Найти в Дзене
Обществознание

Формы и каналы социальной мобильности в современном российском обществе

Социальная мобильность отражает способность индивидов менять своё положение в общественной иерархии. Формы и каналы социальной мобильности разнообразны и зависят от многих факторов, включая образование, экономику, политическую систему и культурные особенности. Рассмотрим подробнее формы и каналы социальной мобильности в современной России. Формы социальной мобильности в современном российском обществе Эта тема подробно раскрыта в нескольких статьях. Если Вам необходимо вспомнить теорию перечитайте следующие статьи: "Что такое социальная мобильность" "Какие виды мобильности нужно выучить до ЕГЭ" "Что такое вертикальная мобильность" "Что такое горизонтальная мобильность". На экзамене важно уметь применить данную теорию. А для этого нужно научиться обосновывать и иллюстрировать теорию примерами, опираясь на российскую действительность. Рисунок 1. Пример типового задания ЕГЭ составлен автором для отработки навыка выполнения задания № 25 со своими учениками Разбор темы на конкретном при
Оглавление

Социальная мобильность отражает способность индивидов менять своё положение в общественной иерархии. Формы и каналы социальной мобильности разнообразны и зависят от многих факторов, включая образование, экономику, политическую систему и культурные особенности. Рассмотрим подробнее формы и каналы социальной мобильности в современной России.

Формы социальной мобильности в современном российском обществе

Эта тема подробно раскрыта в нескольких статьях. Если Вам необходимо вспомнить теорию перечитайте следующие статьи:

"Что такое социальная мобильность"

"Какие виды мобильности нужно выучить до ЕГЭ"

"Что такое вертикальная мобильность"

"Что такое горизонтальная мобильность".

На экзамене важно уметь применить данную теорию. А для этого нужно научиться обосновывать и иллюстрировать теорию примерами, опираясь на российскую действительность.
Рисунок 1. Пример типового задания ЕГЭ составлен автором для отработки навыка выполнения задания № 25 со своими учениками
Рисунок 1. Пример типового задания ЕГЭ составлен автором для отработки навыка выполнения задания № 25 со своими учениками

Разбор темы на конкретном примере задания № 25

Перед началом выполнения задания необходимо в деталях разобраться с требованиями ФИПИ. Для простоты понимания сделала интеллект-карту:

Рисунок 2. Алгоритм составлен автором на основе демоверсии 2026 года и методических рекомендаций ФИПИ
Рисунок 2. Алгоритм составлен автором на основе демоверсии 2026 года и методических рекомендаций ФИПИ

Чтобы выполнить задание на максимальные баллы нужно научиться формулировать ответы на основе теоретических знаний и требований к конкретному заданию. Попробуем составить модель ответа на задание 25.1:

Рисунок 3. Алгоритм составлен автором на основе демоверсии 2026 года
Рисунок 3. Алгоритм составлен автором на основе демоверсии 2026 года

Давайте разберём конкретный ответ. Сразу отмечу, что он не является эталонным и брать его за истину в последней инстанции не стоит. Моя задача раскрыть тему на конкретном задании, чтобы стало понятнее как должен выглядеть ответ на ЕГЭ.

Пример ответа № 1.

Иллюстрирует раскрытие причинно-следственных связей в задании 25. 1:

Рисунок 4. Пример выполнения задания 25.1 с раскрытием причинно-следственных связей
Рисунок 4. Пример выполнения задания 25.1 с раскрытием причинно-следственных связей

Внимательно прочтите только сам ответ.

Важно понимать, что этапы ответа писать на ЕГЭ не нужно! Они используются только для тренировки усвоения структуры ответа.

Теперь прочтите комментарий и соотнесите его с алгоритмом на рис. 3. Какой был Вы бы поставили балл за ответ № 1?

Пишите в комментариях к статье! Обсудим.

Пример ответа № 2.

Иллюстрирует раскрытие функциональных связей в задании 25. 1:

Рисунок 5. Пример выполнения задания 25.1 с раскрытием функциональных связей
Рисунок 5. Пример выполнения задания 25.1 с раскрытием функциональных связей

Внимательно прочтите только сам ответ.

Повторяю, что важно понимать, что этапы ответа писать на ЕГЭ не нужно! Они используются только для тренировки усвоения структуры ответа.

Теперь прочтите комментарий и соотнесите его с алгоритмом на рис. 3. Какой был Вы бы поставили балл за ответ № 2? Пишите в комментариях к статье!

Надеюсь, что стало понятнее как формулировать ответ на первую часть задания № 25.

Переходим ко второму вопросу этого задания. Внимательно прочтите его ещё раз на рис. 1. Если Вы уже подзабыли формы (виды) мобильности даю подсказку:

Рисунок 5. Материал из методических разработок автора
Рисунок 5. Материал из методических разработок автора

Теперь внимательно прочтите алгоритм выполнения данного задания и сформулируйте ответ самостоятельно.

Рисунок 6. Алгоритм составлен автором на основе демоверсии 2026 года ФИПИ
Рисунок 6. Алгоритм составлен автором на основе демоверсии 2026 года ФИПИ

Выбирая форму социальной мобильность обязательно нужно помнить, что её нужно будет проиллюстрировать примером, поэтому сразу ориентируйтесь на глубину понимания сути каждой формы и Ваших навыков в составлении примеров.

Для ответа на последний вопрос в задании 25.3 своим ученикам предлагаю следующий алгоритм:

Рисунок 7. Алгоритм составлен автором на основе демоверсии 2026 года ФИПИ
Рисунок 7. Алгоритм составлен автором на основе демоверсии 2026 года ФИПИ

Для того, чтобы получить навык составления конкретных примеров предлагаю сначала пользоваться таблицей:

Рисунок 8. Пример выполнения задания 25.3
Рисунок 8. Пример выполнения задания 25.3

Внимательно прочтите только сам ответ.

Напоминаю, что на ЕГЭ пример оформляется одним или несколькими предложениями и рисовать таблицу и писать вопросы НЕ НУЖНО! Они нужны только для усвоения структуры примера.
Мои ученики с этим алгоритмом знакомятся в 9-ом классе при подготовке к ОГЭ и далее таблицей для составления примеров уже не пользуются.

Визуальные подсказки для составления примеров есть в статьях, активные ссылки которых размещены в самом начале этой статьи, поэтому я больше не буду приводить примеры и перейду к следующему вопросу темы.

Каналы социальной мобильности в современном российском обществе

Никаких новых каналов Вы не увидите моей подборке. Но я предлагаю Вам примеры для задания № 19 ЕГЭ (см. рис. 10-16):

Социальная мобильность в современной России определяется множеством факторов, среди которых особое значение имеют образование, экономика, политика и культура. Для улучшения социальной мобильности необходимы эффективные государственные программы, направленные на поддержку образования, создание новых рабочих мест и развитие предпринимательства.

Удачи в подготовке к ЕГЭ! Спасибо, что дочитали:)

-12