ЯНВАРЯ, 12-ГО ДНЯ 1917 ГОДА
ИЗ ДНЕВНИКА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II:
«12-го января. Четверг
После утренней прогулки принял кн. Голицына и Покровского. По случаю именин Татьяны пошли к молебну в походную церковь. Миша завтракал. В 2; у меня были Костя и Игорь. Погулял с Ольгой и Марией. В 6 час. был кинематограф».
ИЗ ДНЕВНИКА ФРАНЦУЗСКОГО ПОСЛА М. ПАЛЕОЛОГА:
«Четверг, 25 [12] января
Самые преданные слуги царизма и даже некоторые из тех, кто обычно составляет общество царя и царицы, начинают приходить в ужас от оборота, какой принимают события.
Так, я узнаю из очень верного источника, что адмирал Нилов, генерал-адъютант императора и один из самых преданных его приближенных, имел недавно мужество открыть ему всю опасность положения; он дошел до того, что умолял удалить императрицу как единственное остающееся еще средство спасти империю и династию. Николай II, обожающий свою жену и рыцарски благородный, отверг эту идею с резким негодованием:
– Императрица, – сказал он, – иностранка; у нее нет никого, кроме меня, для того чтобы защитить ее. Ни в коем случае я ее не покину… Впрочем, все, в чем ее упрекают, неверно. На ее счет распространяют гнусную клевету, но я сумею заставить ее уважать...
Вмешательство адмирала Нилова тем более поразительно, что до последнего времени он всегда был за императрицу. Он был большим приятелем с Распутиным и очень связан со всей его шайкой; он аккуратно являлся на знаменитые обеды по средам у финансиста Мануса: на нем лежит большая доля ответственности за презрение и позор, которые пали на императорский двор. Но, в сущности, это хороший человек и патриот: он увидел, наконец, пропасть, открывающуюся перед Россией, и пытается, слишком поздно, очистить свою совесть».
О ЧЕМ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ 12-ГО ЯНВАРЯ 1917 ГОДА
«НОВОЕ ВРЕМЯ»:
«События дня.
Повторными атаками Германцам удалось оттеснить наши войска в районе прорыва на две версты к северу. Упорные бои между болотом Тируль и р. Аа продолжаются.На Дунае наши части стремительной ночной атакой уничтожили переправившиеся через Георгиевский рукав болгарские части.В Казвин прибыл помощник по военной части наместника на Кавказе генерал Янушкевич.Варшавский католический архиепископ Каковский отказался содействовать поступлению Поляков в организуемые Немцами армии, так как присягал Российскому Императору. (С. Т.).В Баварии усилилось недовольство Пруссией, взявшей скот и продукты, в которых теперь нуждается Бавария. (С. Т.). Началась перевозка в Пелопонес греческой горной артиллерии.В Северном море, близ голландского побережья, английские легкие сторожевые суда потопили германский контр-миноносец.Близ Шоувенской отмели произошел оживленный бой между английскими и германскими контр-миноносцами.16 английских летчиков бомбардировали горные заводы в Бюрбахе, в бассейне реки Саара.В Вене призываются ландштурмисты, родившиеся в 1899 г.Германцы объявили, что находящиеся в Германии подданные неприятельских государств невоенного звания обязаны отбывать трудовую повинность.Съезд норвежских рабочих партий в Христиании вынес протест против массовой отправки бельгийских рабочих в Германию.
Абреки одолели.
