Все говорят о добре и общем благе. Даже главной целью гуманизма назвали стремление принести большее благо человечеству. Но что такое это "общее благо" и с чем его едят?
В античности под благом понимали трансцендентный источник бытия, из которого в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум (нус), мировая душа (заключающая в себе все индивидуальные души) и космос (телесный мир). (Плотин. “Эннеады”)
Чтобы упростить представление о столь непривычном, попробую перевести на современный язык. Догадываюсь, что для многих слово «душа» вызывает нервный смешок. Тем не менее, насколько бы не были у человека материалистичными взгляды, он наверняка хоть раз испытывал угрызения совести.
Как правило — это состояние дискомфорта или даже физической боли не связанное с травмой, инфекцией или простудой. Раньше бы на это сказали: "душа не на месте", а теперь психологи скажут, что вы не в ладу с собой или что так проявляется депрессия, но вы-то наверняка знаете в чем дело.
Если идти от противного, то человек находящийся в гармонии с собой, не испытывает дискомфорта или депрессии. Переходя на язык недавнего прошлого, можно предположить, что совесть – это и есть внешнее проявление души. Тогда представление неоплатонизма о благе можно упрощенно представить как совокупность светлого ума, здоровой совести и материального благополучия.
Применительно к конкретному человеку, когда у вас есть достаток, ум на месте и совесть не болит – это и есть истинное счастье.
И кто с этим станет спорить? Кто возразит, что для счастья человеку недостаточно одного материального благополучия?
Ведь сами по себе деньги не делают никого счастливым. И как бы не был далек человек от понятия души, ему вряд ли представляется в мечтах особняк на личном острове, яхта у причала и все прочие атрибуты богатой жизни, в дополнении к неизлечимой депрессии и(или) слабоумию.
Тем не менее, когда в наши дни разрастается очередной кризис никто не ждет от политиков заявлений о том, что нужно вернуть инвесторам мозги, а спекулянтам совесть. Все ждут чего-то более конкретного, и президент одной страны выходит на трибуну и громогласно заявляет:
«Сделаем Америку снова великой»,
а потом долго говорит о материальных стимулах, что, в общем-то, не требует большого ума, когда у тебя за спиной практически неиссякаемый источник финансирования.
Деньги прежде всего подкупают своей честностью. Деньги так же честны, как и прежде. Покупая телефон или машину, можно не сомневаться в функциональных свойствах обменянного на деньги приобретения. В любом случае, если покупка вдруг не оправдает надежд, то обижаться на сами деньги никто и не подумает.
В итоге там, где существует универсальная мера всего, цену приобретают и ум, и совесть. Нет, ни ум, ни совесть всё так же нельзя купить, но ценность тех или иных знаний становится вполне измеримой, а в графе «благотворительность» можно проставить любую сумму.
Деньги безупречны для обмена вещей, но вещи сами себя не покупают и не обмениваются на другие товары. Вещи, выступая объектами желания, становятся предметом оценки в зависимости от степени их желанности. Люди хотят чего-то сами или желания возбуждаются у них под воздействием чужого мнения, рекламы.
Товары сами себя не продают, а выставивший их на продажу торговец вольно или невольно при оценки продаваемой вещи учитывает степень вашего и прочих покупателей желания ею обладать. Так формируется цена. Но ровно также всякий вступающий в этот круговорот ценностей сам становится объектом оценки, что в той или иной степени приравнивает его к товару. Ещё более явно подвергает себя оценке, всякий, кто выходит на рынок труда.
Везде, где появляются деньги, любые нематериальные ценности рано или поздно будут испытывать давление универсального эквивалента.
Без должного сопротивления со стороны человека, деньгам, в конечном итоге, удается вытеснить на второй план всё прочее, включая сами идеи, после чего деньги сами становятся главной, а впоследствии и единственной идеей.
Помогают деньгам добиться всего этого люди, сначала всё возрастающей верой в их силу, потом самые умные под их нужды сочинят замечательно складные философские концепции, а другие люди принимают их как свои собственные.
Так что всякий раз как где-нибудь услышите о благе, знайте что на самом деле речь о деньгах.
Если в начале нашей эры под благом понималась совокупность ума, совести и благополучия, в котором материальное занимало самое последнее место, то теперь под благом прячется только бабло.
А на этом всё. Благодарю, что удалось дочитать.
Смело оставляйте комментарии. Автор хорошо относится к заслуженной критике, еще лучше к незаслуженной похвале.
Читайте еще на канале: