THE BEATLES - удивительная группа, тесным образом связанная с культурой 1960-х, представляющая очень конкретный момент времени, но она до сих пор остаётся такой же трансцендентной и актуальной для современной музыкальной сцены, каковой была и шесть десятилетий назад
Они были главными новаторами своего времени и ориентирами для последователей, выходя далеко за рамки рок-жанра, и если спросить практически любого исполнителя из любой точки планеты о самых классических или самых определяющих влияниях для него, так или иначе все дороги в конечном итоге приведут к THE BEATLES.
Этого, скорее всего, не произошло бы, если бы ливерпульский квартет варился сам в себе. Группа стала краеугольным камнем музыки 60-х, но при этом мастерски черпала вдохновение для своих песен из огромного каталога самых различных времен, участники THE BEATLES, возможно, и смертны, но это никак не относится к их музыке. Они привнесли в 60-е настоящий вкус будущего, когда весь мир даже не представлял, насколько он в этом нуждается.
Пять песен THE BEATLES, опередивших своё время:
A Day In The Life
Из всех песен THE BEATLES, которые можно отнести к футуристическим, A Day In The Life, наверное, не самый яркий пример. Она была и остается одной из самых известных песен группы, но в ее тексте есть множество отсылок к контркультуре 60-х, так что можно было бы предположить, что эта песня быстро устареет.
Только вот время шло, а этого не происходило - по-видимому, благодаря одной единственной концепции - психоделии. Это слово невозможно обойти при любом обсуждении дискографии «великолепной четверки», просто потому что оно пронизывало все, что они пели и делали. А реальность такова - может ли творение застрять во времени и месте, если голова его автора витала в облаках?
A Day In The Life воплотила в себе этот дух, но также вывела поп-музыку за пределы самых смелых ожиданий за счёт своего многослойного звучания и оркестровых аранжировок. Ничего подобного раньше никто никогда не слышал.
Rain
Для многих других групп подобная песня могла бы стать определяющей в их карьере благодаря своей прогрессивности и трансцендентности.
Только не для THE BEATLES, которые нашли ей место лишь на обратной стороне сингла.
Вот он, уровень группы, позволявшей футуристическим шедеврам оставаться на втором плане.
Слушаем обратную сторону Paperback Writer... Как так получилось, что ещё в 1966-м уже появился первый пример бритпопа, за три десятилетия до того, как этот жанр обрел популярность? «Sun shines» на 00:29 не напоминает ли Cigarettes and Alcohol группы OASIS? Неудивительно, ведь именно THE BEATLES были музыкальными кумирами братьев Галлахеров.
Tomorrow Never Knows
Aбсолютное воплощение безудержной неумеренности творчества THE BEATLES. Больше, чем любая другая их песня.
1966 год. Их больше не волновала необходимость точного воспроизведения вживую звучания записанных песен. Теперь им было гораздо интереснее выходить за пределы возможностей оборудования в студии звукозаписи, вот именно здесь и появилась эта какофония технологического шума.
Как её описать? Нечто среднее между религиозной мантрой, драм-н-бас и авангардом? И то, и другое, и третье. И ничего из этого. Нет похожести, нет ярлыка, нет темы. Просто эксперимент, на мгновение засветивший будущее будущего. Не их будущее. Наше нынешнее будущее, когда технологии смогут стать самым важным инструментом в музыке.
Технологии уже выросли, гениальность - нет.
Oh! Darling
В сравнении с последней, Oh! Darling вовсе не технологична.
Глубоко корневой классический рок-н-ролл с блюзовыми интонациями в целом представляет собой то, что считают основой творчества THE BEATLES и истоком их корней. Так каким же образом песня хоть сколько-нибудь опережает своё время?
По общему звучанию Oh! Darling сродни ранним песням FLEETWOOD MAC, а лирическое настроение напоминает каталог Элвиса Пресли, но главная особенность трека в том, что Пол Маккартни изо всех сил пытался довести свой вокал до совершенства. К 1969-му THE BEATLES уже не были такими, как в свои ранние годы - гармонично звучащим квартетом в стиле барбершоп, теперь их справедливо считали настоящими рок-богами. Надрывный соул-вокал Маккартни в Oh! Darling вывел песню на уровень стадионного рока ещё до того, как появился этот термин.
Helter Skelter
В ближайшие годы после распада THE BEATLES рок-сцена совершила крутой поворот, эстафету подхватили BLACK SABBATH и LED ZEPPELIN, и хард-рок и хэви-метал пришли надолго. Однако и тут не следует исключать из истории BEATLES, оказавших существенное влияние на новый жанр, как, видимо, и на любой другой.
В действительности же первоначальная идея Helter Skelter была гораздо проще, чем то наследие, которое она вскоре породит. Всё, чего хотел Маккартни, это записать «самый хриплый вокал и самые громкие барабаны». В какой-то степени это всегда было конечной целью рока, но на практике именно воплощение этой идеи ливерпульской группой чиркнуло спичку, которая зажгла фитиль.