Кавказские газета отмечают усиление деятельности абреков в Дагестанской и Терской областях. Краткий перечень их нападений за последние дни довольно внушителен:
1) В слободе Хасав-Юрт 20 абреков ограбила ссыпку Долговой. Похищены деньги и все то из вещей, что можно было увезти;
2) 15 вооруженных абреков, приехав со своей подводой в экономию И. А. Бредихина, забрала вещи, лошадей, все наличные деньги, раздели хозяев и служащих, и бесследно скрылись. Абреки были вооружены турецкими трехлинейными винтовками и имели много патронов. Впоследствии абреки были пойманы, арестованы, но бежали;
3) Ограблена экономия Мазаева. Убиты хозяйка и девочка;
4) В Терской области, на берегу каспийского моря, ограблен рыбный промысел;
5) Около сел. Салты, Дагестанской области, ограблена почта;
6) У Озенцев, близ гор. Петровска, абреки угнали табун лошадей, который удалось отбить, но абреки все ушли, ранив одного стражника;
7) В экономии Невяровских абреки угнали днем с пастбища стадо крупного скота в 40 голов;
8) Близ сел. Эльхотова шайка абреков ограбила у ехавших казаков десять лошадей. Казаки остались живы только потому, что не рискнули оказать сопротивления;
9) На хуторе Карабулакском абреки ограбили у жителей сразу 15 лошадей;
10) Почти одновременно в станице Карабулакской грабители угнали 14 голов скота;
11) На xуторе Завершинское, 11 вооруженных абреков ограбили 27 лошадей.
Это лишь небольшой перечень их подвигов. О безнаказанности абреков можно судить по следующему факту. После нападения на экономию Невяровских шайка разбойников с отбитым в экономии табуном лошадей, прошла десятки верст по населенной местности, где к услугам властей были телефон, телеграф и кадры военно-полицейской стражи».
«РУССКОЕ СЛОВО»:
«Облавы в Витебске.
ВИТЕБСК. Сегодня, с утра, на вокзалах, базарах и улицах города производились обширные облавы на дезертиров и лиц уклоняющихся от воинской повинности. Облавами руководили представителя военного ведомства. Вокзалы и базары с утра были оцеплены военными патрулями. От всех лиц мужского пола, за исключением стариков и детей, требовались документы об явке к исполнению воинской повинности.Результаты облав превзошли всякие ожидания. В некоторых местностях из общего числа задержанных оказалось уклоняющихся от воинской повинности до 50%.
«ВЕЧЕРНИЙ КУРЬЕР»:
«День с в. Татьяны.
Сегодня в 162 годовщину основания московского университета в университетской церкви св. Татианы профессором богословия Императорского Московского университета протоиереем о. Н.И.Боголюбским в сослужении с другим духовенством было совершено торжественное богослужение с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому и провозглашении молитвы о даровании победы русскому оружию и оружию союзных с нами держав.Университетская церковь была переполнена молящимися, среди которых попечитель московского учебного округа А.А. Тихомиров, ректор Московского университета М.К. Любавский, помощник ректора Э.О. Лейст, почетный член университета (избранный в прошлом году) заслуженный профессор Д.Н. Анучин, многие профессора, приват-доценты и преподаватели, студенты и вольнослушатели московского университета. По окончании богослужения в большой Богословской аудитории состоялся обычный годичный торжественный акт, на котором был прочитан краткий очерк о жизни университета в 1916 году. Аудитория была переполнена».
25 [12] января. В Москве на некоторых заводах забастовка (у Бромлея, Листа, Мендельсона и других). На ряду с политическими требованиями выставляются и экономические. К вечеру у Даниловской заставы появились рабочие с караваем хлеба, раздались возгласы «хлеба!». Появилась полиция, произошло столкновение. Вечером произошло такое же столкновение на Калужской площади. - Обычное празднование «Татьянина дня» кончилось демонстрацией студентов с пением революционных песен сначала на Страстной площади, потом на Моховой и, наконец, у памятника Пушкина. Полиция разгоняла демонстрантов. Вечером собралось много учащихся обоего пола в столовой на Моховой. Пели революционные песни. Через некоторое время появился в столовой полицеймейстер, который просил собравшихся разойтись и пропеть национальный гимн, но получил отказ. После ухода полицеймейстера студенты продолжали собрание, произносили речи, пели революционные песни и потом разошлись.