Найти в Дзене
Гаражный вестник

7 необычных Harley-Davidson с мотором Shovelhead

Harley-Davidson Shovelhead — не просто двигатель. Это целая эпоха в истории мотоциклов, что отлично передает суровый дух и характер 70-х годов. Для кастомайзеров Shovelhead стал идеальной основой. Он уже достаточно винтажный, чтобы добавить изюминки, при этом остается доступным и относительно простым для модификаций. Никаких глубоких познаний в электронике здесь не требуется. Свое название мотор получил из-за характерной формы крышек клапанного механизма. Они напоминают перевернутую лопату (shovel) для угля. Этот двигатель буквально определил облик и звучание целого поколения мотоциклов Harley-Davidson. В 1966 году Shovelhead пришел на смену устаревшему Panhead. Это был важный шаг, который позволил увеличить мощность мотора. Shovelhead сохранил нижнюю часть картера и чугунные цилиндры Panhead. Новые алюминиевые головки блока цилиндров с увеличенными клапанами и более компактной камерой сгорания, как заявлялось, прибавили мотору 10 лошадиных сил. Большая часть жизни Shovelhead при
Оглавление

Harley-Davidson Shovelhead — не просто двигатель. Это целая эпоха в истории мотоциклов, что отлично передает суровый дух и характер 70-х годов. Для кастомайзеров Shovelhead стал идеальной основой. Он уже достаточно винтажный, чтобы добавить изюминки, при этом остается доступным и относительно простым для модификаций. Никаких глубоких познаний в электронике здесь не требуется.

Свое название мотор получил из-за характерной формы крышек клапанного механизма. Они напоминают перевернутую лопату (shovel) для угля. Этот двигатель буквально определил облик и звучание целого поколения мотоциклов Harley-Davidson.

В 1966 году Shovelhead пришел на смену устаревшему Panhead. Это был важный шаг, который позволил увеличить мощность мотора. Shovelhead сохранил нижнюю часть картера и чугунные цилиндры Panhead. Новые алюминиевые головки блока цилиндров с увеличенными клапанами и более компактной камерой сгорания, как заявлялось, прибавили мотору 10 лошадиных сил.

-2

Большая часть жизни Shovelhead пришлась на непростой период, когда Harley-Davidson владела компания American Machine and Foundry (AMF). AMF получила контроль над брендом в 1969 году. В ту эпоху произошли и серьезные технические прорывы. Например, в 1970 году внешний генератор сменила интегрированная система переменного тока – генератор-альтернатор. Это новшество подарило миру модификацию "Cone Shovel". Кроме того, именно тогда появилась по-настоящему знаковая модель.

-3

В 1971 году Уилли Джи Дэвидсон создал FX Super Glide. Этот заводской кастом объединил раму Shovelhead с большим двухцилиндровым двигателем Big Twin и узкой передней частью от Sportster. По сути, FX Super Glide породил целый новый сегмент заводских кастомов и круизеров.

Тем не менее, период AMF многие называют «Темными временами». Причина — жесткое сокращение затрат и падение контроля качества. Это, а также проблемы с охлаждением 10-реберных цилиндров и низкооктановым бензином времен нефтяного кризиса 70-х, сильно усугубили недостатки мотора. Среди них — перегрев и повышенный расход масла.

-4

Ситуацию начали исправлять в последние годы. В 1978 году рабочий объем двигателя увеличили с 74 кубических дюймов (примерно 1213 см³) до 80 кубических дюймов (около 1311 см³), чтобы повысить крутящий момент. Главное событие произошло в 1981 году: тринадцать руководителей Harley-Davidson выкупили компанию у AMF. Они сразу же поставили в приоритет восстановление качества, внедрив такие улучшения, как, например, новый масляный насос. Shovelhead даже появился в эффективном шасси FXR (1982-1983 годов). А в 1980 году, чтобы снизить его печально известную вибрацию, мотор получил резиновые опоры в раме FLT Tour Glide.

Окончательно двигатель сменил совершенно новый Evolution с алюминиевыми головками блока цилиндров в 1984 году. Но наследие Shovelhead живет до сих пор: это последний мотор Harley «старой школы», который любой владелец мог уверенно обслуживать с помощью базового ручного инструмента.

