Найти в Дзене
УРА.РУ

В поисках нового курса: что ждет ХМАО после пика нефтяной эпохи

В начале двухтысячных Югра была одним из самых благополучных регионов России. Округ давал свыше половины всей российской нефти, а в отдельные годы эта доля приближалась к 60%. Высокие цены на сырье обеспечивали бюджету устойчивый профицит и фиксировали за регионом статус одного из ключевых центров топливно-энергетического комплекса страны. Но одновременно заканчивалась эпоха «легких» запасов нефти, и это постепенно меняло все. Большие стройки и Европа в Ханты-Мансийске Югра тогда напоминала хорошо отлаженный нефтяной мотор. Нефтяная рента позволяла строить быстро и без постоянной оглядки на экономию. В этих условиях завершилось сооружение первого Сургутского моста через Обь, который к началу двухтысячных окончательно закрепил за городом статус крупнейшего транспортного узла северной части Тюменской области. Параллельно росли новые жилые кварталы, социальная инфраструктура, коммуникации. https://cdn-img.ura.news/704/672/fd5d37c4-1920-4cc8-817d-2dd9a2ff97d4/oh55dk/LX-1200.1.5.jpg «Развит
    В нулевые в Югре началось стремительное развитие инфраструктуры и благоустройства
В нулевые в Югре началось стремительное развитие инфраструктуры и благоустройства

В начале двухтысячных Югра была одним из самых благополучных регионов России. Округ давал свыше половины всей российской нефти, а в отдельные годы эта доля приближалась к 60%. Высокие цены на сырье обеспечивали бюджету устойчивый профицит и фиксировали за регионом статус одного из ключевых центров топливно-энергетического комплекса страны. Но одновременно заканчивалась эпоха «легких» запасов нефти, и это постепенно меняло все.

Большие стройки и Европа в Ханты-Мансийске

Югра тогда напоминала хорошо отлаженный нефтяной мотор. Нефтяная рента позволяла строить быстро и без постоянной оглядки на экономию. В этих условиях завершилось сооружение первого Сургутского моста через Обь, который к началу двухтысячных окончательно закрепил за городом статус крупнейшего транспортного узла северной части Тюменской области. Параллельно росли новые жилые кварталы, социальная инфраструктура, коммуникации.

   Нефтяная рента позволяла Югре строить без оглядки на экономию
Нефтяная рента позволяла Югре строить без оглядки на экономию

https://cdn-img.ura.news/704/672/fd5d37c4-1920-4cc8-817d-2dd9a2ff97d4/oh55dk/LX-1200.1.5.jpg

«Развитие инфраструктуры населенных пунктов, обеспечение необходимыми благами, так сказать, домами культуры, школами, детскими садами, дорогами, бассейнами, спорткомплексами, благоустройством. Вот это, конечно, заслуга в большей степени современности и первой четверти 21 века. Комплексное развитие началось. Кто давно живет, например, в Нижневартовске, может видеть те разительные изменения, которые произошли», — рассказал агентству профессор кафедры истории России и зарубежных стран Нижневартовского госуниверситета Валерий Цысь.

Ханты-Мансийск в эти годы окончательно перестал быть только административным центром. В 2004 году здесь открывается концертно театральный центр «Югра Классик» один из главных культурных символов округа. В середине нулевых к нему добавляется выставочный комплекс «Югра-Экспо», где проходят нефтегазовые форумы, промышленные выставки, национальные и международные конгрессы. Вокруг северной столицы выстраивается полноценный кластер: биатлонный центр мирового уровня, гостиницы, современный аэропорт, новые дороги. Регион регулярно принимает этапы Кубка мира по биатлону, что дополнительно фиксирует его на международной карте.

Пиковым моментом внешнего признания стал саммит Россия ЕС летом 2008 года. В Ханты-Мансийск приехали лидеры стран Евросоюза и на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев. Это была первая крупная международная встреча такого уровня на территории округа. «Для округа это было важным событием, поскольку мы здесь принимали впервые такую дипломатическую миссию», — отмечает старший научный сотрудник Музея природы и человека, историк Игорь Белов.

За парадным фасадом шла рутинная работа. Правительство округа заключало с нефтяными компаниями долгосрочные соглашения о сотрудничестве. В документах отдельно прописывались обязательства бизнеса по участию в строительстве социальных объектов: больниц, школ, спортивных комплексов, объектов благоустройства. Именно в этот период в городах округа появляются крупные окружные больницы, перинатальные центры, современные стадионы и бассейны, реконструируются набережные.

