Теперь и я оказался в числе тех пассажиров, кто столкнулся с явлением под названием "Ковер". До этого момента мог только догадываться, что на самом деле происходит в аэропорту, когда небо закрывают. Расскажу историю от первого лица, в которой поведаю о том, с какими проблемами придется столкнуться пассажиру и дам реально полезные советы, а не сомнительные рекомендации из инструкций в сети, которые по факту не работают.
Подвернулся наконец удобный случай и я решил-таки закрыть свой гештальт с Кахетией. Georgian Airways "выбросила" по нынешним временам доступные билеты - по 25 тысяч рублей до Тбилиси и обратно. Быстренько купил нам с супругой билеты на выходные, забронировал отель и авторский 12-часовой тур на автомобиле с гидом. Всё складывалось идеально. Вылет был запланирован 12 декабря ровно в полдень из аэропорта Внуково, который считаю наиболее удобным из всех московских гаваней в настоящее время. В международном терминале никогда не бывает большого скопления народа, очереди в зону досмотра и на паспортный контроль часто вообще отсутствуют.
И вот наступает дата нашего путешествия. Прибываем в аэропорт заблаговременно, за три часа до вылета. Регистрацию и все предполетные формальности проходим буквально за 20 минут. Через банковское приложение оформил проход в бизнес-зал "Чайковский" на две персоны. В 9:30 мы уже вошли в полупустой лаундж.
Примерно в районе 10 утра неожиданно прозвучало голосовое объявление о закрытии неба над воздушной гаванью и в тот же момент табло вылета окрасилось в красный цвет. Стало очевидно, что застряли мы здесь надолго. Ничего больше не оставалось, как ожидать изменения ситуации и наслаждаться процессом приобщения к "шедеврам гастрономии" от "Чайковского".
Я не буду раскрывать тему бизнес-зала. Статья не об этом. Коротко скажу лишь, что отыскать съедобное блюдо здесь получится с большим трудом.
В районе полудня подошел к стойке ресепшн в бизнес-зале и поинтересовался, а есть ли хоть какие-то призрачные шансы улететь сегодня?
На что девушка уверенно сообщила, что в информационной системе обновленное время вылета указано 12:50. Окрыленный такой позитивной новостью, решил разбавить своим присутствием пустующий бар и "прикоснуться к прекрасному", так сказать.
Благо вариантов испить бесплатного российского игристого с завораживающим названием "премиум-премьер", было предостаточно.
Но ни в 12:50, ни часом позже, никого на посадку так и не позвали. Решили посмотреть табло прилетов Внуково и выяснили интересную вещь. Оказывается, наш самолет перенаправили в Нижний Новгород и его прилет в Москву ожидается только в районе 14:30. Показалось, что ситуация стала гораздо более предсказуемой. По крайней мере мы понимали, что борт движется по направлению к Москве и и скоро должен приземлиться во Внуково. Вскоре и на табло вылетов появилась информация о начале посадке на наш рейс в 15:10.
В тот момент подумал: как же правильно я поступил, что оформил доступ в бизнес-зал. Но радость моя длилась недолго. Неожиданно ко мне подошла девушка с ресепшн и сообщила, что согласно правилам, я могу провести в лаундже не более 3 часов. На что я ей в ответ: "Я бы с превеликим удовольствием, только нет такой возможности, и вы сами прекрасно об этом знаете". Она лишь в ответ буркнула, что у них с этим всё строго и выставила нас с чемоданами за дверь.
Так как теоретически до посадки оставалось уже немного времени, то направились с супругой к нашему выходу номер 30. Проходя мимо очередного табло, обратил внимание что время вылета снова поменяли, теперь уже на 15:40. Решили всё равно идти до конца, то есть до стойки нашего выхода, чтобы оценить ситуацию на месте. В этот момент я пожалел, что не нахожусь в бизнес-зале, прекрасно коротая время за употреблением "кюве" российского розлива. Аэропорт был битком. Людям некуда было приткнуться, так как свободных кресел в терминале не наблюдалось.
Пассажиры с детьми просто не знали, что им делать. Пытались разместиться даже на полу, используя ручную кладь в качестве своих "посадочных" мест.
Абсолютно все столики в ресторанах были заняты. С трудом могу себе представить, во сколько же обошлись пассажирам посиделки в этих дорогущих заведениях.
В общем было странно весь этот коллапс лицезреть, зная, что в международном терминале Внуково никогда не бывает скоплений пассажиров по причине небольшого количества рейсов за рубеж.
С трудом пробравшись через толпы, мы успешно добрались до своего выхода на посадку. И обнаружили, что никакого самолета "Грузинских авиалиний" не наблюдается у трапа. Собственно также, как и представителя авиакомпании на стойке. Тут я понял, что творится что-то неладное. Ведь борт то уже давно должен быть приземлиться. Направились обратно к табло и обнаружили, что рейс задерживают уже до 17:30.
В тот момент я осознал, что ситуация входит в стадию неконтролируемых и пора уже обращаться к "инструкциям по выживанию" в аэропорте. Таковых нашел предостаточно в Интернете. Вот один из таких ярких примеров.
Буду приводить выдержки из этого "надежного" источника, где на вопросы отвечает квалифицированный юрист.
Ну вроде "сила" на нашей стороне. Приведен четкий порядок действий пассажира. Только если копнуть вглубь, то оказывается, что задача практически невыполнимая.
Ключевой пункт: найти представителя авиакомпании у гейта. А как это можно сделать, если его там нет? Но я не сдаюсь. Уже вооружен знаниями и хочется претворить их в жизнь. Пытаюсь найти представителя "Грузинских Авиалиний". Оказалось, что никакой общей стойки информации в терминале не существует в принципе. Стал "пытать" продавцов в магазинах. И все в один голос утверждают, что в терминале нет представителей авиакомпаний. А сами офисы остались в той зоне терминала, где проводится регистрация на рейсы. Информация печальная, конечно, но надежда умирает последней. Ведь есть же мобильный телефон и не составляет труда связаться с авиакомпанией и напрямую задать волнующие вопросы. Захожу на официальную страницу авиакомпании и звоню по указанному телефонному номеру.
Результат - отрицательный. Телефон выключен. Не занят номер, не перегружена линия. Не работает и на этом всё. Получается, что связаться с представителем авиакомпании не представляется возможным, а следовательно, и получить отметку на посадочном о задержке рейса. Как же быть тогда?
В очередной раз бросив взгляд на табло, увидел новое время вылета в 18:40. Понимаю, что все мои планы на Кахетию безнадежно разрушены. После такого "полноценно" прожитого дня, я с трудом смогу отправиться следующим утром в путешествие продолжительностью 12 часов и насладиться природной красотой края. Остаётся один вариант - отказываться от рейса и пробовать возвратить свои деньги у авиакомпании. Начинаю изучать рекомендации грамотного юриста, как можно это провернуть.
Вроде опять всё складывается в мою пользу. Правда отметку о задержке рейса я так и не смог получить, так как представительство компании находится в зоне регистрации. Принять решение было сложно. В голове постоянно вертелись мысли, а может ещё немного подождать? Но логически рассуждая, я понимаю, что процесс с переносом времени вылета может продолжаться бесконечно долго. Поэтому на этом всё. И мы с супругой направляемся через зону досмотра прямо к кабинкам паспортного контроля, но заходим с тыла. При выходе из чистой зоны на посадочных талонах нам поставили отметку о том, что более они не действительны.
Ни одного пограничника на горизонте не видно. Волшебные слова "Избушка, избушка, повернись ко мне передом" тоже не возымели никакого действия на кабинку. Пришлось прыгать и махать руками пограничнику, чтобы обратил на нас внимание. Тот подошел, отобрал у нас документы и поставил штамп в паспорта, подтверждающий факт того, что мы не покидали территорию Российской Федерации. Такой опыт я получил впервые, несмотря на сотни поездок, которые совершил в своей жизни.
Мы устремились поскорее на поиски представительства авиакомпании, чтобы решить все проблемы с возвратом денежных средств, как говорится "не отходя от кассы". К сожалению, наши поиски не увенчались успехом. Мы нашли представительства всех возможных авиакомпаний, но только не "Georgian Airways".
Оставалось только обратиться на стойку информации аэропорта.
Милая женщина удивилась нашему вопросу про представительство "Грузинских Авиалиний" и сообщила, что таковые не присутствуют во Внуково. Ну а как же информация с официальной страницы авиакомпании о наличии офиса в терминале А аэропорта Внуково? Всё это оказалось выдумкой, а в реальности существует только касса, где можно купить билеты. Решили узнать там, что можно сделать в нашем случае. В кассе номер 224 и надписью Armenia действительно находилась женщина, которая заведовала билетами грузинского перевозчика.
Мы рассказали про все наши злоключения и сообщили, что страстно желаем получить отметку авиакомпании о задержке рейса. Кассирша долго кому-то звонила и спрашивала, может ли она поставить такой штамп. Естественно ответ был отрицательный и мы, в итоге, так и не добились поставленной цели. Параллельно женщина "радостно" сообщила нам, что самолет наш уже в Москве, правда в аэропорту Домодедово. Но совсем скоро должен уже прилететь во Внуково. Внутренне я порадовался, что мы сделали правильный выбор, когда решили отказаться от рейса. В реальности же наш борт был задержан почти на 9 часов.
