Как идет реформа многосторонних банков развития.
В ноябре 2024 года лидеры стран — членов «Группы 20» одобрили «дорожную карту», предусматривающую реализацию 12, по своей сути, политических «рекомендаций» по изменению работы многосторонних банков развития (МБР). Эти рекомендации предусматривают 38 конкретных административных и финансовых мер, призванных улучшить деятельность МБР, в частности обеспечить рост объема их операций и повысить эффективность функционирования 10 институтов финансирования развития, имеющих «глобальные» мандаты. Из упомянутых 38 мер завершены или находятся в продвинутой стадии 7, причем далеко необязательно с участием всех членов «десятки».
В «десятку» МБР входят: Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Банк развития Совета Европы, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Межамериканский банк развития, Исламский банк развития, Новый банк развития, Группа Всемирного банка.
Сами МБР принимали непосредственное участие в подготовке «дорожной карты». Это позволило каждому из них запустить соответствующие внутренние процессы и подвести первые итоги начатой «реформы» за период с января 2024 года по июнь 2025 года.
Была учреждена рабочая группа глав десяти МБР, а также сформировано несколько команд узкой специализации: по смешанному финансированию, по климатическим и социальным стандартам, по финансированию в местных валютах, по хеджированию валютных рисков и ряд других. Кроме того, была сформирована целевая группа по мобилизации финансирования (MDB Task Force on Mobilization) в составе уже 27 институтов финансирования развития (ИФР) — как многосторонних, так и национальных.
Все МБР, причастные к «дорожной карте», пересмотрели миссии и мандаты, зафиксировав в новых документах индивидуальные цели в таких «модных» областях, как устойчивое развитие и климатическое финансирование.
За отчетный период учреждены 32 «страновые платформы», на основе которых члены «десятки» намерены координировать и синхронизировать действия кредиторов и властей стран как реципиентов финансирования. По состоянию на конец 2024 года заработало 16 многосторонних фондов по подготовке инвестиционных проектов. В режиме софинансирования или параллельного финансирования начата реализация десяти проектов с объемом поддержки на сумму $14 млрд. Привлечено в проекты частных средств на сумму $215,3 млрд. Заключено десять соглашений о взаимном признании и использовании банками внутренних кредитно-инвестиционных процедур, что существенно облегчает административную нагрузку на страны-партнеры, привлекающие одновременно кредиты у нескольких МБР.
Кроме того, принимаются меры по оптимизации использования оплаченного капитала при отсутствии политических решений о докапитализации — данный шаг позволит банкам в период с 2025 по 2035 год выдать кредитных средств на сумму $684,5 млрд, а это на $286 млрд больше, чем в предшествующую десятилетку.
Судя по всему, «глобальным» МБР удается продвигаться вперед в деле выполнения 12-й рекомендации «Группы 20» о том, что каждому из них необходимо внедрить внутрикорпоративные «стимулы» для углубления многостороннего сотрудничества и взаимодействия.
Перечисленные выше обстоятельства предстоит учитывать в ходе выполнения поручения лидеров стран—членов ШОС участникам организации учредить банк развития. Эта новость наделала много шума, ведь ее ждали почти 15 лет! Китайская инициатива, в 2011 году выдвинутая лично председателем КНР Си Цзиньпином, не получала поддержки, хотя за это время были учреждены и Новый банк развития, и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, причем с участием многих стран—членов ШОС.
В ближайшее время будет, очевидно, запущен переговорный процесс по подготовке двух документов: межправительственного соглашения об учреждении Банка развития ШОС и его устава.
Сначала предстоит договориться о его миссии, а это довольно сложная задача, если исходить из позиции главы Минфина РФ Антона Силуанова: Россия видит в новом банке не только классический ИФР, но и расчетный центр, а также депозитарий, обслуживающий участников финансовых рынков стран—членов ШОС.
В целом очевидно, что функции Банка развития ШОС будут заметно отличаться от задач, решаемых действующими МБР, как равно и финансовая модель его функционирования, учитывая, что его капитал не может быть оплачен в долларах США, как это происходило в других случаях. Это значит, что предстоит приложить немало усилий в рамках многосторонней финансовой дипломатии, чтобы найти сбалансированные решения, учитывающие национальные интересы стран-учредителей и современные тенденции в деятельности МБР.
«По поручению президента Российской Федерации Владимира Путина ВЭБ.РФ обеспечивает координацию деятельности 12 российских институтов развития, объединенных в Специальной рабочей группе (СРГ). В данном контексте практические шаги МБР по углублению взаимодействия, по исключению из своей практики избыточного дублирования, по использованию механизма софинансирования и ряд других представляют практический интерес для ВЭБ.РФ и СРГ. Используемые „десяткой“ финансовые инструменты, подходы и схемы кредитования вполне могут быть применимы в нашей практике».
Автор: Сергей Сторчак
Материалы по теме:
- Партнерство на равных. «Развивай.РФ» как принцип взаимодействия
- Воссоединение в туризме. Как будут развивать индустрию гостеприимства в ДНР
- Платформы берут контроль на себя. За что банки воюют с маркетплейсами
- Куда клонится устойчивое развитие. Как изменится архитектура мировой эволюции
Все материалы «Эксперта» на expert.ru
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag