Социальная мобильность отражает способность индивидов менять своё положение в общественной иерархии. Формы и каналы социальной мобильности разнообразны и зависят от многих факторов, включая образование, экономику, политическую систему и культурные особенности. Рассмотрим подробнее формы и каналы социальной мобильности в современной России.
Формы социальной мобильности в современном российском обществе
Эта тема подробно раскрыта в нескольких статьях. Если Вам необходимо вспомнить теорию перечитайте следующие статьи:
"Что такое социальная мобильность"
"Какие виды мобильности нужно выучить до ЕГЭ"
"Что такое вертикальная мобильность"
"Что такое горизонтальная мобильность".
На экзамене важно уметь применить данную теорию. А для этого нужно научиться обосновывать и иллюстрировать теорию примерами, опираясь на российскую действительность.
Разбор темы на конкретном примере задания № 25
Перед началом выполнения задания необходимо в деталях разобраться с требованиями ФИПИ. Для простоты понимания сделала интеллект-карту:
Чтобы выполнить задание на максимальные баллы нужно научиться формулировать ответы на основе теоретических знаний и требований к конкретному заданию. Попробуем составить модель ответа на задание 25.1:
Давайте разберём конкретный ответ. Сразу отмечу, что он не является эталонным и брать его за истину в последней инстанции не стоит. Моя задача раскрыть тему на конкретном задании, чтобы стало понятнее как должен выглядеть ответ на ЕГЭ.
Пример ответа № 1.
Иллюстрирует раскрытие причинно-следственных связей в задании 25. 1:
Внимательно прочтите только сам ответ.
Важно понимать, что этапы ответа писать на ЕГЭ не нужно! Они используются только для тренировки усвоения структуры ответа.
Теперь прочтите комментарий и соотнесите его с алгоритмом на рис. 3. Какой был Вы бы поставили балл за ответ № 1?
Пишите в комментариях к статье! Обсудим.
Пример ответа № 2.
Иллюстрирует раскрытие функциональных связей в задании 25. 1:
Внимательно прочтите только сам ответ.
Повторяю, что важно понимать, что этапы ответа писать на ЕГЭ не нужно! Они используются только для тренировки усвоения структуры ответа.
Теперь прочтите комментарий и соотнесите его с алгоритмом на рис. 3. Какой был Вы бы поставили балл за ответ № 2? Пишите в комментариях к статье!
Надеюсь, что стало понятнее как формулировать ответ на первую часть задания № 25.
Переходим ко второму вопросу этого задания. Внимательно прочтите его ещё раз на рис. 1. Если Вы уже подзабыли формы (виды) мобильности даю подсказку:
Теперь внимательно прочтите алгоритм выполнения данного задания и сформулируйте ответ самостоятельно.
Выбирая форму социальной мобильность обязательно нужно помнить, что её нужно будет проиллюстрировать примером, поэтому сразу ориентируйтесь на глубину понимания сути каждой формы и Ваших навыков в составлении примеров.
Для ответа на последний вопрос в задании 25.3 своим ученикам предлагаю следующий алгоритм:
Для того, чтобы получить навык составления конкретных примеров предлагаю сначала пользоваться таблицей:
Внимательно прочтите только сам ответ.
Напоминаю, что на ЕГЭ пример оформляется одним или несколькими предложениями и рисовать таблицу и писать вопросы НЕ НУЖНО! Они нужны только для усвоения структуры примера.
Мои ученики с этим алгоритмом знакомятся в 9-ом классе при подготовке к ОГЭ и далее таблицей для составления примеров уже не пользуются.
Визуальные подсказки для составления примеров есть в статьях, активные ссылки которых размещены в самом начале этой статьи, поэтому я больше не буду приводить примеры и перейду к следующему вопросу темы.
Каналы социальной мобильности в современном российском обществе
Никаких новых каналов Вы не увидите моей подборке. Но я предлагаю Вам примеры для задания № 19 ЕГЭ (см. рис. 10-16):
Социальная мобильность в современной России определяется множеством факторов, среди которых особое значение имеют образование, экономика, политика и культура. Для улучшения социальной мобильности необходимы эффективные государственные программы, направленные на поддержку образования, создание новых рабочих мест и развитие предпринимательства.