Чисто механический характер Shovelhead невероятно привлекает кастомайзеров, ценящих его простую, но брутальную эстетику. Далее я расскажу о семи наших любимых кастомных Shovelhead. Каждый из них убедительно доказывает: эта старая «рабочая лошадка» остается отличной основой для творчества.

Harley-Davidson FL Hardtail - Такуя Аикава (Sureshot)

-5

Такуя Аикава из Sureshot (Тиба, Япония) регулярно привозит награды с выставки Yokohama Hot Rod Custom Show. И этот впечатляющий хардтейл Harley-Davidson FL 1968 года не стал исключением. В работе Аикава-сана отлично сочетается винтажная мощь и современные производственные технологии.

-6

В итоге получился притягательный мотоцикл с множеством оригинальных, высококлассных деталей. Техническое задание клиента звучало просто: жесткая рама, электростартер и обычный ножной переключатель передач. Но вот стиль полностью доверили отмеченному наградами воображению Такуи.

-7

Мотоцикл заметно уже серийного FL. Такуя соединил переднюю часть рамы Shovelhead с зауженной жесткой задней частью. Впереди установили вилку от японского гоночного мотоцикла класса «Auto Race» — это такие гонки по асфальтовому овалу. Установить ее оказалось непросто: перья вилки пришлось извлекать из траверсы и удлинять, чтобы они соответствовали высоте посадки Harley.

-8

Этот 1200-кубовый Shovelhead форсирован. Он получил карбюратор S&S Cycle L-типа и индивидуально настроенную карту зажигания Dynatek Dyna 2000i. Это отлично отражает убеждение Такуи: «Карбюратор — функциональная деталь. Но для Harley-Davidson он еще и мощный внешний элемент, который буквально кричит о производительности».

-9

-10

Мастерская Sureshot всегда стремится к централизации масс, и здесь это заметно. Такуя добился этого, убрав кикстартер. Он переместил тяжелую трансмиссию вперед и вверх, ближе к двигателю. Сцепление преобразовали в гидравлическую систему, главный цилиндр которой незаметно разместили на боковине картера. Он даже изготовил комплект глушителей, которые плотно убраны под мотоциклом.

-11
-12

Фрезерованные алюминиевые детали, доработанные вручную, тоже стали настоящим шедевром. Такуя удалил типичные следы механической обработки, а затем отполировал их до состояния старинного литья. Так каждая деталь, от спицованных колес в стиле Montesa до сиденья боббера из конской кожи, соответствует классической эстетике, но при этом работает с современной точностью.

-13

«Achuma» (Kraus Motor Co.)

-14

«Ачума» — Harley-Davidson, получивший название в честь галлюциногена. Мотоцикл сочетает черты олдскульного Shovelhead и современного мотокроссового байка. Сатья Краус из Kraus Motor Co. признается, что не особо следит за чужими работами. И этот стритфайтер с двигателем Shovelhead, оснащенный встроенной защитой картера для агрессивной городской езды, стал тому подтверждением.

-15

Сатья устал от ограничений жестких рам и захотел получить «более гоночный вид и ощущения». Так появился «Ачума» — мотоцикл, построенный на принципе «максимальной минимизации» массы.

-16

Изобретательность Крауса особенно заметна в подвеске. Передняя вилка — это его модернизированная версия традиционной рессорной вилки (спрингера). Теперь она оснащена пневматическим амортизатором Foes Racing, который изначально разрабатывали для скоростных гонок на горных велосипедах. Он отлично справляется со своей задачей и обеспечивает ход в 3 дюйма (примерно 7.6 см). Маятниковая задняя подвеска, усиленная и с парой демпферов Foes, обеспечивает внушительный ход заднего колеса в 5.8 дюйма (около 14.7 см).

-17

Именно из-за стремления к производительности и снижению веса мотоцикл полностью лишен лакокрасочного покрытия. Вместо этого раму подвергли плазменно-дуговому напылению тонким слоем настоящей бронзы. Это отлично дополняет тщательно отполированный 93-дюймовый (около 1524 см³) двигатель S&S Shovelhead. Высококомпрессионный 90-сильный двигатель S&S тщательно разобрали.

