Первый канал не просто так повторил сериал «Союз спасения. Время гнева». Повод значительный – круглая дата, юбилей исторического события. 200 лет прошло с восстания декабристов, а интерес к этой теме не угасает. Не угасает в обществе, потому что кино уделило декабристам удивительно мало внимания. А ведь кинематограф всего лишь вполовину младше. И фильм-сериал Никиты Высоцкого остаётся единственной кинематографической попыткой представить события 14 декабря 1825 со всей возможной объективностью. И находится в достаточно выгодном положении – сравнивать особенно не с чем. «Союз спасения» можно сопоставлять только с реальной историей.
Здравствуйте!
Ещё когда фильм вышел в кинотеатрах в декабре 2019 года, вызвал очень противоречивую реакцию. В прокате он тогда бодался с «Холопом». И холоп декабристов забодал. Хоть и с небольшим перевесом.
«Союз спасения» и «Время гнева»: от кинофильма к сериалу
Но очевидно, что «Союз спасения» многим понравился. Потому что звёзды российского кинематографа, которых в кинофильм не позвали (или звали, но они отказались), тут же набежали в сюжет. Пришлось снимать сериал. При этом изначально планировалось просто чуть расширить киноповествование. В киноверсию не вошло множество отснятых эпизодов. Их, по предварительным прикидкам, хватило бы на 4 серии. Но когда проектом заинтересовались актёры, которым нельзя отказать, пришлось дописывать сценарий – и серий получилось восемь.
Мне до сих пор кажется, что фильм лучше. Эмоционально сильнее, насыщеннее. Но многим больше нравится сериал: в этом формате получилось раскрыть подробности, выдержать комфортный темп. Но я уже сравнивала как-то две версии, повторяться не буду.
Но именно «Союз спасения» меня убеждает в том, что у Никиты Высоцкого есть право называть себя режиссёром художественных фильмов. Других аргументов у него, правда, нет. Но и этого достаточно, чтоб вписаться в историю отечественного кинематографа. Потому что степень исследованности темы нельзя назвать достаточной.
Сегодня хочу вспомнить фильмы советского периода, посвящённые декабристам. Хотя – надо сказать – они в основном ходят вокруг основного события. Посвящены скорее культурному феномену декабризма, чем самому восстанию.
Первый фильм, который всем приходит на ум:
«Звезда пленительного счастья», 1975, режиссёр Владимир Мотыль
Режиссёр, хотя и показал главных героев восстания, всё же предпочёл рассказать женскую историю – о жёнах и невестах. Екатерине Трубецкой, Марии Волконской, Полине Гебль-Анненковой.
Неторопливое повествование, эмоциональное и намеренно непоследовательное, снято удивительно красиво. Композиции кадров – как оживающие живописные полотна, герои и героини с лицами, от которых не оторвать глаз. Целое созвездие великих актёров, и каждый безупречен.
В этом году фильму исполнилось 50 лет, но он по-прежнему прекрасен. Хотя молодому поколению кажется излишне затянутым.
Это было первое кинематографическое обращение к теме декабристов после полувекового молчания.
«Союз спасения» и его предшественники из раннего советского кино
Когда отмечали столетие восстания на Сенатской площади – в 1925 году – тоже решили снять кино на эту тему. Но на процесс производства сильно повлиял политический момент. До конца 1925 года жители молодой Советской страны ещё не знали, что декабристов можно и нужно почитать. Партия сказала об этом буквально накануне юбилея. Поэтому кинематограф откликнулся чуть позже: в 1926 году были сняты сразу два фильма на эту тему. Премьеры обоих состоялись в 1927.
Каждый по-своему интересен. Как памятник эпохи. И отдельного восхищения заслуживают афиши – образчик советского плакатного искусства 1920-х годов.
«Декабристы», 1927, режиссёр Александр Ивановский
Это не фильм, а фильма – жанр советского немого кино.
