39 из них впоследствии погибли на улице, многие были убиты полицией.
***
Стою я как-то утром с чашкой кофе на берегу Атлантики, любуюсь очередным пасмурным днем в Рио и думается мне, насколько же Бразилия преступная страна. Кражи, грабежи, убийства и расправы - неотъемлемая часть местной жизни. Даже повестка тв-программы наподобие нашего "Доброго утра" сплошь криминальная: где кого ограбили, убили, в какой фавеле полиция проводит операцию и др.
Нередки случаи, когда банда молодчиков, даже в дневное время, блокирует с обеих сторон отрезок улицы и грабит всех, кому не повезло там оказаться. Или, например, врывается в общественный автобус и забирает у всех пассажиров ценные вещи. Здесь обыденно, когда выхватывают из рук прохожих телефоны или срывают цепочки с шеи и серьги из ушей. Причем в таких ситуациях лучше сопротивление не оказывать и все отдать подобру-поздорову.
Большая беда страны в коррумпированности полиции, т.е. не стоит особо рассчитывать на их защиту, помогать они будут исключительно в рамках своих интересов.
Наш гид Дмитрий предупредил нас о популярной здесь схеме. По пути из или в аэропорт машину с туристами останавливает полицейский патруль и требует досмотреть личные вещи. В ходе досмотра полицейские подбрасывают в чемодан наркотики - и начинается шантаж, зная, что обычно туристы торопятся и им проще заплатить взятку, чем разбираться. Поэтому в таких случаях стоит досмотр снимать на видео.
Кстати, наркотиками бразильский мир полнится и их здесь предлагают везде. На Копакабане периодически подходят подозрительного вида типы и, лукаво подмигивая, предлагают "крэк, кокс". А если купить, то могут тут же подойти к ближайшему полицейскому и "сдать" употребляющего - рука руку моет.
***
Португальская королевская библиотека в Рио-де-Жанейро заслуживает особого внимания, потому что красоты она фантастической.
Внешне библиотеку выдающейся не назовешь, но, едва переступив ее порог, буквально теряешь дар речи от предстающего перед глазами великолепия.
От пола до потолка тянутся стеллажи из украшенного изысканной резьбой темного дерева со стройными рядами несчетного множества разноцветных корешков книг с позолоченными буквами - это что-то невероятное!
В библиотеке хранится более 350 тысяч книг, это самое большое собрание книг на португальском языке за пределами Португалии.
История библиотеки началась с 1755 года, когда Лиссабон подвергся мощному землетрясению и существенную часть фондов Королевской библиотеки Португалии, считавшейся тогда одной из главных в Европе, с целью предотвращения возможных потерь из-за природных катаклизмов в будущем в несколько приемов перевезли в португальскую колонию, Бразилию.
Сегодня в библиотеке царит атмосфера особой торжественности и даже, пожалуй, таинственности и немного волшебства. Наверное, поэтому несколько лет назад фанаты Гарри Поттера признали в ней библиотеку из романов Роулинг, благодаря чему Португальская королевская библиотека стала одной из самых инстаграмных локаций Рио. Теперь ее частенько называют библиотекой Гарри Поттера.
Туристов в библиотеке обычно много, но, несмотря на это, в общедоступной зоне функционирует читальный зал: здесь с праздным любопытством соседствуют знания.
***
Ипанема - второй по популярности после Копакабаны пляж Рио-де-Жанейро. Прилегающий к пляжу одноименный район считается одним из самых престижных и безопасных в Рио, здесь полно элитных жилых застроек, отелей высшего мирового класса, бутиков и дорогих ресторанов.
Если Копакабана - "пляж для народа", то Ипанема более спокойная и эксклюзивная, здесь отдыхает местная интеллигенция: студенты, пары, мамы с детьми.
По выходным автомобильная дорога возле Ипанемы перекрывается, включая "зеленый" велосипедистам, роллерам и скейтбордистам.