-18

Команда Kraus изменила форму ребер охлаждения, сгладила литьевые линии и отполировала картеры. Нелюбовь Сатьи к краске означает, что мотоцикл стал «полностью металлической симфонией», и это придает ему особое, осязаемое качество. Как говорит Краус: «Когда вы подходите близко, берете его в руки, касаетесь его и ощущаете разницу между краской и отделкой из настоящего металла, это по-настоящему впечатляет... когда вы видите его идеальное несовершенство».

Каферейсер Джеймса Ропер-Колдбека

-19

Джеймс Ропер-Колдбек — кастомайзер Harley-Davidson, который известен своими чистыми, минималистичными бобберами. Но однажды он сделал редкое стилистическое отступление, когда клиент заказал кафе-рейсер.

-20

Джеймс вдохновился моделью XLCR 1000 и взял за основу не Sportster, а FX Super-Glide. Конкретно этот экземпляр получил надежный 80-инчевый (примерно 1311 см³) двигатель S&S Cycle и пятиступенчатую коробку передач.

-21

Джеймс признавался, что понятия не имел, как строить кафе-рейсеры. Однако он создал по-настоящему красивый Shovelhead, показав свою фирменную способность достигать идеальной посадки и баланса. Изменения едва заметны, но очень эффективны. Заднюю часть, скомплектованную задним фонарем Triumph, изготовили с нуля и установили высоко, имитируя супербайки. Удивительно, но топливный бак — оригинальный элемент FX, лишь с небольшими изменениями. А спортивный обтекатель — это недорогая находка с eBay, которая идеально подошла.

-22

Двигатель S&S 'V80' уже выдавал примерно на 40% больше мощности, чем стандартный Shovelhead. Поэтому Джеймс сосредоточился на важнейших улучшениях безопасности. Оригинальные тормоза заменили двумя дисками спереди и суппортами Performance Machine на обоих колесах.

-23
-24

Выхлопная система стала ключевой эстетической особенностью. Ее вдохновили итальянские спортбайки, с трубами, проходящими сквозь мотоцикл и выведенными высоко у задней части.

-25
-26

Весь мотоцикл окрашен в сдержанную, но спортивную черную гамму. Это создает отчетливую атмосферу супербайка 80-х годов, доказывая, что Джеймс способен освоить любой стиль, за который он возьмется.

FLH Bobber Сэмюэла Агиар (Shiny Hammer)

-27

В отличие от своего обтекаемого электрического мотоцикла «Hope», Сэмюэл Агиар выбрал совершенно иной подход, создав этот элегантный FLH Shovelhead 1972 года. Он объединил классическую стилистику Harley-Davidson из Милуоки с нетрадиционным видением низкого, узкого чоппера, укомплектованного колесами триального типа. Стандартную раму FLH модифицировали: опустили на 2 дюйма (около 5 см) и сузили на 1.5 дюйма (примерно 3.8 см). В итоге получился тонкий, прямой профиль.

-28
-29

Одной из инновационных особенностей стала полностью интегрированная задняя подвеска. Сэмюэл хотел, чтобы единственным акцентным элементом выступал двигатель. Поэтому он использовал гидропневматические амортизаторы (технологию, часто применяемую в шасси летательных аппаратов), изготовленные специалистами Forunales.

-30
-31

Их безупречно интегрировали в уникальную геометрию рамы. Чтобы сохранить чистые линии, он изготовил два зеркально расположенных треугольных топливных бака. Они заполнили пространство между двигателем и шасси. Четвертый бак, под сиденьем, дополнил общий объем. Все баки соединили для функционирования как единая система.

-32

После механической обработки новых ступиц Сэмюэл оснастил мотоцикл легкими ободами Excel от эндуро-байка Husqvarna 125. Их обули в шины Pirelli MT43 с триальным рисунком протектора, что придало внешнему виду массивной, выразительной брутальности. После тестовой поездки с обычной вилкой Сэмюэл посвятил 300 часов созданию очень элегантной рычажной вилки. Он добился плотной интеграции элементов внутри вилки и оптимизировал геометрию для вертикального хода колеса. В итоге получилась узкая, изящная передняя часть мотоцикла.

-33

Дополнительные акценты кастомному проекту придают карбюратор S&S Super E, раздвоенные крышки коромысел и извилистая, закрученная полированная выхлопная система из нержавеющей стали. Она создает визуальное представление о том, «как бы двигался дым, если бы мотоцикл эксплуатировался без выхлопных труб».

