Найти в Дзене
Православие.ONE

Старец Павел Груздев: «Ляжешь — сна ни в одном глазу! Аух! Это совесть... Потерять совесть — самое страшное, что может случиться»

Архимандрита Павла (Груздева) по праву считают последним старцем из Тутаева. Однако такое звание вовсе не означает, что старчество на этом прервалось. Напротив, оно подчеркивает особую миссию таких людей. В переломные моменты истории, когда человечество оказывалось на грани катастрофы, именно молитвы «последних» старцев даровали миру отсрочку, вымаливая у Господа время для покаяния. Однажды в своей проповеди отец Павел с присущей ему прямотой и сердечностью говорил о молитве: «Родные мои! Молитва — это крылья души. Человек без молитвы подобен птице, лишенной крыльев. Вы скажете: „Аух! Ноги не ходят, глаза не видят, как же тут молиться?“ Да хотя бы так: утром — „Во имя Отца и Сына и Святаго Духа“. В обед — „Господи, благослови!“ (а если можете дольше, то и слава Богу). Вечером — „Слава Тебе, Господи!“ Это — непреложное правило. А кто прибавит к этому что-то еще — тому и похвала, и польза. Помните: человек без молитвы — что птица без крыльев». Как же просто, оказывается, быть услышанным

Архимандрита Павла (Груздева) по праву считают последним старцем из Тутаева. Однако такое звание вовсе не означает, что старчество на этом прервалось. Напротив, оно подчеркивает особую миссию таких людей. В переломные моменты истории, когда человечество оказывалось на грани катастрофы, именно молитвы «последних» старцев даровали миру отсрочку, вымаливая у Господа время для покаяния.

Однажды в своей проповеди отец Павел с присущей ему прямотой и сердечностью говорил о молитве:

«Родные мои! Молитва — это крылья души. Человек без молитвы подобен птице, лишенной крыльев. Вы скажете: „Аух! Ноги не ходят, глаза не видят, как же тут молиться?“ Да хотя бы так: утром — „Во имя Отца и Сына и Святаго Духа“. В обед — „Господи, благослови!“ (а если можете дольше, то и слава Богу). Вечером — „Слава Тебе, Господи!“ Это — непреложное правило. А кто прибавит к этому что-то еще — тому и похвала, и польза. Помните: человек без молитвы — что птица без крыльев».

Как же просто, оказывается, быть услышанным Богом! Всего несколько слов, произнесенных с любовью, покаянным чувством и от чистого сердца. Но мы, увы, часто забываем и об этом. Мы тешим себя мыслью, что Бог у нас «в душе», и при этом продолжаем безжалостно грешить. Но где же на самом деле обитает Господь? Он живет там, где царит чистота. И если мы, греша, утверждаем, что Бог в нашей душе, мы лишь обманываем самих себя.

Отец Павел говорил и о совести так:

«Родные мои! Потеряешь копейку — не беда. Украдут одежду — что ж, и это можно пережить. Но совесть… У совести нет зубов, а она способна загрызть до смерти. Я прожил долгую жизнь, всякое повидал. И вот что скажу: когда совесть чиста, то и еда вкуснее, и сон крепче. Ляжешь — и думаешь: „Господи, хоть бы не будили подольше!“ А когда совесть нечиста… Вернешься из бани, напьешься крепкого чая с сахаром, съешь мягкий папушник с теплой похлебкой — казалось бы, все хорошо. А ляжешь — и сна ни в одном глазу! Аух! Это совесть… Не теряйте ее. Потерять совесть — самое страшное, что может случиться».

Именно так, просто и ненавязчиво, батюшка призывал людей к исповеди. Он не заставлял, но его слова западали глубоко в душу, заставляя задуматься. И вот уже человек, мучимый совестью, с самого утра стоит в храме, ожидая батюшку, чтобы принести исповедь.

— Ты чего? — спросит отец Павел.

— Да вот, совесть-то грызет!

— Ну, пойдем, рассказывай.

И не нужно было никаких долгих уговоров.

А еще он учил:

«Родные мои! Страшнее всего — не иметь смелости посмотреть человеку в глаза. Вот мы с тобой, Пашка, двадцать пять лет живем, и мне не стыдно тебе в глаза смотреть. И вы так живите. А я вот видел, как две родные сестры идут навстречу, и одна, завидев другую, плюет ей вслед. Родные мои! „Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов“. А вы, архиереи и протоиереи, „работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом“».

Батюшка неустанно призывал всех жить в мире и согласии, напоминая, что Бог пребывает там, где мир, а где ссоры и распри — там хозяйничает дьявол:

«Люби мир, но возненавидь неправду! С правдой иди к другу, как в свой дом. Мужество — это упорство, настойчивость и преодоление всех препятствий».

Да, жизнь мимолетна, и память о смерти всегда должна сопутствовать христианину.

«Лишь тот счастлив, кто всем доволен, кто крест безропотно несет, судьбе всегда во всем покорен и благодарность Богу шлёт».

Отец Павел часто облекал свои наставления в форму стихов и пословиц. Так его советы лучше запоминались и находили применение в жизни людей.

«Ох, робята, робята, не живите как хочется, а живите как Бог велит. Лучше быть последним грешником, чем мнимым праведником. Путь ко спасению усыпан не розами, а тернием. Если хочешь жить легко и быть к Богу близко, держи сердце высоко, а голову низко. Не место, не народ, не случаи, не дни: в том, что мы страдаем, виноваты мы одни. Остерегайся осудить кого-либо — прощай всем. Никакое доброе дело не обходится без препятствий и скорбей. Помни это!»
-2

О чтении духовной литературы батюшка давал такой совет:

«Читай книги не спеша. Последствия невнимательного чтения малоплодны. Когда читающий не дает работы уму, читает быстро, то так же быстро и забывает прочитанное. Таков естественный порядок: что легко приобретается, то легко и теряется. Кто мало потрудился, тот мало и приобрел».

А на вечный вопрос «как жить?» отец Павел отвечал с той же мудрой простотой:

«Живи проще, и Господь тебя не оставит. Что бы ни случилось, проси об одном: „Господи, прости!“ Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы. Никого не обижай! С кем поведешься, от того и наберешься. Приведи, Господи, умереть по-христиански, с чистой совестью перед Богом и людьми».

Слава Богу за всё!