Он тоже построен на истории Ивана Анненкова и Полины Гебль. Анненкова сыграл советский актёр Борис Тамарин, а вот на роль модистки-декабристки пригласили зарубежную звезду из Берлина. Барбару фон Аннекофф. Этим именем называла себя эмигрантка Варвара Анненкова. Уехав из России в 1917 году, она стала представляться правнучкой знаменитого декабриста. Хотя на самом деле её предки приходились тому самому Анненкову достаточно дальней роднёй. В восстании они не участвовали, по делу не проходили, а, наоборот – сделали успешную карьеру при царском режиме.
Но легенды, с которой прекрасная Барбара пришла в кино, оказалось достаточно, чтоб пригласить её в историческую советскую фильму.
Правда, происхождение главной звезды картине не пошло на пользу. Фильма была немедленно обругана критиками. Тем более, что в этом жанре всегда есть к чему придраться. На вид поставили историческую недостоверность.
Вот что писали в газетах:
«Декабристы» - образчик того, как не нужно делать исторические картины.
Актёры с достоинством носят специально сшитые золототканые мундиры и пытаются „показать чувства“. Аккуратно чередуются ненужные роскошные павильоны. Колоссальные средства истрачены впустую из-за неумелой режиссуры и поверхностности подхода к большой исторической теме. Этот фильм состоит из декораций и мундиров
Знакомо, правда? Практически те же упрёки летели в адрес «Союза спасения»
Многое меняется, но критики сто лет выкатывают режиссёрам одни и те же претензии.
Не удивительно, что до наших дней не картина не дожила. Сохранились лишь отдельные фрагменты.
Зато конкурирующая фильма до сих пор доступна для просмотра.
«СВД: Союз Великого Дела», 1927, режиссёры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
Имена создателей до сих пор на слуху. Это всё легенды отечественного кино. Мало того – ещё и сценарий написал Юрий Тынянов. В ролях – Сергей Герасимов, Янина Жеймо.
Но это ещё одна фильма – даже больше, чем предыдущая. Авантюрное зрелище с погонями, побегами из застенков, роковыми красавицами и карточными шулерами. Снятая по мотивам истории восстания Черниговского полка.
Начинается всё с того, что аферист выигрывает в карты кольцо с инициалами СВД. Сам он трактует надпись как «Счастье вывозит дypaков». Но, когда благородный молодой офицер Суханов является, чтоб взять шулера под арест, тот предъявляет кольцо и намекает, что таинственные буквы означают «Союз великого дела». Офицер с прогрессивными взглядами принимает мошенника за единомышленника и отпускает. Когда за авантюристом являются жандармы, он расшифровывает буквы иначе: «Следить! Выдавать! Добивать!» - и тоже умудряется уйти от наказания. Гуляя на радостях, шулер придаёт надписи новое значение: «Союз весёлого дела».
Но молодой офицер ищет контакты с Южным обществом. И выходит на генерала Вишневского – вдохновителя заговора. Общество разоблачают, участников сажают в крепость, но Суханов с помощью жены генерала – роскошной красавицы – организует побег.
Всю картину герои сверкают глазами, зловеще ухмыляются, трагически заламывают руки, бегают и мельтешат.
Сюжет был несвязным и запутанным ещё на уровне сценария (несмотря на Тынянова). А при поспешном монтаже путаница усилилась в разы. Если бы не титры – зрители бы ничего не поняли. Но, думаю, тогдашней публике сюжет был не важен, достаточно того, что картины на экране – живые.
Зато те же самые критики, что ругали «Декабристов», тут рассыпались в похвалах.
Высоко оценили игру актёров, работу со светом и вообще назвали «СВД» Самой нарядной фильмой Советского Союза.
Эту нарядную фильму нельзя назвать ни исторической, ни даже около-исторической. Но критиков сей факт не смутил:
Исторический факт не реставрируется в „СВД“, а заново строится. Картина пользуется историческим эпизодом (восстанием Черниговского полка) как трамплином для построения эпох
Да, режиссёры и сценаристы обращались с историей очень вольно. Но все они к тому времени составили себе имя, так что те же самые критики их похвалили.
Профессиональные кинокритики за 100 лет не изменились.
А вот Николай Павлович с каждой экранизацией всё краше и моложе.