   Фотовыставка в честь юбилея первого губернатора Югры
Фотовыставка в честь юбилея первого губернатора Югры

https://cdn-img.ura.news/376/465/108a1f87-bd64-443f-848d-00a5eb8f2ff8/j7wnx9/LX-1200.1.3.jpg

«Мы перенимали передовой опыт. Многие объекты, которые построены в Ханты Мансийске и в целом в Югре, строились по проектам иностранным. Лучшее, скажем так, Александр Васильевич как строитель изучал и строил. Допустим, в Ханты-Мансийске преобладает стиль хай-тек. Потому что тогда это были самые передовые технологии», — рассказывает Белов.

Время турбулентности

Но к началу десятых годов стало понятно, что прежняя модель «нефть как бесконечный ресурс» больше не работает. Дебиты скважин на крупных месторождениях, включая Самотлор, снижались, росла себестоимость добычи, все чаще говорили о переходе к трудноизвлекаемым запасам. Это учитывал и топ-менеджмент нефтяных компании, и власти, для которой нефтяные доходы были основой бюджета. На этом фоне в 2010 году в округе происходит смена руководства. Губернатором ХМАО становится Наталья Комарова.

Нефтяные компании столкнулись с естественным падением добычи на старых месторождениях. В начале десятых годов доля округа в общей добыче нефти по стране превышала 50 процентов, к началу двадцатых показатель снизился более чем на десять пунктов. При этом, нефтяники неизбежно начали заниматься работой с трудноизвлекаемыми запасами углеводородов. Без нового уровня технологий и специальных налоговых режимов уже нельзя было удерживать прежние объемы. Ответом стали долгосрочное планирование и попытка диверсифицировать экономику.

«Если в советское время у нас была, скажем так, моноэкономика и монокультура: нефть и газ, и все, что связано с обслуживанием этой отрасли, то в постсоветский период, особенно когда после девяностых годов все успокоилось, в нулевые годы это попытка диверсификации. Попытка поиска других вариантов развития нашего края», — рассуждает Цысь. По его словам, речь идет не об отказе от нефти, а о поиске отраслей, которые смогут стать опорой в будущем.

   Нефтяные компании столкнулись с естественным падением добычи на старых месторождениях
Нефтяные компании столкнулись с естественным падением добычи на старых месторождениях

https://cdn-img.ura.news/107/144/94577df2-615a-49ef-8c6d-5f700ef0cf3e/byvre6/LX-1200.1.5.jpg

В середине десятых в регионе утверждается стратегия социально экономического развития до 2030 года. В документах фиксируется: Югра крупнейший нефтедобывающий регион России, но одновременно должна развивать обрабатывающие производства, сферу услуг и высокие технологии, снижая зависимость от сырьевого сектора.

На практике это означало несколько шагов. Ставка на соглашения с нефтяными компаниями сохраняется, но особый акцент делается на налоговых условиях и перераспределении части сверхдоходов в пользу бюджета округа. Параллельно в регионе начинается системное обновление транспортной инфраструктуры. Югра входит в национальный проект «Безопасные и качественные дороги», ежегодно строя и ремонтируя сотни километров трасс регионального и местного значения.

«Это касается не только Югры, но и нашей страны в целом. Последние, наверное, лет пятнадцать начали активное внимание этому уделять: дороги, мосты. Это все часть глобального замысла, связанного с тем, что ресурсы нефти и газа не безграничны. Они не то, что исчерпаны, но достигли какого-то предела. Дальше можно только поддерживать определенный уровень», — добавляет Цысь.

Регион не останавливает и крупные стройки. В 2022 году начинается строительство второго моста через Обь в районе Сургута, который должен разгрузить старый переход и связать новые транспортные коридоры. Появляются индустриальные и промышленные парки, где резидентам предлагают готовую инфраструктуру и льготные режимы. Начинает воплощаться идея научно технологического центра «Юнити парк», ориентированного на нефтесервис, цифровые решения для месторождений и экологические проекты.