Ну а теперь про деньги. В то время, пока мы стояли в московских десятибалльных пробках, я отправил запрос на возврат стоимости билетов и отмену невозвратной брони отеля в Тбилиси. Покупал я всё, как и в большинстве случаев, у агрегатора Trip. Я не буду расхваливать китайцев и говорить, что у них самые низкие цены. Бывает по-разному. Ценю я в первую очередь их супер-сервис, который сильно помогает мне в путешествиях. Они информируют, например, не только о смене номера выхода на посадку, но и о том, на какой ленте следует ожидать свой багаж. Уровень работы службы поддержки могу сравнить только с хорошо известным порталом Booking. Ни одного сбоя и действительно быстрая и квалифицированная помощь. А теперь по шагам, как происходило мое общение в приложении. Со страницы бронирования авиабилетов я обратился в чат и живой оператор была со мной на связи уже через минуту. Она сделала запрос на отмену авиабилетов и невозвратной брони отеля. Всё общение проходило на русском языке путем онлайн перевода искусственным разумом. Я объяснил подробно свою ситуацию, а оператор проверил информацию и подтвердил задержку моего рейса. Моментально сформировал запрос в авиакомпанию на возврат денежных средств. Чуть позже отправил отмену брони отеля в силу вынужденных обстоятельств. Вечером того же дня получил уведомление на почту о том, что деньги за отель вернутся в полном объеме в течение 30 дней. Однако реально средства вернулись на карту уже на следующий день. По авиабилетам ситуация пока находится в стадии рассмотрения, но с вероятностью восемьдесят на двадцать, и здесь Trip выжмет максимум из возможного. Я не заполнял никаких заявлений, не ждал месяцами свои деньги. Отправил лишь копии аннулированных посадочных талонов и первые страницы наших паспортов с супругой. Вот такой нехитрый алгоритм действий. Думаю, что в случае с прямой покупкой билетов у авиакомпании, я бы поимел существенно больше проблем, пытаясь оформить возврат. Шансы были бы минимальны, как и в случае с отелем. Сразу скажу, что я не пытаюсь разрекламировать Trip, а просто констатирую факт того, что данный агрегатор не бросает своих клиентов, а искренне пытается им помочь, что и мне самому кажется удивительным и совсем не типичным для туристической отрасли.
Итоги
Резюмируя статью, хочу поделиться "правдивой" информацией из уважаемого новостного источника о закрытии неба над Внуково в этот день.
Я с удивлением узнал, что оказывается во Внуково, как и "в Багдаде, все было спокойно". Информация полностью соответствует стилистике новостей советского периода и заветов Коммунистической партии.
Ни один из перечисленных пунктов не соответствует действительности. Никаких походных матрасов, игровых пространств для детей, зарядных станций и фонтанчиков с водой я не видел, хотя обошел по кругу весь терминал не один раз. Кому нужны эти "бодрые доклады", где все хлопают и машут? Сплошное очковтирательство и формирование параллельной реальности.
Я хорошо понимаю текущее положение дел и непредсказуемые сложности, с которыми приходится сталкиваться стране в условиях продолжения военной операции. Как и многие, готов терпеть неудобства и нормально отношусь к тому, что вводят план "Ковер". Всё-таки в первую очередь, это делается для обеспечения нашей же безопасности. Но неужели так сложно организовать выдачу складных стульев, обеспечить людей водой и минимальным питанием? Как справляются с бытовыми проблемами пассажиры с грудными детьми, вообще с трудом себе могу представить. Я им откровенно сочувствую, наблюдая как они мыкаются по всему терминалу, не зная где приткнуться со своими колясками.
До сих пор не могу разобраться в причинах, почему аэропорт выдает ложную информацию о времени вылета рейса, хотя изначально знает о том, что борт не улетит вовремя, так как находится в другом городе. И оказавшись в зоне регистрации, ещё обратил внимание, что на информационном табло не показывают сплошной красный цвет, а выглядит всё достаточно позитивно и в зеленой гамме. Регистрируйтесь мол, пассажиры, и проходите в зону вылета международного терминала. Тогда вопрос: зачем нужно создавать ещё большую толпу пассажиров, когда и тем, кто уже в терминале, деваться некуда?
Подводя итог, хочу сказать две важные вещи. Выжить во время длительного "Ковра" в терминале аэропорта сложновато и мне кажется абсолютно разумным выбор бизнес-зала в качестве места, где можно хотя бы с комфортом разместиться, да ещё и покушать. Надо признать, что стоимость посещения зала "Чайковский" вполне адекватная.
И ещё хочу обратить внимание на то, что следует корректно оформить запрос на возврат денежных средств за авиабилеты. Из общения с поддержкой Trip удалось понять, что если есть намерение вернуть полностью оплаченную сумму за авиабилеты, то необходимо отправить свой запрос строго до времени вылета рейса. В противном случае авиакомпания найдет тысячу причин, по которым откажется вернуть ваши средства.
На этом всё. Надеюсь, что многим путешествующим пригодится информация из этой статьи.
Спасибо и удачных путешествий!