Harley-Davidson Shovelhead — не просто двигатель. Это целая эпоха в истории мотоциклов, что отлично передает суровый дух и характер 70-х годов. Для кастомайзеров Shovelhead стал идеальной основой. Он уже достаточно винтажный, чтобы добавить изюминки, при этом остается доступным и относительно простым для модификаций. Никаких глубоких познаний в электронике здесь не требуется.
Свое название мотор получил из-за характерной формы крышек клапанного механизма. Они напоминают перевернутую лопату (shovel) для угля. Этот двигатель буквально определил облик и звучание целого поколения мотоциклов Harley-Davidson.
В 1966 году Shovelhead пришел на смену устаревшему Panhead. Это был важный шаг, который позволил увеличить мощность мотора. Shovelhead сохранил нижнюю часть картера и чугунные цилиндры Panhead. Новые алюминиевые головки блока цилиндров с увеличенными клапанами и более компактной камерой сгорания, как заявлялось, прибавили мотору 10 лошадиных сил.
Большая часть жизни Shovelhead пришлась на непростой период, когда Harley-Davidson владела компания American Machine and Foundry (AMF). AMF получила контроль над брендом в 1969 году. В ту эпоху произошли и серьезные технические прорывы. Например, в 1970 году внешний генератор сменила интегрированная система переменного тока – генератор-альтернатор. Это новшество подарило миру модификацию "Cone Shovel". Кроме того, именно тогда появилась по-настоящему знаковая модель.
В 1971 году Уилли Джи Дэвидсон создал FX Super Glide. Этот заводской кастом объединил раму Shovelhead с большим двухцилиндровым двигателем Big Twin и узкой передней частью от Sportster. По сути, FX Super Glide породил целый новый сегмент заводских кастомов и круизеров.
Тем не менее, период AMF многие называют «Темными временами». Причина — жесткое сокращение затрат и падение контроля качества. Это, а также проблемы с охлаждением 10-реберных цилиндров и низкооктановым бензином времен нефтяного кризиса 70-х, сильно усугубили недостатки мотора. Среди них — перегрев и повышенный расход масла.
Ситуацию начали исправлять в последние годы. В 1978 году рабочий объем двигателя увеличили с 74 кубических дюймов (примерно 1213 см³) до 80 кубических дюймов (около 1311 см³), чтобы повысить крутящий момент. Главное событие произошло в 1981 году: тринадцать руководителей Harley-Davidson выкупили компанию у AMF. Они сразу же поставили в приоритет восстановление качества, внедрив такие улучшения, как, например, новый масляный насос. Shovelhead даже появился в эффективном шасси FXR (1982-1983 годов). А в 1980 году, чтобы снизить его печально известную вибрацию, мотор получил резиновые опоры в раме FLT Tour Glide.
Окончательно двигатель сменил совершенно новый Evolution с алюминиевыми головками блока цилиндров в 1984 году. Но наследие Shovelhead живет до сих пор: это последний мотор Harley «старой школы», который любой владелец мог уверенно обслуживать с помощью базового ручного инструмента.
Чисто механический характер Shovelhead невероятно привлекает кастомайзеров, ценящих его простую, но брутальную эстетику. Далее я расскажу о семи наших любимых кастомных Shovelhead. Каждый из них убедительно доказывает: эта старая «рабочая лошадка» остается отличной основой для творчества.
Harley-Davidson FL Hardtail - Такуя Аикава (Sureshot)
Такуя Аикава из Sureshot (Тиба, Япония) регулярно привозит награды с выставки Yokohama Hot Rod Custom Show. И этот впечатляющий хардтейл Harley-Davidson FL 1968 года не стал исключением. В работе Аикава-сана отлично сочетается винтажная мощь и современные производственные технологии.
В итоге получился притягательный мотоцикл с множеством оригинальных, высококлассных деталей. Техническое задание клиента звучало просто: жесткая рама, электростартер и обычный ножной переключатель передач. Но вот стиль полностью доверили отмеченному наградами воображению Такуи.
Мотоцикл заметно уже серийного FL. Такуя соединил переднюю часть рамы Shovelhead с зауженной жесткой задней частью. Впереди установили вилку от японского гоночного мотоцикла класса «Auto Race» — это такие гонки по асфальтовому овалу. Установить ее оказалось непросто: перья вилки пришлось извлекать из траверсы и удлинять, чтобы они соответствовали высоте посадки Harley.
Этот 1200-кубовый Shovelhead форсирован. Он получил карбюратор S&S Cycle L-типа и индивидуально настроенную карту зажигания Dynatek Dyna 2000i. Это отлично отражает убеждение Такуи: «Карбюратор — функциональная деталь. Но для Harley-Davidson он еще и мощный внешний элемент, который буквально кричит о производительности».
Мастерская Sureshot всегда стремится к централизации масс, и здесь это заметно. Такуя добился этого, убрав кикстартер. Он переместил тяжелую трансмиссию вперед и вверх, ближе к двигателю. Сцепление преобразовали в гидравлическую систему, главный цилиндр которой незаметно разместили на боковине картера. Он даже изготовил комплект глушителей, которые плотно убраны под мотоциклом.