Шагали мы по вымощенной мозаикой с легко узнаваемыми черно-белыми "волнами" набережной, смотрели, как праздно отдыхают кариока (так называют жителей Рио-де-Жанейро) и гости города, любовались океанской мощью и горами вокруг, ухоженными газонами возле престижных жилых домов. Они, к слову, огорожены решетчатыми заборами, вход только по ключу, въезд - через открываемые с пульта массивные металлические ворота - такая здесь жизнь.
Прекрасно прогулялись, вместе напевая мотив "Garota de Ipanema" известного бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима, которому, кстати, на Ипанеме установлен памятник.
***
Великолепные виды открываются на Рио-де-Жанейро с вершины ее визитной карточки, горы Сахарная голова, взмывающей ввысь на 396 метров над водами залива Гуанабара. Подъем на гору происходит на фуникулере, с промежуточной остановкой. Но можно подняться и самостоятельно: на склонах Сахарной головы немало без устали карабкающихся к вершине людей - безумству храбрых поем мы славу!
Свое название гора получила из-за своей формы, напоминающей конусообразные формы, которые до конца XIX века использовались для хранения тростникового сахара. Сахарный сироп заливался в форму, застывал и со временем белел и твердел, а для розничной торговли его раскалывали на кусочки. Это первый в мире способ расфасовки сахара, а не кубиками, как мы могли бы подумать.
От открыточных пейзажей вокруг, так хорошо знакомых с детства по книгам о путешествиях и ТВ-программам, дух буквально захватывает - большое счастье быть здесь!
А еще в ясную погоду с вершины Сахарной головы видна другая известнейшая гора Рио, Корковадо, с расправившим свои руки в виде креста Иисусом.
***
О посещении Кладбища Святого Иоанна Крестителя (Cemitério de São João Batista) и погребальных традициях в Бразилии, которые, к слову, очень отличаются от наших.
Готовь сани летом, а потому в стране популярна прижизненная страховка, которая вступает в действие после смерти человека, облегчив тем самым его близким финансовое бремя, ведь государство в Бразилии "погребальные" не выплачивает.
После смерти человека его родственники сообщают об этом в ритуальную контору - и на этом, собственно, участие близких в процессе завершается, в полном смысле.
Ритуальная контора забирает тело усопшего и в срок не позднее суток производит погребение или кремацию. Тело укладывают в гроб и захоранивают в могилу, стены которой из бетонных плит или других прочных конструкций. Во избежание запаха разложения швы саркофага тщательно герметизируют, а ровно через 3 года его откроют и в бокс длиной с бедренную кость сложат все, что от тела осталось. И захоронят на веки вечные.
Родные и близкие ни в день похорон, ни в день перезахоронения не присутствуют, максимум - закажут на могилу цветы. И позже на кладбище к близким в Бразилии тоже не принято ходить. Никогда.
Здесь очень суеверно относятся к смерти и стараются с ней ни коим образом не соприкасаться. Шутят, что самое безопасное место в Бразилии - это кладбища, потому что, кроме туристов и работников, здесь никто не бывает.
Интересно, что на надгробных табличках дату рождения умершего указывают со звездой: родился человек - звезда зажглась, а смерти - с крестом.
Кроме того, в Бразилии захоранивают в одну могилу останки многих тел одной семьи, о чем рассказывают медальоны с фото похороненных.
А еще здесь есть "вечные могилы", когда люди выкупают место на кладбище для упокоения не только себя, но и всех своих будущих потомков. Такое место стоит около $100тыс, а потому иногда, несмотря на порицание общественности, люди продают это элитное место, останки перезахоранивают в более дешевой могиле и покупают себе, например, квартиру.
Прогулка по кладбищу пришлась по душе: спокойно, живописно, умиротворённо. Среди известных личностей, похороненных здесь, композитор Антонио Карлос Жобим, пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон, в честь которого назван один из аэропортов Рио-де-Жанейро, и автор той самой знаменитой лестницы, Хорхе Селарон.