Шовелхеэд от Юичи Йошизава (Custom Works Zon)

-34

Юичи Йошизава из Custom Works Zon (CW Zon) — конструктор, чьи работы мгновенно узнаваемы. Они чистые, функциональные и глубоко художественные. Этот Harley-Davidson Shovelhead получил престижную награду «Лучший на выставке» на Mooneyes Yokohama Hot Rod Custom Show. Это показывает, что Йошизава-сан держит высочайшие стандарты независимо от стиля.

-35

Рама — это серьезное техническое достижение. Ее полностью изготовили из алюминия марки 7N01 — аэрокосмического сплава, известного высокой прочностью на растяжение и малым весом.

-36

Фактически, большую часть мотоцикла, за исключением двигателя и шин, изготовили вручную в мастерской Zon. Это включает сиденье и хвостовую часть, которая изобретательно выполняет функцию масляного бака, а также фирменную рычажную вилку от Zon.

-37
-38

Топливный бак разделен рамой. Его украшает сложная ручная гравировка от Silver Smith Fin, изображающая грозовые тучи, голову крылатого тигра и фирменное сияющее солнце Zon. Несмотря на смелую, металлическую, вневременную эстетику, современные элементы умело скрыли. Например, амортизатор от горного велосипеда спрятали в гирдер-вилке, а миниатюрный цифровой спидометр Motogadget установили заподлицо в опорной пластине вилки.

-39
-40

Двигатель Shovelhead 1973 года преобразовали в мощный хот-род объемом 93 кубических дюйма (около 1524 см³). Он оснащен двухкамерным карбюратором Weber с боковым потоком, двумя магнето Morris и шестиступенчатой коробкой передач Baker. Агрессивный облик завершают 21-дюймовые (около 53 см) спицованные колеса с алюминиевыми колпаками. Они контрастируют с удивительно узкими 3-дюймовыми (примерно 7.6 см) шинами Firestone.

-41
-42

Стрит-трекер от Stoos Customs

-43

Южноафриканская мастерская Stoos Customs, во главе с Алексом Стусом, создала этот очень агрессивный Harley Shovelhead. Это было частью частного межконтинентального состязания по кастомайзингу против El Lobo Cycles из Великобритании. Правила были просты: оба мотоцикла должны были быть Shovelhead и оснащаться карбоновыми колесами BST.

Целью Стуса стало создать что-то агрессивное, но при этом максимально пригодное для езды. Он начал с изношенного Shovelhead 1981 года, полностью разобрав его до тех пор, пока не остались только картеры двигателя и части рамы. Раму привели в соответствие с пропорциями стрит-трекера и оснастили высококлассной подвеской Öhlins. Также использовали усиленные траверсы вилки и маятник, изготовленные собственными силами.

-44

Мотоцикл получил 19-дюймовое (около 48 см) переднее и 18-дюймовое (примерно 45.7 см) заднее колеса BST. На них установили шины Michelin Commander III Touring. Торможение обеспечивают суппорты Arlen Ness, установленные на кронштейнах, изготовленных по индивидуальному заказу.

-45
-46

Главный момент: двигатель перестроили с использованием деталей Speed and Science Inc. Фактически, его внутренности преобразовали из Shovelhead в Evolution — с внутренней системой смазки и рокерными рычагами роликового типа. При этом сохранили культовый внешний вид Shovelhead.

-47

-48

В процессе постройки к команде присоединился техасский кастом-мастер Кольт Рэнглер. Он известен своими самобытными работами по металлу. Кольт изготовил из алюминия кузовные элементы мотоцикла, напоминающие осиное брюшко.

-49
-50


Металлические детали отличаются агрессивным и органичным дизайном. Они имеют сужение в средней части и выполнены в чередующемся матовом и глянцевом черном цвете. Топливный бак дополняет масляный, аккуратно расположенный под трансмиссией. Рабочее место пилота оснастили трекерным рулем из нержавеющей стали с грипсами Arlen Ness. Выхлопная система из нержавеющей стали призвана обеспечить громогласный звук.

-51

Читайте также:

Борд-трекер из будущего
Гаражный вестник7 декабря 2019

-52

Перевод материала bikeexif.com