Найти в Дзене
Любитель истории и историй

Четыре даты великого праздника Рождества Христова. Почему так. Кратко

Скоро уже Рождество Христово. Великий праздник для всех христиан независимо от конфессии. Но есть тут и свои сложности. Существуют целых четыре даты для этого праздника. Как и почему так получилось? Даже 5 дат. Тут недавно президент Венесуэлы Мадуро своим указом перенес Рождество на 1 октября и надо сказать, что не в первый раз. С 2023 года он каждый год выпускает указ о переносе Рождества на 1 октября. Так что в Венесуэле Рождество уже отпраздновали. Ну обсуждать решение Мадуро не будем, приличных слов для этого нет. Да и вообще это их сугубо венесуэльские дела и тут больше политики чем чего-то духовного или богословского. Но вот 4 даты существуют достаточно давно и без всяких указов. 7 января праздник отмечают Русская , Грузинская и Сербская православные церкви, другие православные церкви, католики и протестанты и даже миафелитские древневосточные церкви отмечают Рождество 25 декабря. Выделяется Армянская церковь, которая отмечает 6 января и ее же Иерусалимский патриархат у которо

Скоро уже Рождество Христово. Великий праздник для всех христиан независимо от конфессии. Но есть тут и свои сложности. Существуют целых четыре даты для этого праздника. Как и почему так получилось?

Даже 5 дат. Тут недавно президент Венесуэлы Мадуро своим указом перенес Рождество на 1 октября и надо сказать, что не в первый раз. С 2023 года он каждый год выпускает указ о переносе Рождества на 1 октября. Так что в Венесуэле Рождество уже отпраздновали.

Ну обсуждать решение Мадуро не будем, приличных слов для этого нет. Да и вообще это их сугубо венесуэльские дела и тут больше политики чем чего-то духовного или богословского. Но вот 4 даты существуют достаточно давно и без всяких указов.

7 января праздник отмечают Русская , Грузинская и Сербская православные церкви, другие православные церкви, католики и протестанты и даже миафелитские древневосточные церкви отмечают Рождество 25 декабря. Выделяется Армянская церковь, которая отмечает 6 января и ее же Иерусалимский патриархат у которого Рождество аж 18 января.

-2

То есть можно сказать, что мы просто не знаем точную дату рождения Христа, причем не только день, но и год.

Впрочем с годом не существенно, да и не понятно как считать, по какому календарю. Ведь именно с года рождения Христа начинается "наша эра". и вся современная система летоисчисления строится именно на рождении Христа и именно с этого года начинается "наша эра". Так что в любом случае он родился в первый день первого года нашей эры.

А вот с конкретным днем все гораздо сложнее.

Когда появился праздник

Надо сказать, что вплоть до 4 века отдельный праздник Рождества Христова просто отсутствовал и только после принятия христианства Римской империей появился отдельный праздник Рождества Христова и назначен был на 25 декабря. До этого все христиане отмечали рождение Христа, как часть праздника Богоявления 6 января, то есть крещение и рождение отмечались в один день.

-3

Изменилось все в 337 году. Тогда по инициативе императора Константина и был выделен отдельный праздник Рождества Христова и назначен на 25 декабря. Римский папа Юлий I утвердил это решение императора. И весь христианский мир принял эту дату (за исключением Армянской церкви) и вплоть до 1582 года все христиане отмечали рождество 25 декабря.

Однако зачем императору вообще понадобился новый праздник и почему именно это число? Ну тут все достаточно просто. Христианство ведь на тот момент отнюдь не было господствующей религией в Римской империи, даже несмотря на поддержку императора и язычников было наверное даже больше чем христиан

А 25 декабря был день древнего языческого праздника Сатурналий, очень популярного среди людей. Да и не только Сатурналии. В этот же день отмечался день непобедимого солнца введеный императором Аврелианом.

-4

То есть новый праздник должен был заменить языческие. надо сказать, что христианские церкви довольно часто использовали такую практику. Так например Армянская церковь установила День Преображения Господня на языческий новый год. Правда надо сказать, что у армян не очень получилось и даже сейчас не очень понятно чего там больше - хриятианства или язычкства (подробнее в статье "Удивительный христианский праздник в Армении или Вардавар - возвращение любви").

А вот у римлян все получилось и языческие праздники были быстро забыты. Ну и большинство христиан приняло этот праздник и эту дату. Однако уже сразу появилась церковь, которая не стала ничего менять, а через почти 1300 лет и вообще появились еще две даты.

Сразу скажем, что эта разница в датах не имеет никакого богословского значения. Просто разные христианские церкви отмечают Рождество в разные дни и причины скорее календарно-астрономические.

Календари

Однако начнем не с них и первое разделение в датах рождества с астрономией не связано. Армянская Апостольская Церковь сразу не приняла дату 25 декабря, а продолжала отмечать рождение Христа по прежнему 6 января, вместе с Богоявлением. Просто армяне сместили акцент этого дня именно на рождество. Ну в принципе это вполне понятно - римские языческие праздники армян никак не волновали и они не стали из-за них ломать традицию.

А вот после календарных реформ в 1582 году появились еще две даты Рождества Христова. В том году, указом папы Григория XIII был принят новый календарь.

-5

Новый календарь( григорианский) был гораздо точнее предыдущего юлианского и со временем был принят во всем мире. И сейчас мы пользуемся именно этим календарем. Однако в исчисление христианских праздников это изменение внесло некоторую путаницу. В частности это коснулось и даты рождества. Разница ведь была в десять дней, а на сегодняшний день уже 12.

В принципе большинство христианских церквей не стали сильно заморачиваться и вышли из положения достаточно просто. Они оперлись именно на дату и продолжали отмечать праздник 25 декабря, хотя и в другой день. Меньшая часть продолжили отмечать по старому календарю, но тоже 25 декабря. А Армянская церковь тоже сохранила дату и сменила день. И по старому и по новому календарю армяне отмечают 6 января, за исключением Иерусалимского патриархата, который продолжал праздновать по старому календарю.

Однако когда новый календарь стал официальным повсеместно, то тем церквям, которые считали день важнее даты пришлось сменить и дату тоже. Так когда григорианский календарь после революции был принят в России, то Русская православная церковь вынуждена была сменить дату праздника с 25 декабря на 7 января, сохраняя именно день. На сегодня таких церквей всего четыре и все православные, но другие семь православных церквей отмечают рождество все таки 25 декабря.

Так что на сегодняшний день есть целых четыре даты Рождества - 25 декабря, 7 января и 6 января, ну и Иерусалимский патриархат Армянской церкви отмечает 18 января (6 января по старому стилю) и никакого богословского значения это не имеет, скорее астрономическое и календарное.