Минувшее воскресенье стало финальной точкой проекта «Одна страна – одна война» руководителя Пензенского отделения Союза кинематографистов России, киноведа, историка кино, Президента кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина Светланы Старостиной.
Рассказ о кинематографе бывших союзных республик Советского Союза, отражавших тему Великой Отечественной войны, завершился в новом здании Пензенского краеведческого музея ярким вечером-аншлагом. В этот раз в центре внимания был поистине великий кинематограф России периода СССР.
Слово – руководителю проекта…
«Мы вспомнили на четырех прошедших вечерах кинематографии: армянскую, казахстанскую, узбекскую, белорусскую. В наш последний вечер отдаем дань любви и уважения великой кинематографии Советской России. Глубоко убеждена, что он является лучшим не только в истории отечественного, но и мирового кинематографа.
С самых первых дней войны советская кинематография работала на фронт. Все, не имеющее к этому прямого отношения, как правило, убиралось из планов студий. В то время как кинохроникеры, надев военную форму, ушли на передовую, чтобы запечатлеть в документальных кадрах подвиг народа, творческие группы, создающие художественные фильмы, не дожидаясь сценариев для полнометражных картин, стали делать «Боевые киносборники», состоящие из коротких новелл патриотического звучания.
Фильмы, созданные в годы войны, носили пропагандистский характер, поддерживали дух советских людей на фронте и в тылу, призывали громить врага. Осмысление военных событий началось много позже. Через десятилетие после завершения войны стали появляться ныне знаменитые фильмы, созданные Григорием Чухраем, Григорием Калатозовым, Сергеем Бондарчуком. Важно, что Чухрай и Бондарчук, Ростоцкий и его однокурсник, наш земляк, герой Советского Союза Александр Милюков, актёры Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, Алексей Смирнов, Николай Гриценко и многие другие были фронтовиками, не понаслышке знали о том, сколько горя принесла Великая Отечественная война и сколько счастья было 9 мая 1945 года…
Мы вспомним несколько самых ярких российских фильмов, посвященных войне.
«Летят журавли» (1957).
Чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. Наряду с фильмами «Баллада о солдате» (1959) и «Иваново детство» (1962) фильм изменил военный жанр советского кино, где ранее войну представляли как фронтовую жизнь. В этих фильмах война представлена как драма обычных людей. Рабочее название при съёмках – «За твою жизнь».
«Баллада о солдате» (1959).
Фильм, завоевавший международное признание, снял фронтовик Григорий Чухрай. Он хотел рассказать историю своего поколения, ушедшего воевать прямо со школьной скамьи, и счастливый случай свел его со сценаристом-фронтовиком Валентином Ежовым. В результате сотрудничества получилась пронзительная история про солдата, получившего шесть суток отпуска перед получением ордена. По дороге домой ему встречается столько людей, которым нужна помощь, что на долгожданную встречу с матерью у него остается всего несколько минут…
«Создатели фильма не хотели снимать подвиги, их цель была рассказать, что на фронте были не супергерои, а обычные люди, с обычными чувствами и желаниями. Поэтому и актёров режиссёр искал с типичными лицами, без ярко выраженных черт. Владимира Ивашова утвердили быстро, а вот исполнительницу главной женской роли искали долго, пока не обратили внимание на первокурсницу из массовки – Жанну Прохоренко. У них не было большого опыта и мастерства, и это оказалось то, что было нужно Чухраю.
Картину оценили не только в СССР, её смотрели на кинофестивалях в Каннах, Сан-Франциско, Италии, Лондоне – всего «Баллада о солдате» получила около 100 международных наград и номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Фильм «Судьба человека» (1959) по одноименному рассказу Михаила Шолохова был дебютной работой Сергея Бондарчука, после которого о нем заговорили как о режиссёре с большим будущим.
История о шофёре Соколове, который во время войны попал в плен, прошел через концлагерь, потерял всю семью, но сохранил доброе сердце и способность любить, производила неизгладимое впечатление и на читателей, и на зрителей. Военнопленные долгое время считались врагами народа, но к концу 50-х отношение изменилось… Бондарчук решил не только снять этот фильм, но и сыграть главную роль. Подбор основных актёров прошел довольно быстро, сложности возникли только с мальчиком на роль усыновленного Соколовым сироты. После долгих проб молодой режиссёр отправился в кинотеатр на детский сеанс и начал присматриваться к детям. Переговорив там же в кинотеатре с отцом шустрого пятилетнего Павлика Борискина, он получил разрешение снимать мальчика в драме.
После премьеры Сергей Бондарчук сразу стал известным режиссёром. Фильм «Судьба человека» собрал 39 миллионов зрителей, получил главный приз на ММКФ 1959 года и ряд призов других международных кинофестивалей, а режиссёр-дебютант получил Ленинскую премию. Кадр из финала фильма до сих пор считается одним из лучших и самых узнаваемых кинокадров.
Повесть «…А зори здесь тихие» (1972) писателя Бориса Васильева была опубликована в 1969 году в журнале «Юность», и сразу стала одним из самых популярных в 70-х произведением о Великой Отечественной войне. Через год режиссёр Станислав Ростоцкий взялся за экранизацию драматичной и трогательной истории про старшину Васкова и пять девушек-добровольцев, устроивших партизанскую засаду в карельских лесах.
