Доброго времени суток дорогие друзья, подписчики, читатели гости моего канала. А почему бы нам не заглянуть в современный Океан? А точнее в Южный.
А ситуация такая. В глубинах океана у побережья Антарктиды международная научная экспедиция обнаружила более тридцати ранее неизвестных науке существ. Среди них — новый вид хищной губки, чья причудливая внешность и образ жизни полностью опровергают безобидную репутацию этих простейших животных. Исследование проводилось в рамках инициативы Nippon Foundation–Nekton Ocean Census, запущенной в 2023 году для каталогизации неизученной жизни в редко исследуемом Южном океане
Новый вид отнесли к роду хондрокладий, известных как губки «пинг-понговые шарики». На первый взгляд существо напоминает скопление полупрозрачных пузырьков, закрепленных на стебельках. Однако за этой безобидной внешностью скрывается настоящий хищник. Поверхность губки покрыта микроскопическими крючками, предназначенными для захвата мелкой добычи, проплывающей мимо, — вероятно, ракообразных. Этот «шар смерти», как его уже окрестили, был замечен дистанционно управляемым аппаратом SuBastian на глубине 3601 метра в желобах к востоку от острова Монтегю, в одном из самых удаленных архипелагов планеты.
Экспедиция принесла и другие открытия. Ученые обнаружили новые виды многощетинковых червей, покрытых переливающимся панцирем, а также неизвестные виды ракообразных и морских звезд. Особенными достижениями стали первые в истории кадры молодой особи колоссального кальмара и первое исследование совершенно новой экосистемы, скрытой под гигантским айсбергом, отколовшимся от ледника в Западной Антарктиде.
Как отмечает Мишель Тейлор, руководитель научного направления Ocean Census, анализ данных только начинается. Южный океан остается крайне малоизученным: на сегодняшний день обработано менее 30 процентов собранных образцов. Уже подтвержденные тридцать новых видов наглядно демонстрируют, какое огромное биоразнообразие глубин все еще ждет своего описания. Все подтвержденные виды будут внесены в открытую базу данных, доступную для ученых по всему миру.
Мы стремимся на другие планеты, а еще не изучен наш собственный Океан. Известная фраза, которую часто говорят обыватели. И фраза эта не лишена смысла. Многие участники экспедиции, которые изучали образцы, поговаривают, что попали словно на другую планету. И для этого у человечества есть технологические возможности. Австралийский научно-исследовательский ледокол "Нойина", вернувшись из экспедиции в Антарктиде, предоставил большое количество живых организмов, собранные у ледника Денмана - своего рода ледяная река длиной 110 километров и шириной 11-16 километров, заполнившей самый глубокий материковый каньон на Земле - 3500 метров глубиной ниже уровня моря. Протекающие теплые воды под Денман плавят лед, создав там уникальную экосистему.
Изопода Ceratoserolis trilobitoides - нет, конечно трилобиты давно вымерли. Но удивительно то, что изоподы в этом месте повторили экологические особенности древней вымершей группы членистоногих из палеозоя. И теперь Цератозеролиз имеет внешнее сходство с трилобитами.
Бокоплав Eusirus perdentatus - хищник. Он нападает на мелких рачков, червей-полихетов и других бокоплавов.
Морской паук из рода Colossendeis – пример так называемого полярного гигантизма: около 20 см в диаметре - но это условно. Никакого диаметра нет. Тело членистоного не такое уж большое. Но вот его лапы, если их разложить - животина будет внушительных размеров.
Многощетинковый червь Antarctinoe ferox ощетинился весь как ёж. Иглы растут даже на параподиях.
Нереида тоже многощетинковый червь (полихета), но ее щетинки не такие мощные. Но они ей и не нужны. Нереиды подъедают все что подгнивает и разлагается. Они мусорщики в этом мире и очень полезные организмы.
Морской еж Sterechinus neumayeri служит модельным объектом в биологических исследованиях, питается водорослями, мелкими беспозвоночными животными и пометом тюленей в качестве деликатеса. Ведь подо льдом он оказывается не часто.
Голотурию Protelpidia murrayi называют "морской хрюшкой" за характерный облик и любовь к грязюке, из которой она добывает пищу, неспешно передвигаясь по дну на амбулакральных ножках, словно пылес.
Paraledone - маленький осьминог. Возможно один из самых маленьких. Его диаметр не больше 3-4 сантиметров. И это взрослая особь.
Китовая белокровка (Neopagetopsis ionah) лишена гемоглобина. Ее ген не так сильно редуцирован, как у других белокровок, но все равно не функционирует, кислород циркулирует по полупрозрачной плазме без эритроцитов — такая у нее адаптация к экстремальному холоду.
«Мы можем изучать популяции по всей Антарктиде и видеть, насколько хорошо они связаны между собой… и мы даже можем использовать генетическую информацию об одном животном, чтобы увидеть, как менялась численность популяции всех его предков с течением времени», — говорит Ян Стругнелл, профессор морской биологии в Университете Джеймса Кука и один из научных руководителей экспедиции. Это была ее четвертая поездка в Антарктиду, но первая в составе Австралийского антарктического подразделения.
Это было небольшое отступление от нашей далекой глубокой древности, в которую мы свершаем с вами путешествие по Кембрийским морям. Мы должны понимать, что всё, что мы имеем сегодня на нашей Земле - всё тянется с начала Кембрийского периода.