Фрезерованные алюминиевые детали, доработанные вручную, тоже стали настоящим шедевром. Такуя удалил типичные следы механической обработки, а затем отполировал их до состояния старинного литья. Так каждая деталь, от спицованных колес в стиле Montesa до сиденья боббера из конской кожи, соответствует классической эстетике, но при этом работает с современной точностью.
«Achuma» (Kraus Motor Co.)
«Ачума» — Harley-Davidson, получивший название в честь галлюциногена. Мотоцикл сочетает черты олдскульного Shovelhead и современного мотокроссового байка. Сатья Краус из Kraus Motor Co. признается, что не особо следит за чужими работами. И этот стритфайтер с двигателем Shovelhead, оснащенный встроенной защитой картера для агрессивной городской езды, стал тому подтверждением.
Сатья устал от ограничений жестких рам и захотел получить «более гоночный вид и ощущения». Так появился «Ачума» — мотоцикл, построенный на принципе «максимальной минимизации» массы.
Изобретательность Крауса особенно заметна в подвеске. Передняя вилка — это его модернизированная версия традиционной рессорной вилки (спрингера). Теперь она оснащена пневматическим амортизатором Foes Racing, который изначально разрабатывали для скоростных гонок на горных велосипедах. Он отлично справляется со своей задачей и обеспечивает ход в 3 дюйма (примерно 7.6 см). Маятниковая задняя подвеска, усиленная и с парой демпферов Foes, обеспечивает внушительный ход заднего колеса в 5.8 дюйма (около 14.7 см).
Именно из-за стремления к производительности и снижению веса мотоцикл полностью лишен лакокрасочного покрытия. Вместо этого раму подвергли плазменно-дуговому напылению тонким слоем настоящей бронзы. Это отлично дополняет тщательно отполированный 93-дюймовый (около 1524 см³) двигатель S&S Shovelhead. Высококомпрессионный 90-сильный двигатель S&S тщательно разобрали.
Команда Kraus изменила форму ребер охлаждения, сгладила литьевые линии и отполировала картеры. Нелюбовь Сатьи к краске означает, что мотоцикл стал «полностью металлической симфонией», и это придает ему особое, осязаемое качество. Как говорит Краус: «Когда вы подходите близко, берете его в руки, касаетесь его и ощущаете разницу между краской и отделкой из настоящего металла, это по-настоящему впечатляет... когда вы видите его идеальное несовершенство».
Каферейсер Джеймса Ропер-Колдбека
Джеймс Ропер-Колдбек — кастомайзер Harley-Davidson, который известен своими чистыми, минималистичными бобберами. Но однажды он сделал редкое стилистическое отступление, когда клиент заказал кафе-рейсер.
Джеймс вдохновился моделью XLCR 1000 и взял за основу не Sportster, а FX Super-Glide. Конкретно этот экземпляр получил надежный 80-инчевый (примерно 1311 см³) двигатель S&S Cycle и пятиступенчатую коробку передач.
Джеймс признавался, что понятия не имел, как строить кафе-рейсеры. Однако он создал по-настоящему красивый Shovelhead, показав свою фирменную способность достигать идеальной посадки и баланса. Изменения едва заметны, но очень эффективны. Заднюю часть, скомплектованную задним фонарем Triumph, изготовили с нуля и установили высоко, имитируя супербайки. Удивительно, но топливный бак — оригинальный элемент FX, лишь с небольшими изменениями. А спортивный обтекатель — это недорогая находка с eBay, которая идеально подошла.
Двигатель S&S 'V80' уже выдавал примерно на 40% больше мощности, чем стандартный Shovelhead. Поэтому Джеймс сосредоточился на важнейших улучшениях безопасности. Оригинальные тормоза заменили двумя дисками спереди и суппортами Performance Machine на обоих колесах.
Выхлопная система стала ключевой эстетической особенностью. Ее вдохновили итальянские спортбайки, с трубами, проходящими сквозь мотоцикл и выведенными высоко у задней части.
Весь мотоцикл окрашен в сдержанную, но спортивную черную гамму. Это создает отчетливую атмосферу супербайка 80-х годов, доказывая, что Джеймс способен освоить любой стиль, за который он возьмется.
FLH Bobber Сэмюэла Агиар (Shiny Hammer)
В отличие от своего обтекаемого электрического мотоцикла «Hope», Сэмюэл Агиар выбрал совершенно иной подход, создав этот элегантный FLH Shovelhead 1972 года. Он объединил классическую стилистику Harley-Davidson из Милуоки с нетрадиционным видением низкого, узкого чоппера, укомплектованного колесами триального типа. Стандартную раму FLH модифицировали: опустили на 2 дюйма (около 5 см) и сузили на 1.5 дюйма (примерно 3.8 см). В итоге получился тонкий, прямой профиль.
Одной из инновационных особенностей стала полностью интегрированная задняя подвеска. Сэмюэл хотел, чтобы единственным акцентным элементом выступал двигатель. Поэтому он использовал гидропневматические амортизаторы (технологию, часто применяемую в шасси летательных аппаратов), изготовленные специалистами Forunales.