«Станислав Ростоцкий сам воевал, был ранен и вытащен с поля боя хрупкой медсестрой, потерял на фронте ногу, поэтому эту историю переживал очень глубоко. Просматривая готовый материал на монтаже, режиссёр сам не мог сдержать слёз… И бы поражен, когда председатель Госкино заявил ему: «Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь выпустим этот фильм на экран?». Несколько месяцев про картину никто не вспоминал, а затем ее неожиданно не только пустили в кинотеатры, но и отправили на Венецианский кинофестиваль. В 1972 году фильм «…А зори здесь тихие» получил приз этого кинофестиваля, а позже был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Леонид Быков был сценаристом, режиссёром и исполнителем главной роли в фильме «В бой идут одни старики» (1973) про «поющую эскадрилью.
Он сам мечтал быть лётчиком, но в лётное училище его не приняли из-за попытки приписать себе возраст, да и ростом был невелик. Фильм был для него данью юношеской мечте. Сценарий писал на основе реальных событий, правда, происходящих в разное время и в разных местах.
Во время работы Быков консультировался с военными лётчиками и в результате у многих героев были прототипы: капитан Титаренко – это Герои Советского Союза Виталий Попков и Иван Лавейкин, а фамилию капитан получил от лётчика Дмитрия Титоренко, Вано – лётчик Вано Габуния, Зоя – заместитель командира эскадрильи «ночных ведьм» Надежда Попова, Кузнечик – снова Виталий Попков и лётчик Сергей Луганский. Идея с нотами на самолете Титаренко была взята у штурмовика Василия Емельяненко, летавшем на «музыкальном» Ил-2. Из реальной жизни взяты и фразы: «Махнул не глядя!» и «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельём всех фрицев распугали».
Фильм занял четвертое место в прокате за 1974 год, что стало большой неожиданностью и для создателей, и для прочивших провал чиновников от кино. Ведь сначала его не хотели выпускать на экраны, – помогли лётчики-фронтовики, в том числе и легендарный Иван Покрышкин, которые лично ходили заступаться за достоверность и художественные качества фильма Леонида Быкова.
Второй фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975) по роману Михаила Шолохова рассказывал о самом тяжёлом сражении на подступах к Сталинграду и небольшом стрелковом подразделении, обеспечивающем переправу воинских частей через Дон.
В условиях ожесточенных боёв солдаты переживали личные драмы и радости…
Ассистенты Бондарчука ездили по всей стране, чтобы собрать актерский состав – 57 актёров только на значимые роли, еще 80 – второго плана, и массовка! Главные роли играли сам Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов и Василий Шукшин. Режиссёр принципиально утверждал на главные роли актеров, которые застали и помнили войну. Он сам, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский и многие другие участники съёмочной группы во время войны были на фронте, а для режиссёра было важно, чтобы актёры не играли, проживали роли и чувствовали своих героев.
По результатам опроса журнала «Советский экран» экранизация шолоховского романа была признана лучшим фильмом 1976 года, а еще через год его режиссёр и оператор стали лауреатами Государственной премии им. братьев Васильевых.
«Двадцать дней без войны» (1976).
Киноповесть о немолодом военном журналисте, который поехал в мирный Ташкент навестить семью погибшего товарища, встретил свою позднюю любовь и прожил двадцать дней без войны, была снята по мотивам книги Константина Симонова «Из записок Лопатина». Сам автор читал закадровый текст.
Снимал фильм Алексей Герман, который как никто другой, мог понять этот сюжет… В пятилетнем возрасте он попал в Ташкент в числе эвакуированных из Ленинграда, и на всю жизнь запомнил ощущения общей беды и неустроенного быта, тоску по родным местам и разговоры о похоронках.
На главную роль он пригласил бывшего фронтовика Юрия Никулина, но актёр неожиданно отказался. Режиссёру пришлось приложить много усилий, чтобы уговорить Никулина, а потом ещё вместе с Симоновым отстоять его перед худсоветом, который не хотел, чтобы «Балбес» играл драматическую роль… На съёмках Никулин так глубоко переживал судьбу своего героя, что сначала сильно похудел, а потом на нервной почве начал много есть и сильно поправляться.
На съёмках Герман всегда стремился к правде жизни и добивался этого самыми разными путями… Однажды для того, чтобы вызвать нужные эмоции у огромной массовки на площади, он врубил через городские динамики запись песни «Вставай, страна огромная». Потом он рассказывал, что случилось чудо – лица людей изменились настолько, что каждого можно было снимать крупным планом…
Корреспондент «Красной звезды» Василий Лопатин на 20 дней едет в Ташкент, чтобы проконсультировать авторов фильма, который снимают по его сталинградским очеркам. Там он встречает 1943 год, переживает недолгую яркую любовь с женщиной Ниной, видит горе и нищету тыла, отдающего фронту все. Многие и сегодня считают роль Лопатина самой яркой в карьере Юрия Владимировича.
В ленте также снялись известные актеры: Алексей Петренко, Ангелина Степанова, Николай Гринько, Людмила Зайцева.
Кино снимали в павильонах «Ленфильма», в Ташкенте и Калининградской области (города Пионерский, Неман, Черняховск и Знаменск).
…Кстати, почетной гостьей завершающего кинолекторий дня стала Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Людмила Зайцева! А это, согласитесь, вполне достойно отдельной будущей публикации…