К слову, после его смерти оказалось, что у него совсем не было денег, и место на кладбище оплатила одна из поклонниц его искусства. Кстати, могила выполнена в таком же стиле, как и лестница.
***
Увидеть Христа-Искупителя на горе Корковадо в Рио-де-Жанейро можно считать удачей, потому что Иисус - капризный парень, и часто скрывается в облаках.
Это ярчайший символ Рио-де-Жанейро, да и Бразилии в целом. Ежегодно около 2 млн туристов поднимаются к подножью статуи, откуда открывается живописная панорама города.
Высота статуи 38 м. Символично, что к холмам, на которых раскинулись фавелы, Христос обращен спиной, а свои объятия он распростирает над престижными районами Рио-де-Жанейро.
Фигура Христа с раскинутыми по сторонам руками, по задумке архитектора Карлоса Освальда, издали напоминает католический крест. Сам жест Иисуса символизирует выражение "Все в руках Божьих".
Идея установить на вершине горы Корковадо грандиозную статую Иисуса Христа появилась у церковников еще в 1859 году, но из-за отсутствия у властей денег этот масштабный проект был отложен.
В 1921 году в преддверии столетия независимости Бразилии от Португалии решение о начале строительства статуи как символа христианства и свободы нации все же было принято, а проложенная в 1884 году железная дорога на Корковадо значительно облегчила строительство.
Но в государственной казне денег на скульптуру по-прежнему не было и Христа-Искупителя возводили на "народные" средства.
Статуя изготовлена из мыльного камня в Бразилии, только голова и кисти рук Христа привезены из Франции.
Запланированный срок строительства в 1 год не был соблюден из-за долгой подготовки и масштаба работ, статую возводили 9 лет и торжественно открыли 12 октября 1931 года.
Всем, кто планирует подняться к Христу, следует запастись недюжинным терпением и любовью к братьям и сестрам из-за бесконечных очередей и толчеи. Людей здесь очень много! К слову, поднявшись на Корковадо по железной дороге, спускаться нам пришлось пешком: очередь на поезд с вершины горы оценивалась в 1,5-2 часа ожидания.
Кстати, так как статуя - наивысшая точка Рио, в нее в среднем 4 раза в год ударяет молния, иногда с повреждениями: например, в 2014 году Иисус лишился нескольких пальцев на левой руке.
Монумент имеет современную систему освещения, и Христос подсвечивается в темное время суток в разные цвета в честь национальных праздников или важных мировых событий.
***
Невозможно провожать живописные закаты Рио-де-Жанейро без "саудаде", неотъемлемой части португальской и бразильской культуры, что означает глубокую лирическую грусть по кому-либо или чему-то, что безвозвратно утеряно или находится сейчас далеко.
Печаль об утрате близкого, меланхоличная ностальгия по прошлому, светлое чувство счастья от дорогих сердцу воспоминаний - все это "саудаде".
Однако это чувство не отличается мрачностью и подавленностью, а несет в себе оттенок благородной светлой романтики и ассоциируется с очищающей душу несчастной любовью.
Последний закат в Рио, ускользающее за высокую гору солнце, набережная, океан, "саудаде"...
***
А эти Тобики, по-моему, однозначно достойны отдельного упоминания.
Как же они мило, хоть и не всегда, как по мне, безопасно, играли на пляже!
Хозяин бросал им в воду оранжевый мячик - и они наперегонки бесстрашно неслись за ним навстречу высоким мощным волнам, которые то и дело обрушивались на бедную мелкую животинку, швыряли их и накрывали с головой холодной водой Атлантики. Пару раз я даже дернулась в сторону океана, чтобы бежать им на помощь.
Но они, как ни в чем ни бывало, радостно выбирались на песок, отряхивались и, непременно вместе, мчались к хозяину и отдавали ему мячик.
После этого вдвоем звонко лаяли: мол, давай, хозяин, не медли, бросай мяч, show must go on!
Продолжение следует...