   Наталья Комарова руководила регионом с 2010 по 2024 год
Наталья Комарова руководила регионом с 2010 по 2024 год

https://cdn-img.ura.news/124/158/ca1087eb-767b-4dfe-bb63-5a5e4298bba5/d-ohni/LX-1200.1.5.jpg

В Нягани формируется особая экономическая зона площадью свыше 270 гектаров, где резиденты получают налоговые льготы и доступ к инженерной инфраструктуре. Параллельно Югра разворачивается к внешним рынкам: делегации округа ищут партнеров для экспорта пиломатериалов и других несырьевых товаров, обсуждают совместные производства.

Новый курс Кухарука

В 2024 году Югра оставалась одновременно сильным и уязвимым регионом. Округ по прежнему давал около 40% российской нефти, на его территории было несколько сотен месторождений, а бюджет более чем на две трети формировался за счет нефтяных доходов. При этом доля ХМАО в общероссийской добыче в предыдущие годы медленно снижалась: классические месторождения вступили в позднюю стадию, росла доля трудноизвлекаемой нефти и зависимость от технологий.

30 мая 2024 года Наталья Комарова подала в отставку, и президент Владимир Путин назначил временно исполняющим обязанности губернатора главы Тюмени Руслана Кухарука. Уроженец Урая, он стал первым руководителем округа, который родился в Югре.

Вернувшись в регион, Кухарук в первые месяцы объехал все муниципалитеты, проводил встречи с жителями, предпринимателями и главами городов. Уже в своем первом послании думе Югры он обозначил рамку происходящего: «Сегодня первопроходцы это мы». В его логике новая эпоха требует другого типа смелости проектной, управленческой, технологической. Задача — не только продолжать строить отдельные объекты, а составить генеральный план развития округа, понятный на десятилетия вперед.

   Вернувшись в регион, Кухарук в первые месяцы объехал все муниципалитеты
Вернувшись в регион, Кухарук в первые месяцы объехал все муниципалитеты

https://cdn-img.ura.news/177/651/b68be27a-6edf-42f5-aa16-1dcd9844634a/ypov62/LX-1200.1.4.jpg

«Для губернатора ХМАО Руслана Кухарука, несомненно, характерно стратегическое видение развития региона. Умело используются и индикативное планирование, и отбор стратегических объектов, и мобилизация ресурсов. Все это при том, что и традиционные направления развития Югры, от нефтяной отрасли до исполнения социальных обязательств, успешно реализуются», отметил в разговоре с URA.RU российский политолог Дмитрий Орлов.

О новом курсе региона говорят не только планы, но и завершение долгожданных мегапроектов. В 2024 году заработала окружная клиническая больница в Нижневартовске, строительство которой растянулось почти на семнадцать лет. Учреждение стало крупнейшим медицинским объектом восточной части округа, куда стекаются пациенты из нескольких городов и районов.

Другим символом перемен стал второй мост через Обь в районе Сургута. Общая протяженность перехода с подходами составила более 45 километров, отдельный пролет через реку — около двух. Мост строили три года, объект сдали раньше срока.

Движение по мосту по видеосвязи открыл президент Владимир Путин, а самому сооружению присвоили название «Звезда Оби».

«Несомненно, он будет играть важную стратегическую роль: станет частью маршрутов „Арктика Азия“ и „Северный широтный коридор“. Для ХМАО мост резко улучшит связность региона, ускорит движение людей и грузов. Это серьезная победа губернатора Руслана Кухарука и его управленческой команды», — размышляет Орлов.

Вместо финала

   Округ намерен сохранить статус мирового нефтяного центра, но уже в ином качестве
Округ намерен сохранить статус мирового нефтяного центра, но уже в ином качестве

https://cdn-img.ura.news/212/564/a9711179-f718-42b6-974d-47e78fc968a2/fecb-b/LX-1200.1.5.jpg

Поиск нового курса становится для Югры самым серьезным историческим выбором со времен нефтяной революции второй половины XX века. Роль крупных компаний меняется, но они по-прежнему остаются основой экономики и ключевыми партнерами власти. Округ намерен сохранить статус мирового нефтяного центра, но уже в ином качестве: как территории, где добыча углеводородов соседствует с развитием технологий, инженерных решений и новых отраслей. Если заявленный курс удастся реализовать, к столетнему юбилею Югра может подойти не только как главный добывающий регион страны, но и как территория с более устойчивой экономикой и понятной перспективой на десятилетия вперед.