Их безупречно интегрировали в уникальную геометрию рамы. Чтобы сохранить чистые линии, он изготовил два зеркально расположенных треугольных топливных бака. Они заполнили пространство между двигателем и шасси. Четвертый бак, под сиденьем, дополнил общий объем. Все баки соединили для функционирования как единая система.
После механической обработки новых ступиц Сэмюэл оснастил мотоцикл легкими ободами Excel от эндуро-байка Husqvarna 125. Их обули в шины Pirelli MT43 с триальным рисунком протектора, что придало внешнему виду массивной, выразительной брутальности. После тестовой поездки с обычной вилкой Сэмюэл посвятил 300 часов созданию очень элегантной рычажной вилки. Он добился плотной интеграции элементов внутри вилки и оптимизировал геометрию для вертикального хода колеса. В итоге получилась узкая, изящная передняя часть мотоцикла.
Дополнительные акценты кастомному проекту придают карбюратор S&S Super E, раздвоенные крышки коромысел и извилистая, закрученная полированная выхлопная система из нержавеющей стали. Она создает визуальное представление о том, «как бы двигался дым, если бы мотоцикл эксплуатировался без выхлопных труб».
Шовелхеэд от Юичи Йошизава (Custom Works Zon)
Юичи Йошизава из Custom Works Zon (CW Zon) — конструктор, чьи работы мгновенно узнаваемы. Они чистые, функциональные и глубоко художественные. Этот Harley-Davidson Shovelhead получил престижную награду «Лучший на выставке» на Mooneyes Yokohama Hot Rod Custom Show. Это показывает, что Йошизава-сан держит высочайшие стандарты независимо от стиля.
Рама — это серьезное техническое достижение. Ее полностью изготовили из алюминия марки 7N01 — аэрокосмического сплава, известного высокой прочностью на растяжение и малым весом.
Фактически, большую часть мотоцикла, за исключением двигателя и шин, изготовили вручную в мастерской Zon. Это включает сиденье и хвостовую часть, которая изобретательно выполняет функцию масляного бака, а также фирменную рычажную вилку от Zon.
Топливный бак разделен рамой. Его украшает сложная ручная гравировка от Silver Smith Fin, изображающая грозовые тучи, голову крылатого тигра и фирменное сияющее солнце Zon. Несмотря на смелую, металлическую, вневременную эстетику, современные элементы умело скрыли. Например, амортизатор от горного велосипеда спрятали в гирдер-вилке, а миниатюрный цифровой спидометр Motogadget установили заподлицо в опорной пластине вилки.
Двигатель Shovelhead 1973 года преобразовали в мощный хот-род объемом 93 кубических дюйма (около 1524 см³). Он оснащен двухкамерным карбюратором Weber с боковым потоком, двумя магнето Morris и шестиступенчатой коробкой передач Baker. Агрессивный облик завершают 21-дюймовые (около 53 см) спицованные колеса с алюминиевыми колпаками. Они контрастируют с удивительно узкими 3-дюймовыми (примерно 7.6 см) шинами Firestone.
Стрит-трекер от Stoos Customs
Южноафриканская мастерская Stoos Customs, во главе с Алексом Стусом, создала этот очень агрессивный Harley Shovelhead. Это было частью частного межконтинентального состязания по кастомайзингу против El Lobo Cycles из Великобритании. Правила были просты: оба мотоцикла должны были быть Shovelhead и оснащаться карбоновыми колесами BST.
Целью Стуса стало создать что-то агрессивное, но при этом максимально пригодное для езды. Он начал с изношенного Shovelhead 1981 года, полностью разобрав его до тех пор, пока не остались только картеры двигателя и части рамы. Раму привели в соответствие с пропорциями стрит-трекера и оснастили высококлассной подвеской Öhlins. Также использовали усиленные траверсы вилки и маятник, изготовленные собственными силами.
Мотоцикл получил 19-дюймовое (около 48 см) переднее и 18-дюймовое (примерно 45.7 см) заднее колеса BST. На них установили шины Michelin Commander III Touring. Торможение обеспечивают суппорты Arlen Ness, установленные на кронштейнах, изготовленных по индивидуальному заказу.
Главный момент: двигатель перестроили с использованием деталей Speed and Science Inc. Фактически, его внутренности преобразовали из Shovelhead в Evolution — с внутренней системой смазки и рокерными рычагами роликового типа. При этом сохранили культовый внешний вид Shovelhead.
В процессе постройки к команде присоединился техасский кастом-мастер Кольт Рэнглер. Он известен своими самобытными работами по металлу. Кольт изготовил из алюминия кузовные элементы мотоцикла, напоминающие осиное брюшко.
Металлические детали отличаются агрессивным и органичным дизайном. Они имеют сужение в средней части и выполнены в чередующемся матовом и глянцевом черном цвете. Топливный бак дополняет масляный, аккуратно расположенный под трансмиссией. Рабочее место пилота оснастили трекерным рулем из нержавеющей стали с грипсами Arlen Ness. Выхлопная система из нержавеющей стали призвана обеспечить громогласный звук.
Читайте также:
Перевод материала bikeexif.com