Найти в Дзене

Пили вино и соблазняли нимф: кем были древнегреческие сатиры?

В лесной чаще звучала негромкая музыка – нежный голос флейты наигрывал весёлую мелодию. Тут же слышался топот ног и копыт, которые задорно гарцевали на поляне. Если бы кто-то из людей оказался в этом месте и решил бы посмотреть, что за гуляние происходит в свете луны, то явно не забыл бы увиденной картины до конца жизни. Прямо посреди леса, на небольшой полянке, резвились козлорогие бородатые существа, похожие и на человека, и на животное одновременно. Это были сатиры – персонажи древних преданий греков, которые верили, что подобных созданий немало в горных лесах и долинах. Но что же воплощали сатиры? Чего стоило ждать от них человеку? И отчего они имели такой жутковатый облик? Почти козлы В древнегреческих мифах сатиры появляются нередко, причём очень часто особое внимание античные авторы уделяют их описанию. Выглядели эти существа действительно специфически. Внешне они походили на смесь человека и животного, причём не как в случае с египетскими богами, у которых от животного была
Оглавление

В лесной чаще звучала негромкая музыка – нежный голос флейты наигрывал весёлую мелодию. Тут же слышался топот ног и копыт, которые задорно гарцевали на поляне. Если бы кто-то из людей оказался в этом месте и решил бы посмотреть, что за гуляние происходит в свете луны, то явно не забыл бы увиденной картины до конца жизни.

Прямо посреди леса, на небольшой полянке, резвились козлорогие бородатые существа, похожие и на человека, и на животное одновременно. Это были сатиры – персонажи древних преданий греков, которые верили, что подобных созданий немало в горных лесах и долинах. Но что же воплощали сатиры? Чего стоило ждать от них человеку? И отчего они имели такой жутковатый облик?

Почти козлы

В древнегреческих мифах сатиры появляются нередко, причём очень часто особое внимание античные авторы уделяют их описанию. Выглядели эти существа действительно специфически. Внешне они походили на смесь человека и животного, причём не как в случае с египетскими богами, у которых от животного была лишь голова. У сатиров черты часто смешивались.

Так, например, они имели человеческие (или почти человеческие) тело и голову, однако туловище их было покрыто бурыми или коричневыми волосами. На голове красовались козлиные или ослиные уши, и всё это дополнялось рогами, как у козла. Ноги сатиров заканчивались изящными копытами, также напоминающими козлиные. Согласитесь, вид жутковатый, но облик этих существ имел символическое значение.

-2

Согласно представлениям многих древних народов, в том числе и эллинов, козёл был символом плодородия и благоденствия. Сатиры считались весёлыми созданиями, которые напрямую связаны с силами природы, плодовитостью и животными инстинктами. Они не были опасными существами, а потому не могли ассоциироваться с хищными зверями или некими чудовищами. Но всё-таки и человеческого «разумного» элемента в сатирах было совсем немного, и на это красноречиво указывала их внешность.

Добрые и весёлые духи

Сатиры являлись повелителям лесов, своего рода духами, которые охраняли природу и следили за порядком на своей территории. Описывались они как весёлые существа, устраивающие по ночам пиршества и праздники, во время которых танцуют и соблазняют лесных нимф.

Считалось, что и свой род сатиры продолжают за счёт связей с нимфами или вакханками (почитательницами бога виноделия Бахуса). Сами козлорогие соблазнители любили вино и не гнушались участвовать в весёлых попойках и вакханалиях.

-3

Нелестное описание о сатирах оставил Гесиод. Он называл их глупыми бесполезными существами, которые посвящают всю свою жизнь развлечениям и крайне далеки от разумных людей.

Другие авторы тоже отмечали, что сатиры куда больше похожи на животных, чем на людей. Духовные аспекты и умственное развитие их совершенно не интересовали, зато большое значение в жизни этих созданий играли инстинкты и низменные желания.

Нередко сатиры похищали смертных женщин и нимф (за исключением водяных красавиц, так как очень боялись воды). Не гнушались они преследовать беглянок, которые не желали иметь ничего общего с сатирами. Кстати, святой Димитрий Ростовский писал, что выносливее сатира нельзя найти существа:

«…ни одно животное не может догнать сатира, разве только тогда, когда он будет болен или состарится».

-4

Сатиры и фавны

В целом сатиры не представляли опасности для человека. Они не нападали на путников, не вредили людям. Но при этом не следовало забывать, что сатиры выступают покровителями природы, а потому в лесах и горах важно вести себя правильно, не нарушая заведенных обычаев и соблюдая установленные правила.

Кстати, такие существа были и в римской мифологии. Называли их фавнами. Они походили на греческих сатиров, но имелось одно важное отличие в плане становления образа. Так, греческие духи природы изначально описывались как люди, а черты животного приобрели лишь со временем.

В римской мифологии мы наблюдаем обратное – сначала фавны были наполовину козлами, наполовину людьми. Но со временем образ их трансформировался. На некоторых фресках и старинных рисунках сатиров изображали как обыкновенных симпатичных юношей, которые сопровождали бога Вакха во время пиршеств и праздников.

Альбрехт Альтдорфер. «Семья сатиров» (1507) / Картинная галерея Государственных музеев Берлина
Альбрехт Альтдорфер. «Семья сатиров» (1507) / Картинная галерея Государственных музеев Берлина

В современной культуре тоже можно увидеть существ, напоминающих сатиров. Нынешние художники представляют арты, на которых сливаются черты сатиров, фавнов и самых разных мифических созданий. Порой можно найти изображение, где сатир представлен в женском обличье – вариант, представлявшийся невозможным в древнем мире. Не стоит порицать такие творческие искания. По сути, и сами мифы о сатирах, и их изображения являются полётом человеческой фантазии, которая очень часто принимает крайне причудливые формы.