- Дионисий - великий русский иконописец 15 века, современник Леонардо Да Винчи и Микеланджело. Он наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым олицетворяет рассвет иконописи на Руси. Его фрески - это не просто искусство , а богословие в красках. Дионисий работал в эпоху становления Московской Руси и фрески, созданные им , величайшие шедевры не только русской, но и мировой культуры. Фрески стали кульминацией национального духа эпохи, это искусство одухотворённой Московской Руси, нашедшее свой идеальный художественный язык. Их мировое признание пришло в двадцатом веке, особенно после тщательных исследований и реставраций Ферапонтова монастыря. Он расположен в селе. Ферапонто в Вологодской области, около города Кириллова. Именно в этом монастыре сохранился полный цикл росписей великого иконописца Дионисия, созданный им в 1502 году. Это единственная документально подтверждённая и почти полностью дошедшая до наших дней роспись мастера, фрески не поновлялись и сохранились в своём оригинальном виде более 500 лет. С 2000- го года монастырь с фресками Дионисия включен в список Всемирного наследия.ЮНЕСКО, а Дионисий признан гением, чьё творчество принадлежит всему человечеству.
. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре на Вологодской земле - единственный памятник древнерусского искусства, сохранившийся в своем первозданном виде до наших дней.
Святоносность фресок живописи, их тёплое сияние, исходящее от святых образов , позволяет ощутить их духовную мощь , соприкоснуться с эпохой , в которой жил художник, и соотнести их с нашим временем, а музыкальность фресок, изображаюших святых и апостолов с их пронзительно - сосредоточенными движениями, линейными фигурами, замедленными движениями, нашли воплощение в музыкальном произведении композитора Радиона Константиновича Щедрина.
Р К. Щедрин - советский и российский композитор , пианист, музыкальный педагог, общественный деятель.(16.12. 1932 - 29.08 2025г.) - годы жизни и смерти композитора.
Прежде чем приступить к сочинению музыкального произведения для камерного ансамбля " Фрески Дионисия", композитор в 1970 году посетил собор Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь в Вологодской области. Он был потрясён красотой и духовной силой фресок Дионисия. Композитор не ставил целью озвучить конкретные сюжеты фресок. Он создал музыкальный эквивалент впечатлений от них - это чистоты красок, света, гармоний, возвышенной духовности и вневременного покоя. Сочинение состоит из семнадцати коротких частей - миниатюр, которые исполняются без перерыва. Общая продолжительность звучания этого произведения 18 - 20 минут . Части контрастируют друг с другом по характеру : от лирических и молитвенных и до праздничных колокольных звонов, а иногда с оттенком древнего ритуального пляса. В музыкальном языке проявился характерный для позднего Р. Щедрина стиль. Композитор свободно соединяет элементы Древнерусского знаменного распева - это плавные одноголосные мелодии, сложные ритмы, подражающие гуслям и скоморошным наигрышам. Состав инструментов - флейта, альт, виолончель, английский рожок, гобой, фагот, челеста, кларнет, тромбон, колокольчики. Произведение было написано в 1981 году к столетию Бостонского симфоничнского оркестра и его дирижёра Сергея Кусевицкого и впервые было исполнено ансамблем солистов этого оркестра в этом же 1981 году. Колокольный звон - это ключевой образ русской духовной музыки и самого Р. Щедрина. Флейта и гобой часто ведут вокально - распевные линии, а фортепиано выполняет разнообразную роль , то подражает колоколам и гуслям, то создает гармоническую или ритмическую пульсацию. Р. Щедрин часто использует особые лады,
которые создают ощущение старины , внеземного света, льющаяся со стен собора и тихой сосредоточенной радости и иконописной чистоты, лишённой бытового тепла. Р.Щедрин продолжает линию духовных исканий в русской музыке, идущую от русских композиторов С. Рахманинова и Г. Свиридова. Это пример высочайшего мастерства в небольшой, но в камерной форме, в которой композитору удалось создать монументальный и глубокий образ.
Композитор говорил о своём замысле так: " Я не пытался пересказать в музыке содержание фресок. Меня пленила их лучезарная , праздничная цветность, их чистая , незамутненная звучность, их детская и радостная улыбка. Я стремился средствами музыки передать своё восхищение этим вечным праздником красок, этой ослепительной синевой, этим благородством тонов ."
Это уникальное произведение, где современный музыкальный язык служит для передачи древнего , вневременного духовного переживания. Это музыка - медитация, музыка - свет, блестящий пример того, как национальная традиция может быть осмыслена через авангардную технику, оставаясь при этом глубоко проникновенной и человечной. "Фрески Дионисия" Р.К. Щедрина для камерного ансамбля - одно из самых ярких и значительных сочинений, настоящая жемчужина камерной музыки двадцатого века.