В мире российских автомобилистов есть несколько незыблемых скреп, на которых держится вера в светлое будущее. Одна из главных звучит так: «Купи Тойоту - не прогадаешь». Нам с молоком матери (или с первым бензином) впитали истину, что Toyota - это не просто средство передвижения, а самая надежная инвестиция, покруче золота и недвижимости. Мол, поездил пять лет, только масло менял, а потом продал дороже, чем купил. Именно этими мантрами руководствовался мой хороший знакомый Алексей, когда в 2019 году отдавал свои кровные за новенький Toyota RAV4 в кузове XA50.
Машина была куплена у официального дилера, в хорошей комплектации «Комфорт», с полным приводом и двухлитровым мотором. За прошедшие пять лет Алексей сдувал с неё пылинки. Пробег на данный момент - смешные для «японца» 59 000 километров. Это даже не обкатка, это так, разминка. В салоне до сих пор пахнет качественными материалами (ну, насколько они могут быть качественными в современной Тойоте), ни одного ДТП, вся история обслуживания прозрачна как слеза младенца. Когда Леша решил обновить автопарк и замахнуться на что-то побольше, он был уверен, что продажа его «Рафика» займет максимум пару дней. Но реальность, как это часто бывает в 2024-2025 годах, оказалась жестокой и беспощадной.
Рынок сошел с ума: цены есть, покупателей нет
Алексей подошел к делу ответственно. Он открыл популярные сайты объявлений, чтобы прицениться. Картина выглядела обнадеживающе: аналогичные машины 2019 года с похожим пробегом дилеры и частники выставляют за 3 300 000 – 3 600 000 рублей. Есть, конечно, варианты и за 2,5 миллиона, но о них чуть позже - это отдельный вид искусства по обману населения. Посмотрев на все это, мой друг решил поставить справедливый, как ему казалось, ценник - 3 250 000 рублей. Это низ рынка для честной машины от собственника.
Он сделал профессиональные фото, написал подробный текст, оплатил продвижение объявления и стал ждать шквала звонков. В его голове уже выстроилась очередь из желающих обладать легендарной японской надежностью. Но прошел день, два, неделя... Телефон молчал. Редкие сообщения в чате сводились к хамскому: «За 2.8 заберу сегодня».
В итоге он мне так и сказал, с ноткой отчаяния в голосе: «Выставил RAV4 2019 года (59.000 км) на продажу - думал его оторвут с руками, а уже месяц звонят одни перекупы и салоны». И это при том, что машина в идеале, и цена адекватная. Мы начали разбираться, почему самая ликвидная машина в России вдруг превратилась в «висяк».
Ловушка «сладких» цен от автосалонов
Главная проблема, с которой столкнулся Алексей - это нечестная конкуренция со стороны серых и официальных дилеров. Если открыть доску объявлений, то первыми в поиске выскакивают предложения от салонов с фантастически низкими ценами. Вот, например, стоит точно такой же RAV4 2019 года с пробегом 58 тысяч км всего за 2 500 000 рублей.
Обычный покупатель видит эту цену и думает: «Ага, в салоне 2,5 миллиона, а этот частник хочет 3,25. Совсем обнаглел, барыга!». Человек не понимает, что за цифрой 2 500 000 скрывается классический развод. Эта цена действительна только при условии покупки машины в кредит (со страховкой жизни за 300 тысяч и картой помощи на дорогах за 150 тысяч) и сдачи своего авто в трейд-ин за копейки. За наличные этот же салон отдаст машину дай бог за 3,5 миллиона. Но эта маркетинговая уловка напрочь убивает продажу у честных частников. Люди видят низкий ценник в рекламе и даже не звонят по реальным объявлениям, считая их завышенными.
Кредитное рабство и ключевая ставка
Вторая причина, почему телефон Алексея молчит - это отсутствие у людей наличных денег. Давайте честно: у кого сейчас под подушкой лежит три с лишним миллиона рублей? Таких людей единицы, и они, скорее всего, пойдут за новой машиной. Основная масса сделок на вторичке всегда проходила с привлечением заемных средств.
Но сегодня, когда ставки по потребительским кредитам улетели за 30% годовых, брать три миллиона у банка - это безумие. Переплата за пять лет составит стоимость еще одной такой Тойоты. А льготных автокредитов на подержанные машины от частников не существует. Дилеры же могут хитрить, «зашивая» проценты в тело кредита и стоимость допов, создавая иллюзию доступного ежемесячного платежа. Поэтому покупатель, скрепя сердце, идет в салон, где его «бреют» на страховках, но дают заветные ключи. Частник в этой схеме оказывается лишним звеном.
Китайский фактор: зачем старое, когда есть новое?
Третий гвоздь в крышку гроба ликвидности пятилетних Тойот забили китайские производители. Еще три года назад за 3,5 миллиона рублей альтернатив RAV4 практически не было. Сегодня же рынок наводнен новыми, блестящими, напичканными электроникой «китайцами».
Покупатель рассуждает прагматично: «Зачем мне брать пятилетнюю Тойоту с пробегом 60 тысяч, у которой уже закончилась гарантия, устарел салон, и мультимедиа выглядит как калькулятор? За эти же 3–3,5 миллиона я могу взять новый Geely Monjaro (по параллельному импорту или с небольшим пробегом), Haval F7 или Chery Tiggo 8 Pro Max. Там будет гарантия, панорама, круговой обзор и экраны во всю панель».
Магия бренда Toyota, к сожалению, начинает выветриваться. Люди больше не хотят платить миллионы только за шильдик и мифическую надежность, когда рядом стоят современные автомобили, предлагающие гораздо больше комфорта здесь и сейчас.
Унижение от перекупов
Единственные, кто проявляет активность по объявлению Алексея - это профессиональные перекупщики и менеджеры по выкупу. Их тактика проста и цинична. Они звонят и начинают психологическую атаку: «Брат, рынок стоит, Тойоты сейчас никому не нужны, китайцы все перебили. Твоя цена - космос. Даю 2,8 миллиона на руки сейчас, и я выезжаю».
Алексей ради интереса съездил к дилеру на оценку. Там его ждало еще большее разочарование. Менеджер с умным видом походил вокруг машины, потыкал толщиномером и выдал: «Ну, состояние неплохое, но комплектация не "Престиж", да и цвет обычный. Можем предложить 2 600 000 рублей в зачет новой». То есть на 650 тысяч ниже рынка! При этом они сами потом выставят эту машину за 3,4 миллиона.
В итоге Алексей оказался в тупике. Снижать цену до уровня перекупов - это терять полмиллиона рублей на ровном месте. Держать цену и ждать «того самого» ценителя - можно продавать и полгода, а деньги нужны сейчас. Вот вам и хваленая ликвидность Тойоты. Оказывается, в нынешних экономических реалиях даже «императорское качество» не спасает от законов рынка, который сломался под гнетом кредитных ставок и китайской экспансии.
А вы бы что выбрали сейчас, имея на руках 3,3 миллиона: пятилетний проверенный RAV4 или новенького китайца на гарантии?